Самообразование. Сюжетно-отобразительная игра в группе раннего возраста

Марина Крючкова
Самообразование. Сюжетно-отобразительная игра в группе раннего возраста

цель: организация практического опыта осуществления игровых действий, а так же обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.

задачи: - освоение и назначение свойства предметов;

- организация практического опыта осуществления игровых

действий;

- обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.

предполагаемый результат: способствовать развития творческого

воображения, образованию игровых умений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Особенности развития сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста.

2. Диагностика игровых умений детей.

3. Анализ предметно-игровых умений детей.

4. Приложение.

5. Список используемой литературы.

Введение

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребенка. Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности.

Известно, что в играх дети отображают разные стороны окружающей действительности. В сюжетно-отобразительной игре малыши осваивают назначения и свойства предметов. Задачей педагога является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Так же помогать детям переносить знания

об окружающем в игру, формировать у детей предметные способы решения игровых задач: игровые действия с игрушками, предметами-заместителями, с воображаемыми предметами.

Для реализации поставленных задач используем методику комплексного руководства игрой. Она впервые была предложена Е. В. Зворыгиной, которая разработала специфику ее использования на этапе сюжетно-отобразительной игры малышей.

1. Особенности развития сюжетно - отобразительной игры

детей раннего возраста

Наблюдая окружающий мир и деятельность окружающих его людей, ребенок, хочет стать ее участником, как взрослый, но в полной мере еще не может этого сделать. А вот в игре он может все. Игра для ребенка – наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств. Для взрослого же игра ребенка еще и своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил ребенок на очередном этапе своего развития. А развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет. И чем младше ребенок, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.

Игра детей раннего возраста начинается со знакомства с предметом на уровне манипулирования. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко, разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т. д. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый.

При правильной поддержки взрослых дети уже в первой половине второго года жизни начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных понимаю ребенка сюжетов из жизни. Таким образом, формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (в быту, на занятиях).

Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игры, наличии конфликтов по поводу игрушек.

Для детей второго года жизни характерны действия, направленные на выполнения специфических действий с предметами и достижения определенного результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.

На третьем году жизни ребенок уже берет на себя роль в игре, но не заявляет о ней. Все это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно-отобразительной игры. Сначала сюжетно-отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу, а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие действий.

Какие богатые впечатления дети получают в окружающей жизни, их они и отображают в играх. Малыши живут в разных условиях, поэтому и содержание игр у них должно быть разным. В сюжетно-отобразительной игре малыши осваивают назначение и свойства предметов: из тарелки кормят куклу, машину катают или в ней перевозят грузы и т. п. Доказано, что в сюжетно-отобразительной игре у детей формируется предметные способы решения игровых задач.

Таким образом, на этапе сюжетно - отобразительной игры ведущим направление работы становится организация практического опыта осуществления игровых действий, их цепочек, а так же обеспечение общения ребенка и взрослого в игре. Все это способствует развитию творческого воображения, образованию игровых умений, а, следовательно, создает возможность для перехода к сюжетно ролевой игре.

2. Диагностика игровых умений детей

Игра занимает существенное место в жизни ребенка, оказывая значительное влияние на его развитие. Для полноценного развития ребенка, нам необходимо выявить уровень его игровых способностей. Уровень развития игровой деятельности выявлялся в процессе наблюдения за свободной игровой деятельностью детей. Наблюдения проводилось за 5 детьми, с разными игровыми навыками в возрасте от 2,3 лет до 2,5 лет. Данные о наблюдении за игровой деятельностью детей заносились в таблицу.

Ксения, Дима, Тимофей – пытаются отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Вика – играет в сюжеты на бытовые темы, может повторять действия одного типа многократно.

Максим - достаточно сдержан в эмоциях с трудом взаимодействует с окружающими.

Все дети затрудняются в использовании предметов заместителей, не всегда могут самостоятельно подобрать игровой материал.

Из таблицы видно, что у детей игровые навыки развиты на достаточно низком уровне. Остальные дети в группе отличаются малой активностью, минутным интересом к игрушке, неустойчивостью внимания к игре, не развитой речью.

Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию игровых умений и навыков. Основными задачами на данном этапе является:

• формировать умения детей взаимодействовать друг с другом через предмет;

• овладение детьми условными предметными действиями.

В течение года проводилась целенаправленная работа по реализации поставленных задач. Результаты заносились в таблицу.

Из таблицы видно, что игровые навыки у детей улучшились. Дети осознанно играют в игры на бытовые темы, стали пользоваться предметами заместителями. Внимание и интерес к игровым действиям возросли, улучшилась речь детей.

3. Анализ предметно-игровой среды

Для того чтобы сюжетная игра была разнообразной по своему содержанию, необходимо иметь сюжетные игрушки, различные атрибуты, которые помогали бы ребенку отразить свои впечатления.

Для развития самостоятельной игры в нашей группе раннего возраста, имеется набор сюжетных игрушек. Это куклы – младенцы, коляски, машины большие и маленькие. Так же в группе есть переносные модули: «Парикмахерская» с набором аксессуаров; «Магазин» с наборами овощей и фруктов, отдельные виды продуктов; модуль для купания кукол; стиральная машина с доской для глажения, утюжки; «Доктор» с набором инструментом, белые халаты и шапочки. Наборы посуды (чайная, кастрюли, детский стол, набор кухонной мебели. Конструктивный материал для построек дорожек, башенок и т. д. Чтобы дети творчески проявляли себя в сюжетной игре, в группе оснащен уголок ряжений.

К сожалению, в нашей группе раннего возраста нет кукол со сгибающимися руками и ногами, с нарисованными глазами. Хотелось бы также иметь маленьких кукол и набор кукольной мебели, тематических кукол (доктора, повара, мальчик, девочка). Нет у нас кухонной мебели, кроваток, ширм. Но мы выходим из этого положения, используем другие предметы. Например: укладываем кукол спать на диванчике, постепенно вводим предметы – заместители.

В группе почти все игрушки реалистичны, а хочется, чтобы у детей развивалось воображение, фантазия, чтобы способности детей воплощались в их игровых действиях.

Приложение

Едем на дачу

Самообразование. Сюжетно-отобразительная игра в группе раннего возраста

Смотри, какая у тебя прическа

Угощайтесь, дорогие гости

Сейчас будут блины

Спи, моя малышка

5. Список используемой литературы

1. О. В. Солнцева

Дошкольник в мире игры изд. «Речь» Санкт-Петербург 2010г.

2. Е. В. Зворыгина

Первые сюжетные игры малышей изд. «М. Просвещение» 1988г.

3. Г. Н. Година, Э. Г. Пилюгина

Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста

изд.»Просвещение» 1987 г.

Публикации по теме:

Памятка для воспитателей «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Сюжетно-ролевая игра Развитие символической функции мышления, формирование плана действий, построение воображаемой ситуации; Активный способ.

Презентация: «Предметная деятельность и игра детей 2–3 лет» Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий в раннем возрасте.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Времена года и погода
  • Этикет
Автор публикации:
Самообразование. Сюжетно-отобразительная игра в группе раннего возраста
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 15:53
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...