Лучший педагог года

Самообслуживание и его роль в развитии детей раннего возраста

вера полкунова
Самообслуживание и его роль в развитии детей раннего возраста

Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным.

Основным видом труда младших дошкольников является самообслуживание.

Самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков: - приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки); - раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки); - гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой); - опрятности (пользоваться горшком).

Публикация «Самообслуживание и его роль в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах

Работая в группе раннего возраста, поставила перед собой следующую цель: формировать навыки самообслуживания у детей раннего возраста на занятиях и в режимных моментах.

Для достижения цели наметила следующие задачи:

· изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

· проанализировать уровень овладения навыками самообслуживания детей раннего возраста;

· создавать в группе необходимые условия для формирования у детей навыков самообслуживания (соблюдать режим дня, обеспечить оборудованием и дидактическим материалом);

· разработать перспективный план занятий по формированию навыков самообслуживания;

· разработать рекомендации для родителей

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста – процесс длительный, поэтому необходимо использовать все режимные моменты: кормление, умывание, одевание и раздевание перед сном, после сна, на улицу.

В своей работе, для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста, применяю разнообразные методы.

1. Метод показа

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

2. Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Для этого я использую метод практического действия (упражнения)

3. Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

4. Дети в любом действии стараются поиграть. Игровой метод повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности. Любовь к игре значительно повысит интерес детей к самообслуживанию, особенно если ребенок заупрямился и не хочет выполнять что – либо. Такие игры как "Научим куклу Таню мыть руки", "Научим Катю одевать вещи правильно" позволяет закрепить представления о последовательности действий и способах самоконтроля.

5. Организованные НОД, рассматривание сюжетных картинок, чтение стихов, потешек, песенок, вызывает у детей желание умываться и помогает сделать для них этот процесс лёгким и приятным. В этом мне помогает худ. литература

Пошаговое усложнение требований поддерживает интерес ребенка к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогают детям наклеенные картинки- схемы с изображением одежды и обуви, обеспечивающие рациональную очередность действий.

И так, самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Родители, хоть и понимают значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам.

Провожу работу среди родителей. Оформила папку – передвижку на тему «Значение самообслуживания, «О совместном труде взрослых и детей», провела консультацию на тему:» Труд – лучший воспитатель».

Дети свободные от опеки взрослых более самостоятельные и уверенные в своих силах. Никогда не нужно делать за ребёнка то, что он может сделать сам, - это должно стать правилом каждого взрослого, если он хочет сформировать у ребёнка активность, инициативу, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

Таким образом, основной особенностью самообслуживающего труда детей раннего возраста является направленность на себя, а результатом – умение обслуживать себя.

Публикации по теме:

«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возрастаРоль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возраста Дети, и маленькие и большие, очень любят рисовать. Совсем маленькие с удивлением наблюдают за рождением яркого образа и стремятся побыстрее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообслуживание и его роль в развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 30 октября 2023 в 17:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД