МААМ-картинки

Секреты воспитания детей раннего возраста

Татьяна Поклонская
Секреты воспитания детей раннего возраста

Ранний возраст является периодом быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важнейшим условием полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году, усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой.

Публикация «Секреты воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах

На втором и третьем году жизни основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность. В активном словаре годовалого ребенка обычно насчитывается 10-12 слов, к двум годам их число увеличивается до 200-300, а к трем - примерно до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как низкая сопротивляемость организма заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - дети становятся раздражительными и вялыми, не хотят играть, быстро утомляются. В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: по ничтожной причине плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им приходит улыбка.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают формироваться с первых дней жизни.

Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Основные педагогические правила работы с детьми раннего возраста

1. Единство оздоровительной и воспитательной работы. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто находится в подавленном состоянии, если отсутствуют условия для его активной деятельности. Доказано, что такие оздоровительные мероприятия, как закаливание, гимнастика оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка только в том случае, если ребенок охотно идет на водную процедуру, с удовольствием делает гимнастику.

Аппетит ребенка зависит не только от вкусовых качеств пищи, но и от всей организации кормления и воспитательных приемов, которые применяют родители или воспитатели. Отказы от еды, доходящие иногда до полной потери аппетита, чаще всего объясняются неправильными воспитательными приемами : отсутствием твердого режима, применением излишних уговоров, насильственным кормлением и др.

На аппетит ребенка оказывает большое влияние также вся организация его деятельности. После хорошо организованной интересной игры или прогулки дети едят лучше. Прогулка не даст положительных результатов ни для здоровья, ни для развития, если отсутствуют условия для активной и интересной деятельности.

Наблюдая за ходом развития детей, воспитатель должен внимательно следить за здоровьем ребенка, знать первые признаки наиболее частых детских заболеваний и причины их возникновения, чтобы своевременно сигнализировать медицинскому работнику.

В то же время врач или медицинская сестра должны следить не только за физическим, но и нервно-психическим развитием детей. При выполнении той или иной медицинской процедуры надо стараться не травмировать психику ребенка, ласковыми словами уменьшить болезненные ощущения. Ребенок будет вести себя более спокойно, если медицинская сестра, не обманывая его, осторожно предупредит о том, что ему будет немного больно, но зато он скоро поправится и пойдет со всеми ребятами гулять.

Такие безобидные процедуры, как взвешивание, осмотр на наличие педикулеза при неправильных воспитательных приемах могут вызывать у ребенка слезы. А с другой стороны, даже инъекции или другие болезненные манипуляции переносятся детьми спокойнее, если медицинская сестра будет в то же время воспитателем, понимающим психические особенности ребенка. Учитывая большую взаимозависимость физического и нервно-психического развития, правильно воспитывать детей раннего возраста можно лишь при условии объединения всех гигиенических, оздоровительных и воспитательных мероприятий в согласованную систему.

Одним из основных педагогических правил является обеспечение постоянства приемов и единства подходов к ребенку со стороны всех лиц, имеющих отношение к его воспитанию. Любое умение, навык можно воспитать лишь тогда, когда при их формировании будут неоднократно применены одни и те же приемы. Например, приучить ребенка мыть руки, приходя с прогулки, или засыпать без укачивания можно только тогда, когда каждый раз от ребенка требуют выполнения этого правила.

В семейном кругу ребенка обычно воспитывают несколько взрослых, а в яслях еще и воспитатели. Поэтому сложной задачей является достижение полной согласованности в методах воспитания.

При единстве и постоянстве подходов дети быстро усваивают ряд устойчивых правил поведения (всегда мыть руки перед едой, не отнимать игрушки у других деток, выражать желание не криком и слезами, а словами и т. д.). Маленькому ребенку очень трудно привыкнуть, если в одной ситуации ему что-то разрешают, а в другой – запрещают. Выработка устойчивых привычек таким путем невозможна.

Отсутствие единства является одной из основных причин повышенной раздражительности, частых вспышек возбуждения, капризов ребенка, а иногда и ранней нервности. Совершенно недопустимо, например, когда медицинская сестра или кто-то из персонала сада, придя в группу, начинает ласкать плачущего ребенка, предварительно не узнав, почему воспитатель сама не утешает его.

Период раннего детства является благоприятным для развития самостоятельности. При правильном подходе взрослых самостоятельные действия уже с первых лет доставляют детям удовольствие. Но раннее проявление самостоятельности требует своего развития и закрепления.

Очень рано следует придерживаться правила: не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Большое значение для развития самостоятельности маленьких детей имеет отношение к этому окружающих взрослых. Значительно усиливается желание сделать что-то самому, если это получает одобрение, похвалу старших. Поощрение является чрезвычайно действенным методом воспитания самостоятельности.

Воспитатель должен поощрять самостоятельные действия ребенка. Но хвалить ребенка следует только тогда, когда он действительно заслужил. Не следует сразу же, по первому требованию или при малейшем затруднении помогать ребенку. Надо побудить его постараться самому выйти из затруднительного положения и после достижения успеха похвалить. Оказывать помощь нужно только тогда, когда взрослому ясно, что сам ребенок этого сделать не может, но и в таком случае надо постараться делать не за него, а вместе с ним. Наблюдая за тем, как ребенок реагирует на встретившееся ему затруднение, надо для начала предоставить ребенку возможность самому справиться с ним, побуждая его ободряющими словами. Только убедившись в невозможности преодолеть затруднение, не дожидаясь, пока у ребенка вследствие многократных попыток пропадает желание добиться положительного результата, надо помочь ему, одновременно привлекая и его самого. Привлечение детей с возрастом все к большему участию в кормлении, умывании, одевании, поощрение их самостоятельных попыток преодолевать затруднения во время игры способствуют развитию самостоятельности, умению преодолевать затруднения, самому добиваться желаемого, что является очень ценным качеством личности ребенка.

В результате любой деятельности, продолжающейся определенное время, наступает состояние утомления. Временным отдыхом для ребенка может являться смена характера деятельности.

Понимая вред от переутомления нервной системы, персонал детского учреждения (врач медицинские сестры, воспитатели, няни) должен знать его причины и признаки, внимательно следить за ребенком и своевременно обеспечивать отдых.

Основным условием, предохраняющим нервную систему ребенка от переутомления, является правильный режим дня, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям. Систематическое удлинение бодрствования выше физиологических возможностей ребенка неизбежно ведет к переутомлению и даже к истощению нервной системы. Вредно также укорочение бодрствования. Очень большое значение имеет достаточный по времени и полноценный глубокий сон.

Уравновешенное поведение ребенка возможно лишь в том случае, если длительность его бодрствования не превышает предела работоспособности и своевременно сменяется достаточно длительным глубоким сном. Для предохранения от переутомления нужна правильная смена деятельности, которую должны обеспечить взрослые. Переключение на другую деятельность является отдыхом для ребенка.

Необходимо менять положение, ситуацию, виды деятельности. Самостоятельная деятельность ребенка должна сменяться занятием, организованным воспитателем, подвижная игра – спокойной игрой за столом, игра в комнате – игрой на площадке на свежем воздухе и т. д.

Цель воспитания – содействовать гармоничному развитию человека, отличающегося своим мировоззрением, самостоятельностью, творческим потенциалом и любовью.

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Конспект родительского собрания «Мальчики и девочки: два разных мира. секреты воспитания в семье»Конспект родительского собрания «Мальчики и девочки: два разных мира. секреты воспитания в семье» Родительское собрание "Девочки и мальчики два разных мира. Секреты воспитания детей в семье» Группа№5 «Светлячки» Воспитатели: Черкасова.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Секреты воспитания детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания детей» Если вы заметили, что поведение ребёнка изменилось, да не в лучшую сторону, надо искать причины, исправлять ситуацию. Надо обязательно заниматься.

Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей» Очень часто родители выполняют за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Тем самым лишают его проявлению инициативы, самостоятельности,.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Секреты воспитания детей раннего возраста
Опубликовано: 25 августа 2020 в 09:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД