Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей «Игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у старших дошкольников»

Елена Пономаренко
Семинар-практикум для родителей «Игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у старших дошкольников»

Семинар-практикум для родителей

«Игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у старших дошкольников»

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 58 г. Белгород Пономаренко Е. И.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у старших дошкольников“» размещена в разделах

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.

Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.

Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.

Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.

Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.

Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:

• формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,

• развивать мелкую моторику рук,

• ориентировки в пространстве,

• развивать все психические процессы,

готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и, если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.

Я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.

Развитие слухового восприятия.

1. "Где звук и сколько слогов"

Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.

2. "Что изменилось?"

Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например, кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.

3. "Зашифрованное слово"

Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.

Для развития слухового восприятия важно использовать игры :

для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",

для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".

для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".

Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.

Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".

Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.

Развитие зрительного восприятия.

Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:

• умение анализировать предмет, его изображение,

• составление картинки, разрезанной на части,

• конструирование по образцу, по представлению,

• умение видеть графему и ее точное расположение,

• запоминание элементов букв,

• различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,

• дописывание элементов букв и т. д.

Для этого детям можно предложить задания:

1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т. д.

2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т. д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.

3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т. д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т. д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольниковМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников "Ручеёк" Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Творческие игры из ничего»Семинар-практикум для родителей старшей группы «Творческие игры из ничего» Форма проведения: практикум. Цель: уточнить, закрепить и углубить знания родителей о творческих играх с детьми. Задачи: - показать родителям.

Семинар-практикум для родителей «Развитие творческих способностей у дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»Семинар-практикум для родителей «Развитие творческих способностей у дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования» Очень рада видеть Вас на нашем семинаре. Сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и познакомимся с нетрадиционными.

Семинар-практикум с воспитателями «Роль игры в сохранении эмоционального благополучия детей-дошкольников»Семинар-практикум с воспитателями «Роль игры в сохранении эмоционального благополучия детей-дошкольников» Данный семинар-практикум может быть полезен социальным педагогам и педагогам-психологам ДОУ, а также старшим воспитателям. Цель: повысить.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у старших дошкольников»
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 12:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД