МААМ-картинки

Семинар-практикум для воспитателей «Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики»

Евгения Белоусова
Семинар-практикум для воспитателей «Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики»

Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста

произведений книжной графики.

I часть. Теоретическая. Проводит методист. Обсуждаются вопросы "Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики".

Вступление.

Иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами и из всех видов изобразительного искусства является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребёнка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности)живопись, скульптура и др.).

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики“» размещена в разделах

На первом этапе работы детей следует заинтересовать, заинтриговать. Прежде чем приступить к чтению, предоставить им возможность самостоятельно рассмотреть иллюстрации, поинтересоваться, понравились они или нет.

По словам художника В. Конашевича, каждая иллюстрация – это весёлое представление, игра.

"Тебе нравится норка, домик мышонка? – спрашивает воспитатель у ребёнка при рассматривании рисунков Ю. Васнецова к сказке В. Бианки "Лис и мышонок". – Хочешь, мы вместе с тобой и другими детьми "войдём" к нему в норку?"

Мысленно "войдя" в норку, ребёнок представляет, как он с разрешения мышонка, берёт в руки вещи, стоящие у него на полочке, заглядывает в горшочки, кувшинчики и т. п.

Подобные игры позволяют ребёнку почувствовать свою сопричастность к миру художественных образов, понять позицию героя произведения, попытаться преодолеть вместе с ним стоящие на пути препятствия.

Любовь детей к зрелищам, к представлению требует от художника, чтобы иллюстрация при всей своей простоте имела максимум содержания, т. е. "заключала в себе много подробностей, чтобы её интересно было рассматривать" (В. Конашевич).

Подготовка к семинару.

Чтобы определить уровень подготовленности воспитателей к работе по ознакомлению детей с иллюстрацией проводится анкетирование.

Примерные варианты вопросов.

1. На каких занятиях и с какой целью Вы используете иллюстрации?

2. Что Вы считаете главным при подборе иллюстративного материала?

3. При рассматривании иллюстраций на что обращаете внимание детей в первую очередь?

4. Какие используете приёмы активизации восприятия у детей?

5. Какими должны быть взаимоотношения педагога и детей в процессе восприятия иллюстративного материала?

6. К какому виду изобразительного искусства можно отнести иллюстрацию?

(подчеркните ответ)

• Живопись

Графика

• Декоративно-прикладное искусство

7. Назовите художников детской книги.

8. Творчество каких художников-иллюстраторов (современных или классиков) вы предпочитаете? (подчеркните ответ)

• Нравится и то и другое.

• Предпочтительнее классика; современное искусство не нравится.

9. Какие знания необходимы педагогу, чтобы знакомить детей с иллюстрацией? (подчеркните ответ)

• Специальные знания, чтобы передать замысел художника.

• Достаточно жизненного опыта.

• Знание иллюстрируемого текста.

• Затрудняюсь ответить.

Кроме того, воспитателям предлагается выполнить несколько практических заданий.

Задание 1.

Впишите в правый столбик таблицы названия литературных произведений для детей, которые проиллюстрировал данный художник.

Фамилия художника Название книги

И. Билибин

Ю. Васнецов

А. Каневский

В. Конашевич

Н. Кочергин

В. Лебедев

А. Пахомов

Е. Рачев

В. Сутеев

Л. Токмаков

Е. Чарушин

Задание 2.

Примерный набор иллюстраций к заданию 1.

И. Билибин. "Царевна-лягушка" (русская народная сказка)

Ю. Васнецов. " Лис и мышонок" В. Бианки; " Шутки-прибаутки" из сборника стихов А. Прокофьева.

Б. Дехтерёв. "Ослиная шкура" Ш. Перро.

А. Каневский. "Приключения Буратино" А. Толстого.

В. Конашевич. "Английские народные песенки" в переводе С. Маршака ("Храбрецы").

Н. Кочергин. "По щучьему велению" (русская народная сказка)

В. Лебедев. "Слонёнок" Р. Киплинга; "Цирк" С. Маршака: "Тихая сказка" С. Маршака.

Май Митурич. "Тараканище" К. Чуковского.

А. Пахомов. "Рассказы для маленьких" Л. Толстого.

Е. Рачев. "Колобок" (русская народная сказка)

Л. Токмаков. Иллюстрация к книге "Русские сказки про зверей" ("Козлята и волк").

Е. Чарушин. "Тюпа, Томка и сорока".

Назовите понравившиеся иллюстрации и объясните свой выбор., руководствуясь следующими критериями. (подчеркните ответ)

• Декоративность, яркость изображения.

• Юмор, динамичность изображения.

• Реальность изображения.

• Иллюстрация передаёт содержание произведения.

Задание 3.

Художник А. Пахомов иллюстрировал "Рассказы для маленьких" Л. Толстого. Многие критики считали: рисунок занимает больше места, чем текст, и таким образом писатель превратился в автора подписей к иллюстрациям.

Художник возражал : он был убеждён, что правильно понял задачи, поставленные Л. Толстым.

С чьим мнением вы согласны?

Задание 4.

Рассмотрите иллюстрацию Мая Митурича к сказке К. Чуковского "Тараканище". Что здесь изображено? Узнали ли вы персонажа сказки?

Покажите рисунок детям и спросите их мнение.

На основании результатов оценки знаний воспитателей проводится ряд мероприятий с учё том возможностей каждого детского сада:

• подбор искусствоведческой и методической литературы;

• индивидуальные беседы, консультации;

• организация выставок книг художников-иллюстраторов;

• организация встречи с художником-иллюстратором.

«Какой должна быть детская книга? – размышляет художник-иллюстратор Виталий Пивоваров. – Во-первых, она должна быть такой, чтобы в неё можно было войти. А во-вторых, там внутри, когда войдёшь, должно быть хорошо.

Но что значит – хорошо?

Хорошо – это когда в книге ты встречаешь интересного героя, может быть, странного, но в чём-то похожего на тебя и поэтому могущего стать твоим другом. Хорошо – это когда очень смешно и очень интересно. И, наконец, хорошо – это когда добро сильнее, чем зло, когда вся книга пронизана этим добром».

А. Каневский считал: не всё в искусстве доступно и понятно детям. Например, они могут не понять васнецовской «Алёнушки» : почему девушка сидит у пруда, ничего не делает, не купается? Детям «трудно постичь, что в картине передано состояние души, а не просто показано действие».

Поэтому задача второго этапа работы – дать детям, по словам Е. Чарушина, «предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие, открыть новые, живописные ощущения мира». Например, при рассматривании книг этого художника важно, чтобы дети поняли состояние каждого персонажа через его движения и мимику. Ведь звери могут быть разными: спокойными, агрессивными, приветливыми, хмурыми, уверенными в себе и даже расстроенными. На этом этапе не следует торопиться с рассматриванием иллюстраций, для того чтобы обогатить художественное восприятие детей, вначале помогите им «услышать», как, встав на задние лапы в погоне за воробьями, "заговорил" Тюпа: «Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» Или как кричат, галдят, чирикают воробьи над испуганным Тюпой: «Чив-чив! Чив-чив».

Как жалобно поскуливает волчишко, когда его мать ушла на охоту, а он остался один. Помогите представить те события, которые могут в дальнейшем произойти со звериными детё нышами:

«Как вы думаете, дождётся свою маму волчонок или нет? Что произойдёт потом с заячьей семьёй? Удастся ли пёсику Томке поймать кого-нибудь во время охоты?»

На завершающем этапе работы используйте иллюстрации, на которых изображены сцены, позволяющие думать о какой-то тайне.

Вначале вызовите у детей эмоциональный отклик на изображённое «событие», создавая вокруг него атмосферу таинственности. Для этого можно использовать небольшой описательный рассказ, не связывая его с содержанием данного художественного произведения.

Например, при восприятии иллюстрации Б. Дехтерёва к сказке Ш. Перро «Ослиная шкура» рассказ может звучать так: «Наступила ночь. Замок и окружающие его деревья погрузились в полную темноту. И только в одной из комнат замка горел свет.

Но вскоре взошла луна. Холодным, голубоватым светом она озарила мрачные каменные стены замка и крючковатые ветки могучих деревьев.

Вдруг тишину этой лунной ночи огласил мерный стук копыт. Как вы думаете, кто это мог быть? (Ответы детей.) А теперь раскроем книгу и посмотрим, кто же появился в эту лунную ночь на дороге, ведущей от таинственного замка».

Иллюстрация Б. Дехтерёва размещена на развороте книги, что позволяет последовательно рассматривать её с детьми. Образ испуганной молодой принцессы, которая отправилась к волшебнице в золотой коляске, запряжённой большим золотым бараном, не может не взволновать детей. Не зная содержания сказки, они фантазируют, строят различные предположения, что имеет большое значение для развития воображения.

Для такого рода работы можно использовать не только иллюстрации к «Волшебным сказкам». С увлечением и интересом дети воспринимают события или отношения, которые талантливо переданы художниками-анималистами.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для воспитателей 1 младших групп на тему «Изобразительная деятельность детей 2–3 лет» Цель: Раскрыть суть изобразительной деятельности в раннем дошкольном возрасте, отметить закономерности ее развития. На третьем году жизни.

Семинар-практикум для воспитателей «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду»Семинар-практикум для воспитателей «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду» Огород в детском саду является одним из условий,которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. С помощью.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с ПДД»Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с ПДД» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения» Цель: способствовать расширению.

Семинар-практикум для воспитателей «Художественное творчество. Рисование. Средняя группа» Средняя группа К четырем годам Дети научаются различать довольно сложные формы предметов, более разнообразные цвета. Развиваются их эстетические.

Семинар-практикум для воспитателей «Художественное творчество. Рисование. Вторая младшая группа» В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству. Основная задача обучения рисованию - помочь.

Семинар-практикум для воспитателей «Методики проведения занятий»Семинар-практикум для воспитателей «Методики проведения занятий» практикум для воспитателей на тему «Методики проведения занятий» Задания к семинару : 1. Подготовить краткое сообщение по методике проведения.

Семинар-практикум для воспитателей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» Хорошо развитая речь – важнейшее.

Семинар-практикум для воспитателей «Театральная игрушка из носков»Семинар-практикум для воспитателей «Театральная игрушка из носков» В рамках годовой задачи "Развитие речи детей через театрализованную деятельность" в ДОУ прошел семинар -практикум по изготовлению театральной.

Семинар-практикум по обучению игре на народных инструментах для родителей или воспитателей. Тема: «Обучение игре на народных инструментах» Включает в себя 5 занятий. Задачи: Повышение теоретических знаний.

Семинар-практикум для воспитателей «Планирование тематической недели в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Форма проведения: методический театр (использование комплексно-тематического принципа построения образовательной модели). Сказка «Планирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики»
Опубликовано: 21 августа 2015 в 11:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД