Папки-передвижки

Семинар «Воспитание детей в процессе гендерной социализации»

елена Липчинская
Семинар «Воспитание детей в процессе гендерной социализации»

Воспитание дошкольников в процессе гендерной социализации

В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в зависимости от пола. В работе детских садов все чаще стало появляться понятие «Гендерный подход в воспитании»,в связи с новыми требованиями к образовательной программе формирование гендерной принадлежности одна из задач, стоящих перед педагогами. ( слайд: ряд проблем: снижение уровня здоровья мальчиков и девочек, притупление или потеря чувств гендерной принадлежности (одним словом трудно разобрать где слабый пол,а где-сильный,повышение неадекватности форм поведения среди молодежи)

Публикация «Семинар „Воспитание детей в процессе гендерной социализации“» размещена в разделах

Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни. При этом вся система дошкольного воспитания – сплошное царство женщин. В общем-то, ничего странного в этом нет: во – первых, женщине самой природой определено находиться рядом с маленькими детьми, во – вторых, работа в детском саду требует неимоверного терпения, заботы, аккуратности и даже консерватизма (качества, которые вряд ли стоит искать среди мужских добродетелей). Наконец. Чего скрывать, профессия воспитателя не входит в разряд престижных, мужских. Да и приходит ли удивляться, если женщины активно осваивают истинно мужские профессии – сварщики, водители, военные и мн. др. Мужчины же уступают под таким натиском, при этом отстраняясь и от воспитания детей. Однако непонятно только, почему все чаще одолевает всех нас – и родителей, и педагогов, да и просто обычных граждан какая – то странная ностальгия по мужскому воспитанию. По такому, где главное – научить ответственности и решительности, сдержанности и широте души, умению справляться с собственными страхами, быть сильным и справедливым. Собственно говоря, всему этому могут научить и женщины, но просто у мужчин получается лучше.

Итак,уважаемая аудитория как вы думаете в чем различие понятий «Половое» или «Гендерное» воспитание?

Возникает резонный вопрос: С какого возраста надо начинать гендерное воспитание?

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми. Значит процесс гендерного воспитания должен начинаться с самого раннего возраста в семье, потому что дети стараются быть похожими на своих родителей и копируют их модель поведения. Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

В современном обществе существует такой вариант воспитания : и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины : дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между"женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из"добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей",а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание.

Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, я отметила, что есть девочки которые недостаточно скромные, нежные, терпеливые, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабые физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Иногда в играх дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера-это вызывает тревогу. Значит, проблема воспитания, и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Возникает еще один вопрос:Уважаемая аудитория Кто участвует в гендерном воспитании ребенка и какова их роль в данном процессе?

Расположим участников гендерного воспитания по степени их важности (слайд)

Семья: ребенок копирует своих родных, особенно стараясь походить на родителя своего пола. Ребенок живущий в благополучной,полной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов. Кроме того,наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.

Педагогический коллектив детского сада: Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой, но и это еще не все. Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и как на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения.

Проанализировав соотношение мальчиков и девочек в группе, социальный статус семей (много неполных,изучив психологические особенности мальчиков и девочек, я окунулась в эту проблему и постаралась привлечь родителей, но оказалось все не так просто. Провела анкетирование родителей и поняла, что занялась этой темой не напрасно. Многие родители считают, что воспитанием должны заниматься в детском саду «специально подготовленные люди»,другие, что детей дошкольного возраста рано просвещать по вопросу пола. Я подготовила ряд консультаций:

«Почему дети конфликтуют»,«Мальчики и девочки играют»,«Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»,«Половое воспитание дошкольников»,«Ребенок и его игрушки»

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, я считаю,что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей я уделяю подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков и девочек.

В игровой деятельности,совместно с родителями, мы постоянно пополняем и расширяем сюжет игры: например девочки чаще играют в игру «Модельное агентство»,"Моряки" -здесь объединяются такие сюжеты как :Водолазы,подводная лодка,рыбацкое судно,пираты

«Сценодвижение»,работа с парикмахером, маникюр, работа с фотографом, непосредственный показ моделей. Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но мы учитываем, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не прерываем их игры, а лишь направляем игры мальчиков в нужное русло. Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, с удовольствием манипулируют деталями конструктора, это отражается в игре «Строитель»-это выбор объекта строительства, способ доставки на строительную площадку материала, дизайн постройки, сдача объекта

В нашем детском саду при воспитании детей, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков, чтобы ребенок имел возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он – мальчик. (покрывала и полотенца двух цветов,маркировка на шкафчиках,символы на дверях туалетной комнаты)

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Дети должны постоянно получать знания и разнообразные впечатления об окружающей действительности. Особую роль на занятиях по развитию речи отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках).

Необходимо рассказывать и девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап, помочь осознать их значимость в семье. Детям очень запомнилась встреча с шахтерами –проходчиками. Они рассказали детям о своей нелегкой,но очень значимой в нашем обществе профессии. Принесли фотографии,потом все вместе посмотрели видеофильм и пришли к выводу,что проходчиком могут работать только сильные,смелые и физически здоровые мужчины.

По данным исследователей, самооценка мальчиков более устойчива, чем самооценка девочек. Кроме этого, девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала (интонация, форма оценки, публичность). Для мальчиков значимо, за что бранят или хвалят. Поэтому я, оценивая результаты деятельности мальчика, делаю акцент на конкретных его успехах. Например: «Ты делаешь успехи, Паша, сегодня ты научился рисовать многоэтажный дом», оценивая результаты деятельности девочки делаю акцент на том, как хорошо она что-либо выполнила. «Умница Настя, красиво нарисовала дом»,«Влада,ты сегодня изящно танцевала).

В результате всей работы по гендерному воспитанию у детей расширяется кругозор, повышается интерес к близким людям, их взаимоотношениям, дети чаще стали проявлять внимание, вежливость по отношению друг к другу. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.

Публикации по теме:

Психологическая готовность к школе Согласно Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООПДО,.

Учет гендерных особенностей в физическом направлении развития дошкольника. С введением в действие ФГТ особенно актуальным стал индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в зависимости от его пола. Однако.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Воспитание детей в процессе гендерной социализации»
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 02:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД