МААМ-картинки

Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение слуха

Наталья Ложенко
Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение слуха

В настоящее время, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений увеличилось количество детей со сложными (комплексными) недостатками развития. В нашем детском саду существует группа комбинированного вида для слабослышащих детей.

Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается.

Публикация «Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение слуха» размещена в разделах

Коррекционно-развивающая работа, со слабослышащими детьми строится с учетом следующих нормативных документов:

Конвенция о правах ребенка

Декларация о правах ребенка

Декларация о правах инвалидов

Гарантии прав ребенка

Конституция РФ

Приказ о внедрении ФГОС ДО

В работе, мы используем следующие программы:

Основные –

«Программа воспитания и обучения детей в детском саду. От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

«Программа воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» под ред. Головчиц Л. А.

Парциальные –

«Примерная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» под ред. Л. В. Лопатиной

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР 3-7 лет» Н. В. Нищева;

«Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР» под ред. С. Г. Шевченко

Система коррекционно-развивающей работы построена с учетом задач дошкольного образования, закономерностей развития детей дошкольного возраста, особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями развития в возрасте 4-5 лет, обусловленных характером и структурой нарушений; требованиями ФГОС ДО.

Коррекционно-развивающая работадолжна обеспечить целостность, комплексность, и всестороннее развитие ребенка.

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется через коррекционный комплекс, который состоит из 5-ти блоков:

1 блок – диагностический – первичное обследование, систематические этапы наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития.

Включает:

психологический аспект – изучение уровня умственного, речевого, моторного развития; особенности гнозиса и праксиса; межанализаторного взаимодействия; пространственно-временных отношений; характера произвольной деятельности дошкольника.

педагогический аспект – выявление трудностей формирования ЗУНов, определение этапа, на котором эти трудности возникли, определение условий их преодоления.

2 блок - коррекционно-развивающий –представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

3 блок – аналитический – обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценить эффективности коррекционного воздействия

4 блок – консультативно-просветительский и профилактический – оказание помощи педагогам и родителям ввопросам обучения и воспитания ребенка.

5 блок – организационно-методический – работа с документацией.

Нашу группу комбинированного вида составляют 12 воспитанников: 4 ребенка с нарушением слуха, 2 – ОНР, 6 – норма.

Система работы построена в соответствии с нагрузкой и графиком работы. (сетка занятий)

При организации коррекционно - педагогического процесса в группе

учитываются особенности психофизического состояния

воспитанников и обращаем внимание на внешние признаки утомления: подавленность, вялость, раздражительность либо повышенную возбудимость и т. д.

С целью профилактики переутомления детей чередуем

занятия, требующие от детей умственного напряжения, с занятиями

физкультурно - оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В середине каждого занятия, проводим физкультминутку.

В течение дня необходимо предусматриваем сбалансированное

чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности и отдыха детей.

Индивидуальная и подгрупповая работа проводится с детьми каждый день.

На индивидуальных занятиях выноситься материал из разных разделов работы, вызывающий наибольшие затруднения у каждого из воспитанников группы. Занятия по различным разделам Программы чередуются. Например, в течение недели могут чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Необходимость проведения индивидуальной работы по тем или иным разделам Программы определяется учителем - дефектологом в зависимости от уровня усвоения воспитанников программного материала

Вся работа проводится в тесном взаимодействии учителя-дефектолога с воспитателями.

В содержании коррекционно-педагогической работы выделяются несколько разделов, каждый из которых включает решение как воспитательных и образовательных задач, так и коррекционных, направленных на преодоление некоторых особенностей в формировании различных сторон психического развития дошкольников с нарушенным слухом.

«Развитие речи» является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения. Основными задачами являются: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова.

Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению, целью этой работы является формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников направлена на развитие остаточного слуха : дети обучаются восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.

Обучение произношению предполагает: создание потребности в устном общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи;

Так же, как и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Особое значение придается обучению игре. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр.

Важной задачей, связанной с художественно-эстетическим развитием, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в свободной деятельности, в семье проводится целенаправленное обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивается интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы.

Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы со слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.

Помимо занятий, ребята каждое утро занимаются дыхательной гимнастикой по Стрельниковой, артикуляционной гимнастикой, су-Джок терапия.

В обязательном порядке утренняя гимнастика и физкультурно-оздоровительные игры.

Занятия на свежем воздухе, подвижные игры, трудотерапия.

В нашей группе так же проводится кружковая работа :

«Лопотушки» - логоритмика

«Бумажное волшебство» - оригами

«Приключение Свотофора» - ПДД

В настоящее время мы ведем работу над проектом «В гостях у сказки».

Не смотря на то, что слабослышащие дети имеют свои особенности, они испытывают значительные затруднения в общении с окружающим их миром, они принимают активное участие во всех мероприятиях проводимых в детском саду.

Публикации по теме:

Особенности формирования самостоятельности в коррекционно-развивающей работе со школьниками, имеющими нарушение слуха Из опыта работы дефектолога. Особенности формирования самостоятельности в коррекционно - развивающей работе со школьниками, имеющими нарушение.

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях детского сада. Дошкольный возраст – это период, когда происходит бурное развитие всех функциональных систем организма, способствующий созданию устойчивого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение слуха
Опубликовано: 30 мая 2015 в 14:33
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД