МААМ-картинки

Сказка как метод нравственного воспитания дошкольников

Анна Егорова
Сказка как метод нравственного воспитания дошкольников

Аннотация: статья раскрывает роль сказки в формировании нравственных качеств у дошкольников. В статье описаны методы и приемы работы со сказкой на основе проекта.

Ключевые слова: нравственное воспитание дошкольника; сказка; дошкольный возраст; проект; методы.

«Чтение сказок – тропинка, по которой,

Публикация «Сказка как метод нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

умный, думающий воспитатель

находит путь к сердцу ребенка».

/В. А. Сухомлинский. /

Старший дошкольный возраст – тот период, когда формируются нравственные привычки, активно осваиваются нормы морали, чувств, отношений. У детей 6-7 лет проявляется нежелание делиться игрушками друг с другом, склонность к враждебности; у них слабо развиты навыки сочувствия и сопереживания. Проблема нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Эта проблема является актуальной. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс, требующий постоянных усилий педагога, родителей, систематической работы по формированию чувств и сознания детей. [1]

Важную роль для развития нравственной сферы ребенка играет работа с художественной литературой, а именно, со сказкой. В этом возрасте дети тянутся к сказке, любят, когда им читают взрослые. Авторы стремились воспитывать в детях положительные качества, поэтому складывали повествование таким образом, что добро побеждает зло. Когда ребенку читают сказки, он становится сказочным героем, который наделен такими качествами, как честность, доброта. Волшебство в сказке формирует мир дошкольника, она становится привлекательной для детского восприятия. Если сказка подобрана верно, то она учит ребенка нравственности. По словам Проппа В. Я. : «Сказка хранит в себе вечные ценности, такие как трудолюбие, преданность, отзывчивость, и в этом её непреходящий смысл…»[2]

Когда ребенок знакомится со сказками, он начинает проявлять сопереживание, жалость и другие нравственные качества. Сказки-это вымысел, это волшебство, герои вымышленные, именно она направляет детей на правильные поступки, показывает отрицательные качества героев (могут быть люди, животные).

В своей работе мы поставили цель: выяснить, как сказка влияет на нравственные качества детей дошкольного возраста и какие формы следует применять в работе.

Для решения поставленной цели был реализован проект «Сказка ложь, да в ней намек.», участниками которого стали дошкольники подготовительной группы, воспитатели ДОУ, родители воспитанников. В ходе реализации проекта мы предположили, что дошкольники повысят уровень социальной адаптации, проявят больший интерес к сказкам, захотят сочинить свои сказки. Будут добрее, отзывчивей друг к другу.

Проект состоял из трех этапов. На подготовительном этапе были обозначены цели и задачи проекта, был подобран методический материал по данной теме, художественная литература, иллюстративный материал, пополнена предметно-развивающая среда.

На втором, основном этапе, были проведены различные мероприятия: игры, мастер-классы для родителей, разыгрывание сказок, оформление выставок, рисунков по теме, создание коллективных газет и др.

На заключительном этапе для родителей была показана сказка, подготовлена презентация «Сказка ложь, да в ней намек», где показали работу над проектом.

Работа с родителями: консультативная помощь, подбор памяток о пользе совместного чтения книг; помощь в подборе атрибутов к театрализованной деятельности.

Основные формы реализации проекта с детьми: чтение детских сказок, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов по прочитанным сказкам; театрализованная деятельность; непосредственно-образовательная деятельность. Ежедневно с детьми проводились беседы: «Что такое доброта?», «Как помочь взрослым?», чтение книг, пересказ, сказкотерапия, рисование героев сказок с проговариванием качеств; разучивание поговорок, загадок, отрывков из сказок. Проводились пальчиковые игры по мотивам сказок, физминутки. [3]

На основном этапе работа со сказками была разделена на несколько блоков: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки. Например, при прочтении сказок о животных прививали детям такие качества, как доброта, дружба, сочувствие («Бобовое зернышко», Теремок», «Три медведя», помощь другим («Заюшкина избушка») и др. Во время изучения волшебных сказок с ребятами были прочитаны разные книги, в которых рассмотрены такие нравственные качества, как храбрость, смекалка, честность («Летучий корабль», «Коза-дереза» и др). Сатирические сказки показали детям такие качества, как щедрость, смекалка, прощение («Лиса и дрозд», «Каша из топора» и др.). Перед тем, как начиналось чтение сказки, создавался эмоциональный настрой, использовались различные методы и приемы, чтобы вызвать заинтересованность у детей.

С целью формирования доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста велась работа по театрализованной деятельности. Во время драматизации сказок дети старались передать эмоции героев мимикой, жестами, интонацией. Для усвоения вежливых форм общения проводились игровые задания: «Помоги Лисенку придумать вежливое слово», «Зайка попал с трудную ситуацию» и др. Для закрепления знаний были использованы дидактические игры на материале знакомых сказок.

Совместно с родителями был организован мини-музей «Сказки для детей» : здесь размещались книги со знакомыми сказками, творческие работы дошкольников, иллюстрации героев сказок.

В результате проделанной работы дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, они стали добрее, отзывчивее друг к другу, внимательнее к окружающим.

Таким образом, можно отметить, что сказка ставит и помогает решить нравственные проблемы, прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белобрыкина О. А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов - М., 2011

2. Калунина Е. С. «Воспитание сказкой» // Ребёнок в детском саду (журнал). – 2002 - №5 – с. 73.

3. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез 2012год

4. Интернет-ресурсы

Егорова Анна Борисовна, воспитатель ВКК МБДОУ БГО ЦРР д/с №19, г. Борисоглебск

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как метод нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 19:34
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД