Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Алеся Ганжурова
Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей

дошкольного возраста.

Что делать, когда ребенок плачет по ночам и отказывается один ложиться в кроватку? Почему всегда активный малыш перестает интересоваться играми, становиться вялым и капризным? Конечно, эти симптомы можно списать на внезапную простуду или на возрастные кризисы, но зачастую причиной их становятся страхи, которым в той или иной степени подвержены все дети. [1,ст. 5]

Что же такое детские страхи? Нарушение сна или другое психическое заболевание ребенка? А может, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых?

Итак, страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающие в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.

Возникновение страхов довольно характерно для детского возраста. Чаще всего это боязнь темноты, одиночества, разлуки с родными и близкими, повышенное внимание к своему здоровью. Психологи выделяют возрастные периоды особо яркого проявления определенных страхов: 2-3 года – боязнь животных, темноты, ночные страхи; 4 года - боязнь насекомых, воды, сказочных героев; 5-6 лет – боязнь несчастий, катастроф, пожаров, боязнь школы.

Страхи могут возникать в результате подражания тем, кто боится, или как реакция на эмоционально значимые ситуации (испуг, тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в детском учреждении семье и т. п.)

По продолжительности страхи бывают кратковременными (15-20, быстропроходящими после успокоительной беседы, и затяжными (1-2 месяца). [5, ст. 12]

Также страхи подразделяют на ситуативные и личностные, реальные и воображаемые, острые и хронические.

• Ситуативный страх возникает в необычной, опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке (например, при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д.).

• Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

• Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический — особенностями личности. [2, ст. 3]

Сам по себе страх – продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Однако существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх делает из ребенка невротика.

В связи с этим остро встает вопрос о коррекции страхов.

Многие авторы рассматривают возможность коррекции страхов у детей различными методами, но мы остановимся подробнее на методе сказкотерапия.

Термин «Сказкотерапия» появился в русском языке сравнительно недавно. И, поэтому у разных людей, специалистов сказкотерапия вызывает многообразные ассоциации. Для одних – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

Сказкотерапия одно из самых молодых направлений практической психологии. Но, с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова.

Особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка начинается с интереса, а все что вызывает интерес, проникает во внутренний мир человека быстрее и глубже. Сказка адресуется и воспринимается не только умом, поэтому сознание и подсознание становятся союзниками, а не соперниками. В сказке, возможно, все и в ней всегда счастливый конец – то есть она помогает личностному раскрепощению и открытию творческого потенциала. Сказка – зеркало, отражающее мир через призму личностного восприятия человека. [4, ст. 7]

Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, желаемого.

Таким образом, сказка раскрывает человеческую потенциальность. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации.

Сказкотерапия хороша тем, что умещает в себе всю «технологическую кухню» от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности. В сочетании с тем, что она органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применима как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста, сказкотерапию можно назвать полифоническим методом. [4, ст. 9]

Доктор психологии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных.

Так же по ее мнению выделяются следующие принципы работы со сказками:

1) Принцип осознанности – включает в себя осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета и понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

2) Принцип множественности – осознание того что, одно и тоже событие, ситуация моет иметь множество значений и смыслов.

3) Принцип связи с реальностью - это понимание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает некий жизненный урок. [3 ст. 16]

Используя метод сказкотерапии, психологи ведут коррекционную работу с агрессивными и тревожными, застенчивыми и замкнутыми, чрезмерно подвижными и невнимательными детьми. С помощью сказки можно эффективно преодолевать нарушения самооценки, несобранность и медлительность, трудности в общении и обучении и, конечно же, бороться с такой распространённой проблемой, как детские страхи.

Наиболее распространенным страхом у дошкольников, является страх темноты. В темноте есть нечто мистическое, волшебно пугающее, волнующее. У детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки, именно поэтому неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.

Сказкотерапевт Д. Соколов считает, что изначальный страх могут победить другие эмоции (любовь, вина, обида, расширение границ (узнавание мира таким, какой он есть его объективацию) или плата за приобретение смелости и предлагает оригинальную картотеку психотерапевтических решений данной проблемы.

1. Схема сказочного сюжета:

Зайчик боится темноты. Встретил друга котёнка. Пошли вместе исследовать ночной лес. Чудовище оказалось веткой, страшный «желтый» глаз – фонарём. Встретившийся филин услал их спать, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют.

Принцип решения: помощник (такой же, как герой). В самое пекло. Узнавание. Границы.

2. Схема сказочного сюжета.

Мальчик дружил с Солнцем и боялся Ночи. Ночь ушла. Солнышко без неё устало, стало плакать. Мальчик пошёл звать Ночь и её дочь Темноту. Те вернулись, и все сдружились.

Принцип решения: утрированная победа, её негативные последствия. Для кого-то (покровителя). Диалектика.

3. Схема сказочного сюжета:

Крот влюбился в бабочку. Стал оставаться по утрам, любоваться её полётом. Раньше он думал, что слепой, при дневном свете оказалось: видит!

Принцип решения: противоположность. Любовь. Постепенное привыкание. Отвлечение.

4. Схема сказочного сюжета:

Медвежонок потерялся в лесу, боялся идти домой из-за темноты. Светящаяся блоха попросила его перенести её на поляну, где у них – блох – собрание. Там обещала заклинание против страха. По дороге кусала, но светила. На поляне медвежонок выучил: «Э-ге-ге, о-го-го, не боюсь я ничего!» и побежал домой.

Принцип решения: промежуточная цель (конфетка посередине). Плата. Интернализация ресурсов.

1. Схема сказочного сюжета:

Алёнушка боялась темноты. Осталась дома на ночь с Иванушкой. Везде жгли свет. Иванушка поранился ножом, Алёнушка испугалась, побежала через поле за доктором. Только провожая доктора обратно, заметила, что совсем не боится темноты.

Принцип решения: вытеснил другой страх. Внезапность. Для кого-то (меньшего).

2. Схема сказочного сюжета:

Мама оставила мальчика-трусишку одного ночью. Он возмутился, оделся и пошел все рассказать бабушке. Та жила на другом конце города. Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал по дороге да где-то страх и потерял.

Принцип решения: обида злость. Против кого-то. [5. ст. 18]

Опираясь на данные схемы, а также на собственные знания и творческие способности, специалисты и родители без особого труда могут составить эффективную персонализированную сказку для боязливого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

Таким образом, сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным в практической работе психокоррекционным методом.

Список литературы.

1. Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться / Вера Голутвина – М.: Гелиос.

2. Захаров А. И. дневные и ночные страхи у детей – «Серия психология ребенка». – СПб 2000.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. – 2002 .

4. Пономарева В. И. Там на неведомых дорожках… Из практики сказкотерапии. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008

5. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь: М.: Сфера,2008

Публикации по теме:

Работа с педагогическим коллективом в форме консультаций-презентаций Работа с педагогическим составом в форме консультаций-презентаций: 1. Эмоциональное выгорание педагога (симптомы, методы профилактики).

Сказкотерапия. Из опыта работыСказкотерапия. Из опыта работы Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 ноября 2013 в 16:53
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...