Получи документы

Сказкотерапия как метод преодоления детских страхов у детей 3–4 лет

Ирина Кононова
Сказкотерапия как метод преодоления детских страхов у детей 3–4 лет

Аннотация. Статья посвящена проблеме преодоления страхов у детей 3-4 лет. Рассмотрены особенности возникновения детских страхов. В качестве перспективного метода работы выбран метод сказкотерапии.

Ключевые слова: страх, детские страхи, психотерапия, сказкотерапия.

Публикация «Сказкотерапия как метод преодоления детских страхов у детей 3–4 лет» размещена в разделах

Современный дошкольник уже в среднем дошкольном возрасте подвергается воздействию негативных факторов окружающей среды. Это касается перегрузки информацией, воздействия детского коллектива, повышенных требований со стороны родителей и педагогов. Подобные переживания могут привести к появлению таких негативных эмоциональных проявлений, как страхи. Уже в возрасте 3-4 лет следует отслеживать подобные симптомы, так как в более позднем возрасте страхи могут приобрести достаточно устойчивый характер и затруднить личностное развитие ребенка.

Проблемы возникновения стразов у детей рассматривались в работах отечественных и зарубежных исследователей. С. Холл рассматривал причины детских страхов с точки зрения биогенетического закона. В его представление у детей проявляются те же страхи, что и в животном мире. Именно в детском возрасте возникают необоснованные страхи, которые свидетельствуют об их биологической детерминированности. З. Фрейд также изучал данную проблему в рамках психоанализа. Он полагал, что страх является такой эмоцией, которая свидетельствует о субъективном дискомфорте ребенка. Фрейд относил страх к травмирующим ситуациям, когда ребенок боится определенных внешних угроз, реальных или мнимых.

В отечественной практике рассмотрение детских страхов проводилось в рамках теории неврозов. При этом, авторы не выдвигали концепций причин возникновения данного явления, а разрабатывали методики профилактики и коррекции. Так, А. И. Захаров полагал, что страхи в детском возрасте являются предпосылкой развития неврозов у ребенка. Постепенно все более расширяется спектр страхов, ребенок испытывает все более сильную негативную нагрузку на эмоциональную сферу. Поэтому необходимо проводить своевременную работу по преодолению детских страхов [2].

В работе по коррекции страхов у детей 3-4 лет могут быть использованы такие методы, как игротерапия, арттерапия, куклотерапия, но более эффективным будет использование метода сказкотерапии. Сказкотерапия – это одно из направлений психокоррекции, которое оказывает комплексное воздействие на психическую сферу ребенка, позволяет снизить проявление страхов, фобий. Ресурсы сказкотерапии могут быть использованы для воспитания, развития, коррекции поведения [3].

Именно сказкотерапия уже в среднем дошкольном возрасте позволяет ребенку собственные негативные переживания перенести на других людей, на героев сказки. Ребенок, работая со сказкой, научается справляться с негативными эмоциями, преодолевать страхи. Он видит методы преодоления трудных ситуаций. В то же время, корректируется и эмоциональная сфера. Так, негативные эмоции сменяются позитивными. Ребенок радуется, когда герою удается справиться со сложностями, победить в борьбе. Этот успех ребенок переносит и на себя. Окружающий мир уже не выглядит таким угрожающим, дошкольник понимает, что можно найти пути решения даже сложных ситуаций.

В этом случае сказка выступает некоторым посредником между окружающей средой и внутренним миром дошкольника. В сказке постулируется значимость таких волевых качеств, как терпение, упорство в достижении цели, формируется понимание силы нравственных качеств (доброты, взаимопомощи). Сказки учат быть оптимистичным, верить в себя и свои силы. В сказках наблюдается постепенное преобразование героя. Так, в начале главный герой может предстать слабым и маленьким. Но к концу сказки он становится сильным, умелым, способным правиться с трудностями. Таким образом ребенок как бы переживает процесс взросления [1].

Особенно важным является то, что дети 3-4 лет не ограничиваются пассивным слушанием сказки. Они активно участвуют в ней. Это может быть проигрывание ролей в перчаточных спектаклях, подачи отдельных реплик, придумывание альтернативной концовки сказки. По мере знакомства со сказкой у детей появляется потребность творчески выразиться. Это может проявится в играх, рисовании. Так, полученные положительные эмоции и навыки преодоления страхов закрепляются.

Таким образом, преодоление стразов у детей 3-4- лет должно осуществляться комплексно. В ходе коррекционной работы формируется доверие к миру, снимаются тревожные и агрессивные проявления, развивается уверенность в собственных силах. Одним из наиболее эффективных способов работы по преодолению страхов у детей 3-4 лет является сказкотерапия. Применение данного метода способствует повышению веры в себя, учит ребенка находить пути решения сложных проблем.

Список литературы

1. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 290с.

2. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – Москва : Гардарики, 2018. – 112 с.

3. Защиринская, О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – Санкт-Петербург : «Издательство ДНК», 2019. – 152 с.

Публикации по теме:

«Сказка против комплексов и страхов»«Сказка против комплексов и страхов» О том,что с помощью сказки можно успокоить раскапризничавшегося ребенка,знают все родители. Но они даже не догадываются,какой воспитательной.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов»Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов» Избавляемся от своих страхов. Как научить детей преодолевать свой страх? Я это делаю с помощью психологического тренинга. Мы с детьми учимся.

Консультация «Как избавить ребёнка от страхов»Консультация «Как избавить ребёнка от страхов» Страх испытывают многие дети. Некоторые панически боятся собак, кто-то боится спать один в комнате, кто-то боится темноты. Почему же ребёнок.

Консультация «Происхождение детских страхов» Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как метод преодоления детских страхов у детей 3–4 лет
Опубликовано: 27 марта 2023 в 18:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД