Папки-передвижки

Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Двойченко Елена Борисовна
Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Консультация для родителей

«Слушание и восприятие музыки- основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

МА ДОУ № 26 «Центр развития ребенка –детский сад» г. Кемерово Музыкальный руководитель Е. Б. Двойченко.

Публикация «Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Слушание музыки, ее восприятие и анализ – основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от его подготовленности к восприятию.

Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации и происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Адекватные мысли и чувства, понимание идеи произведения возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое зависит от уровня общего и музыкального развития.

Для эстетического развития дошкольников используются в основном два вида музыки : инструментальная и вокальная. Детям раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Вместе с тем музыкальное вступление, сопровождение и заключение в песне приближают ребенка к восприятию инструментальных пьес, которые в старших группах детского сада используются чаще. С помощью инструментальной музыки дети познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, различные забавные персонажи. Оба эти вида музыки широко используются в целях приобщения ребенка к окружающей его действительности, общественным явлениям, общенародным праздникам, развития эстетического восприятия, способности к эстетической оценке, эмоционального отношения.

Первое ознакомление с музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысление ее общего настроения. Поэтому важно, выразительно исполнять произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия способствует развитию интересов и вкусов детей, формированию их музыкальных потребностей. При повторном прослушивании внимание детей привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности.

В основе восприятия музыки лежит умение мыслить. Воспринимать музыку как «членораздельную речь». Важным условием развития умения мыслить, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведений. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный и младший школьный возрасты чрезвычайно важны для дальнейшего овладения музыкальной культуры. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и на жизненные впечатления, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальное восприятие становится более глубоким и осознанным, закрепляется, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Продолжая работу по формированию у детей культуры слушания, педагог добивается эмоционального сопереживания, одновременно развивает слуховую наблюдательность ребенка, эстетическое восприятие, предлагает высказываться, дать эстетическую оценку произведению искусства. В содержание обучения слушанию музыки входит не только ознакомление с музыкальными произведениями. Необходимо научить слушать ребенка слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней.

"Художественно-эстетическое развитие. Область «Музыка»"

В соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) возникает необходимость выявления сущности и смысла творческого развития детей дошкольного возраста в рамках образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". В связи с этим задачи творческого развития ориентируют педагогов не на получение знаний, а на создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей в различных видах творческой деятельности. Современное образование обращено сегодня на развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. К сожалению, исследования доказывают, что существуют проблемы естественного и гармоничного развития детей дошкольного возраста, их творческого потенциала и природной одаренности. К современным проблемам воспитания следует отнести культивирование образовательных задач, в погоне за которыми забывается главное - сохранение и укрепление здоровья детей. Интеллектуально-аналитический уклон в дошкольном воспитании лишает детей непосредственного и эмоционального общения с миром природы. В погоне за знаниями родители и педагоги лишают детей детства. Современные дошкольники способны на "ты" общаться с мобильником и Интернетом, но, к сожалению, не знакомы с

мамиными колыбельными, ласковыми играми-массажами, прибаутками, потешками, играми из бабушкиного детства. Играть с малышами в "Ладушки" стало не модным? Современным родителям некогда петь колыбельные, гладить ребенка, пестовать его. А может быть, родители не знают и не умеют этого делать? Что будет, если мы все разучимся жить "в детстве", разучимся играть, любить? Возникает острая необходимость в перестройке мировоззрения, философии образования, разработке иного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста нового мышления, другого "формата". Творческие личности уже "пришли", а как обращаться с их даром, не все педагоги знают.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии. Термин "инклюзивное образование" предусмотрен в ФГОС и продиктован потребностями общества. С чем связаны эти отклонения? Может быть, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями, быть может, отклонения связаны с социальным диагнозом "молчанка". Игра в "молчанку" начинается в раннем детстве, когда родители мало говорят с детьми, потому что устают от жизни, заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Система образования, как среднего, так и высшего звена, прочно идет по курсу "тестирования". Можно предположить, что будущие педагоги в скором времени разучатся говорить.

«Учите детей играть

"ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ"

Родители, имеющие детей грудного возраста, могут приступить к занятиям с первых месяцев рождения. В заботливых руках взрослого лежат маленькие ладошки младенца, который вместе с мамой или папой хлопает, шлепает, держит палочки и стучит ими. Задача родителей, пока малыш не научился говорить, проговаривать тексты, "раскрашивая" речь так, чтобы ребенку понравилось. И когда малыш заговорит сам, вы услышите в его лепете ваши интонации, которые он впитывал. Замечательным результатом может служить тот факт, если ваш ребенок овладеет принципами работы с любым рифмованным текстом. Например, в стихотворении говорится: "Вышел дождик погулять", и ребенок начинает придумывать, как можно обыграть эти слова. Появятся варианты: ритмично шагать, топать, шлепать, стучать палочками. Характер дождика можно передать различной интонацией голоса: моросящий дождь - тихим, тоненьким голосом; сильный ливень - громким, низким голосом. Если дождик только начался, говорим медленно; если дождь идет сильно, говорим быстро и т. д. Если нет под рукой палочек, то их могут легко заменить камешки, орешки, пуговицы, шишки, крышки от кастрюль, хрустальные стаканчики и вязальные спицы и т. д. Радостно наблюдать, как ваш ребенок не только красиво и правильно говорит, но использует при этом выдумку, фантазию, свое творчество.

Великая роль музыкальной деятельности

В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придается особенно большое значение. Возрастает необходимость повышения роли искусства в идейно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. В этой связи велика роль музыкального искусства (музыкальной деятельности).

Музыка, музыкальная культура и искусство возвышают человека, способствуют всестороннему и гармоническому развитию личности, порождают оптимизм, социальную активность людей, направляют их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого счастья, добра, красоты, духовного возрождения. А для того, чтобы понять, почему музыка оказывает такое воздействие на людей, на развитие общества в целом, нужно знать научную теорию искусства и понимать роль искусства в жизни общества. Музыка (музыкальное искусство) вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение «мыслящего глаза и уха» - видеть и слышать, становиться важным средством культурного отдыха, развлечения. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка может успокаивать и утешать людей, снимать психические напряжения, помогает преодолевать отрицательные стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней. Интерес к музыке, знание ее является важным показателем духовной культуры человека.

Приобщение к музыкальному искусству, музыкальное воспитание в детском саду осуществляются на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на утренней гимнастике, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности музыкальным руководителем и воспитателем и продолжается в школе на уроках музыки.

Задачи, которые стоят перед каждым педагогом музыки, - это введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству и в связи с этим расширение их духовной сферы, воспитание чувств, что требует от него серьезных знаний. Содержание музыки – это «истина и красота, наполняющие человеческие сердца». Очень важно знакомить детей с народной музыкой, о ее значении для развития песенного и танцевального творчества детей дошкольного возраста. Можно выделить следующие критерии эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста : эстетическое воспитание, эстетическую оценку и эстетическое отношение, творческую активность (развитие музыкальных способностей). Очень важно обращать внимание на развитие детского творчества – песенного, танцевального, игрового; на интегрированные занятия, праздники и развлечения, на организацию самостоятельной музыкальной деятельности детей, на музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Традиции семейного воспитания в Республике Саха (Якутия) как основа формирования семейной культуры подрастающего поколения ПЛАН 1. Вступление 2. Организация совместной проектной деятельности. 3. Значимость социально-нравственного направления проектов 4. Заключение.

Занятие по развитию основ музыкальной культуры «В гости к фее музыки» Цель: развитие основ музыкальной культуры. Задачи: - развитие у детей эмоциональной отзывчивости, образного мышления; - творческого восприятия.

Художественная литература как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста Молокова Н. И Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка» Дошкольное детство.

Проект по формированию музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста «Краски осени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Краски осени» Руководитель:.

Проект по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста «Василек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Василёк» Руководители:.

Проект по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста «Василек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Василек» Руководители:.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Колыбельная песня как фактор формирования начал музыкальной культуры у дошкольников .

Проблема формирования начал музыкальной культуры у дошкольников средствами музыкального фольклора Во все времена и величие, и статус России составлял культурный и духовный потенциал страны, а будущее государства всегда зависело от инициативности,.

Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в условиях ФГОС до Тема: «Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в условиях ФГОС ДО». Гиганова Варвара Валерьевна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 февраля 2018 в 19:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД