Художественная литература как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Наталья Молокова
Художественная литература как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Молокова Н. И Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка»

Дошкольное детство – очень важный период в нравственном становлении личности. Одним из направлением в нравственном развитии ребёнка – воспитании культуры поведения.

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Поэтому очень важно научить ребёнка везде и во всем уважать общество и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе, и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению, не все воспитатели и родители дошкольных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков культурного поведения.

Я полагаю, что проблема воспитания культуры поведения у дошкольников стоит не на последнем месте, потому что культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребёнок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с незнакомыми людьми. Целесообразно полагать, что, прививая ребёнку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.

Исследования М. А. Саморуковой, В. И. Логиновой, С. В. Петериной, Л. Ф Островской, Л. М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на разум и чувства ребёнка, развивает его эмоциональность, восприимчивость, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

В связи с этим возникает противоречие между тем, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать культуру поведения, и тем, что в дошкольных образовательных учреждениях эта работа ведется не систематически, и такое эффективное средство, как художественная литература, используется эпизодически.

Современные реалии таковы, что очень остро стоит проблема формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста. Сегодня дети воспитываются на современных мультфильмах, книжках. Во многих случаях ребёнок не играет в добрые игрушки, он играет в компьютерные игры, которые не могут научить не только представлениям о добре и зле, но и тому, как нужно правильно себя вести. Я считаю, что детей нужно воспитывать на тех старых, добрых книжках и рассказах, которые входят в золотой фонд детской литературы и на которых воспитывались наши бабушки, мамы, и мы с вами.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог обязан обратить особое внимание на методику чтения, отбор произведений и проведения бесед по художественным произведениям.

Свою работу я начала с того, что создала в группе небольшую библиотеку, в которой появились замечательные произведения зарубежных и русских писателей, которые знакомят детей с понятиями «зла» и «добра», хорошего и плохого поступка.

На протяжении всего времени с детьми мы много читали, рассматривали иллюстрации, беседовали по прочитанному тексту, размышляли о поведении и поступках героев, лепили и рисовали персонажей прочитанных произведений, а также инсценировали наиболее понравившиеся рассказы.

Была организована выставка книг о доброте, дружбе и сочувствии.

Был проведены ряд бесед: «С чего начинается дружба», «Секрет вежливости», «Кто кого обидел», «Воспитанность и вежливость», «Обиженные друзья».

Нами была разработана картотека дидактических игр, ситуативных игр-историй, творческих игр, «мирилок».

Проведено итоговое занятие «Дерево дружбы».

Познавательные книги о вещах, о технике, о труде интересны ребятам, в образной форме они показывают сущность явлений, развивают мышление, учат беречь вещи, которые созданы человеческим трудом. Любимыми произведениями ребят стали стихи С. Я. Маршака о создании вещей «Как печаталась ваша книга?», «Книжка про книжку», («Откуда стол пришёл?») и др., энциклопедическая книга Житкова «Что я видел».

Много ценного материала о природе и о добром отношении к ней мы взяли из произведений М. М. Пришвина, В. В. Бианки, Г. В. Скребицкого, Н. И. Сладкова, Е. И. Чарушина. Они учат ребёнка внимательно приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть её незащищённость, хрупкость, воспитывают у ребят уважение, бережное отношение к животным, природе, желание заботиться о них, быть похожими, защищать.

Из таких рассказов, как: «На льдине», «Обвал» Б. С. Житкова, «Человек заболел» И. Туричина, С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» ребята узнали о людях, преданных своему делу, имеющих чувство долга, силу воли, самоотверженность, заботящихся об окружающих их людях.

Чтение и анализ содержания рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучка» воспитывает у ребят умение заботиться о пожилых, проявлять сочувствие к старшим людям. Формированию у детей культурно-гигиенических навыков помогли произведения К. И. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Беседы по произведениям В. Катаева «Цветик-семицветик», А. Гайдара «Чук и Гек», Л. Толстого «Лев и собачка», С. Михалкова «Как друзья познаются» помогали создать доброжелательные отношения друг к другу, сплотить детский коллектив.

Книги Е. Благининой, С. Баруздина, А. Гайдара и др. рассказывают ребятам о Родине, о её людях, закладывают основы патриотизма, воспитывают гражданские качества. Произведения В. Сутеева, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского открывают детям забавное в жизни, воспитывают ценные качества-умение смеяться и шутить, с чувством юмора принимать жизнь со всеми её плохими и хорошими сторонами. Р. Погодин в своих сказках, рассказах («Про жеребёнка Мишу и мышонка Терентия», «Откуда идут тучи», «Шутка») ставит перед ребятами всегда волнующие человека вопросы: настоящая доброта, красота, что такое счастье, что такое ответственность перед людьми, откуда возникает чувство Родины и др. Вся запланированная работа была проведена в полном объёме.

В связи с этим можно рекомендовать воспитателям чаще использовать художественную литературу для воспитания у детей привычек культурного поведения; провести с родителями беседу на тему воспитания культуры поведения у дошкольников, раскрыть средства и особенности их использования.

Публикации по теме:

Художественная литература как средство формирования культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей пятого года жизни Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических.

Игра как средство формирования навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит.

Детская художественная литература как средство формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста Актуальность работы: Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое.

Художественная литература для детей старшего дошкольного возраста (по лексическим темам) ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (по лексическим темам) .Овощи * «Огородники» Н. Носов * «Огурцы» Н. Носов.

Художественная литература как метод знакомства с природой детей среднего дошкольного возраста Детская книжка о природе, воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия.

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать.

Настольно-дидактические игры с использованием лэпбука как средство формирования культуры поведения у детей Лепбук "Поведение в общественном транспорте" Дидактическая задача: Формировать представление у детей о правилах поведения в общественном.

Опыт работы «Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей». Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения.

Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Моделирование как метод формирования экологических представлений у дошкольников. Презентация» «Модель - это предметное, графическое или.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
  • Пожарная безопасность
Автор публикации:
Художественная литература как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 сентября 2017 в 12:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о музыкально-спортивном развлечении для детей дошкольного возраста «В...
Фотоотчёт музыкально спортивного развлечения «В гостях у Клёпы» для детей дошкольного возраста С 1 июня мы стараемся проводить все летние мероприятия на...
Фотоотчёт о летнем развлечении для разновозрастных групп «День Нептуна»
Лето в самом разгаре и праздники для детей на свежем воздухе продолжаются. Очередным стало развлечение для всех возрастных групп "День Нептуна". Нептун...
Экологический проект для дошкольников средней группы «Мир насекомых»
Экологический проект для дошкольников средней группы «Мир насекомых» Составитель: воспитатель Н. А. Нестеренко Актуальность темы: Экологическое...
Наш участок. Лето-2018
Всем доброго вечера! Приглашаю посетить наш участок. На участке все постройки сделаны руками воспитателей и родителей. Из построек на участке домик, машина,...
Презентация «Использование куклотерапии на основе русской обрядовой куклы»
Моя тема по которой я работаю "Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в условиях санатория для детей с родителями на основе использовании приемов...