Художественная литература как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Наталья Молокова
Художественная литература как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Молокова Н. И Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка»

Дошкольное детство – очень важный период в нравственном становлении личности. Одним из направлением в нравственном развитии ребёнка – воспитании культуры поведения.

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Поэтому очень важно научить ребёнка везде и во всем уважать общество и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе, и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению, не все воспитатели и родители дошкольных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков культурного поведения.

Я полагаю, что проблема воспитания культуры поведения у дошкольников стоит не на последнем месте, потому что культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребёнок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с незнакомыми людьми. Целесообразно полагать, что, прививая ребёнку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.

Исследования М. А. Саморуковой, В. И. Логиновой, С. В. Петериной, Л. Ф Островской, Л. М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на разум и чувства ребёнка, развивает его эмоциональность, восприимчивость, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

В связи с этим возникает противоречие между тем, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать культуру поведения, и тем, что в дошкольных образовательных учреждениях эта работа ведется не систематически, и такое эффективное средство, как художественная литература, используется эпизодически.

Современные реалии таковы, что очень остро стоит проблема формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста. Сегодня дети воспитываются на современных мультфильмах, книжках. Во многих случаях ребёнок не играет в добрые игрушки, он играет в компьютерные игры, которые не могут научить не только представлениям о добре и зле, но и тому, как нужно правильно себя вести. Я считаю, что детей нужно воспитывать на тех старых, добрых книжках и рассказах, которые входят в золотой фонд детской литературы и на которых воспитывались наши бабушки, мамы, и мы с вами.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог обязан обратить особое внимание на методику чтения, отбор произведений и проведения бесед по художественным произведениям.

Свою работу я начала с того, что создала в группе небольшую библиотеку, в которой появились замечательные произведения зарубежных и русских писателей, которые знакомят детей с понятиями «зла» и «добра», хорошего и плохого поступка.

На протяжении всего времени с детьми мы много читали, рассматривали иллюстрации, беседовали по прочитанному тексту, размышляли о поведении и поступках героев, лепили и рисовали персонажей прочитанных произведений, а также инсценировали наиболее понравившиеся рассказы.

Была организована выставка книг о доброте, дружбе и сочувствии.

Был проведены ряд бесед: «С чего начинается дружба», «Секрет вежливости», «Кто кого обидел», «Воспитанность и вежливость», «Обиженные друзья».

Нами была разработана картотека дидактических игр, ситуативных игр-историй, творческих игр, «мирилок».

Проведено итоговое занятие «Дерево дружбы».

Познавательные книги о вещах, о технике, о труде интересны ребятам, в образной форме они показывают сущность явлений, развивают мышление, учат беречь вещи, которые созданы человеческим трудом. Любимыми произведениями ребят стали стихи С. Я. Маршака о создании вещей «Как печаталась ваша книга?», «Книжка про книжку», («Откуда стол пришёл?») и др., энциклопедическая книга Житкова «Что я видел».

Много ценного материала о природе и о добром отношении к ней мы взяли из произведений М. М. Пришвина, В. В. Бианки, Г. В. Скребицкого, Н. И. Сладкова, Е. И. Чарушина. Они учат ребёнка внимательно приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть её незащищённость, хрупкость, воспитывают у ребят уважение, бережное отношение к животным, природе, желание заботиться о них, быть похожими, защищать.

Из таких рассказов, как: «На льдине», «Обвал» Б. С. Житкова, «Человек заболел» И. Туричина, С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» ребята узнали о людях, преданных своему делу, имеющих чувство долга, силу воли, самоотверженность, заботящихся об окружающих их людях.

Чтение и анализ содержания рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучка» воспитывает у ребят умение заботиться о пожилых, проявлять сочувствие к старшим людям. Формированию у детей культурно-гигиенических навыков помогли произведения К. И. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Беседы по произведениям В. Катаева «Цветик-семицветик», А. Гайдара «Чук и Гек», Л. Толстого «Лев и собачка», С. Михалкова «Как друзья познаются» помогали создать доброжелательные отношения друг к другу, сплотить детский коллектив.

Книги Е. Благининой, С. Баруздина, А. Гайдара и др. рассказывают ребятам о Родине, о её людях, закладывают основы патриотизма, воспитывают гражданские качества. Произведения В. Сутеева, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского открывают детям забавное в жизни, воспитывают ценные качества-умение смеяться и шутить, с чувством юмора принимать жизнь со всеми её плохими и хорошими сторонами. Р. Погодин в своих сказках, рассказах («Про жеребёнка Мишу и мышонка Терентия», «Откуда идут тучи», «Шутка») ставит перед ребятами всегда волнующие человека вопросы: настоящая доброта, красота, что такое счастье, что такое ответственность перед людьми, откуда возникает чувство Родины и др. Вся запланированная работа была проведена в полном объёме.

В связи с этим можно рекомендовать воспитателям чаще использовать художественную литературу для воспитания у детей привычек культурного поведения; провести с родителями беседу на тему воспитания культуры поведения у дошкольников, раскрыть средства и особенности их использования.

Публикации по теме:

Художественная литература как средство формирования культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей пятого года жизни Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических.

Игра как средство формирования навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит.

Детская художественная литература как средство формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста Актуальность работы: Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Пожарная безопасность
  • Праздники
Автор публикации:
Художественная литература как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 сентября 2017 в 12:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Осенняя березка». Фотоотчет о лепке из пластилина в старшей логопедической группе
Во время знакомства и изучения лексической темы "Деревья" в старшей логопедической группе мы делали осеннюю березу пластилинорафией. а вечерней прогулке...
«Художница Осень». Оформление группы раннего возраста
Конечно же, мы не могли обойти стороной это прекрасное время года – осень! Это время года, когда, словно художник, раскрашивает природу в яркие цвета. Мы...
Мастер-класс по аппликации «Осенняя береза»
Описание: данный мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных учреждений, детей и родителей. Назначение: данная поделка может быть изготовлена в...
Фотоотчет прогулки с дошкольниками «Золотая осень»
Фотоотчет «Золотая осень» Честно признаться, такая насыщенная прогулка не планировалась, но детки САМИ изъявляли что-либо делать. Моя работа здесь...
Фотоотчет из цикла «Малая Россия — Солнечный 2 Тесь»
Фото отчет из цикла "Малая Россия - Солнечный 2 Тесь" Этим летом я во второй раз лечилась и отдыхала в санатории "Солнечный 2 Тесь". Мне в нем все очень...