Папки-передвижки

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Анна Николаева
Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Введение.

Представляю вашему вниманию сообщение из опыта работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» на основе проведенной работы в средней, старшей и подготовительной группах.

Публикация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, - услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» - Василий Александрович Сухомлинский.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

В соответствие с ФГОС ДО достижения дошкольников в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная тема настоящего времени. Данное направление обусловлено требованиями нормативных документов в области образования и обострением экологической ситуации в мире. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

В ходе изучения вопроса по экологическому воспитанию дошкольников обозначились следующие проблемы:

Обострение экологической ситуации в стране и в мире, которая диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.

Недостаточный запас знаний детей об окружающей нас природе, потребительское отношение к ней, не всегда проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе дидактических игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Дидактические игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали : Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. А. Маневцева, П. Г. Саморукова и др. Таким образом, дидактические игры - эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность темы, выявленные проблемы позволили сформулировать цель (формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры) и задачи работы.

Решение которых позволит получить следующие результаты.

Предполагаемый результат: использование дидактической игры как основного метода экологического воспитания дошкольников, влияет на успешное овладение ими знаний, способствует накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой, воспитания бережного отношения к ней.

Этапы работы: 1. Подготовительный (сентябрь 2015г). (выбор темы; изучение психолого-педагогической литературы, диагностика, план работы) 2. Основная часть (октябрь – май 2015 – 2018 уч. г.) - создание развивающей предметно-пространственной среды в группе; - работа с детьми; - работа с родителями; - взаимодействие со специалистами ДОУ 3. Заключительный этап (май 2018 уч. г) (диагностика, вывод)

Основная часть.

Направления работы.

Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности: создание развивающей предметно-пространственной среды, совместная деятельность детей и педагога, работа с родителями, взаимодействие со специалистами ДОУ.

Обязательным условием для успешного обучения детей является создание правильной развивающей предметно-пространственной среды. С этой целью в группе был создан «Уголок природы». В уголке природы находятся экологические дидактические игры, календарь природы, комнатные растения, пластмассовые и резиновые игрушки, различные коллекции (шишек, ракушек, гербарий, орехов и тд., муляжи овощей и фруктов, материал для проведения элементарных опытов (формочки, камни, глина, песок, трубочки, воронки, сито, лупа, оборудование и инвентарь (ящики для посадки семян и рассады, лейки, пульверизатор, тазики, совочки, горшочки, фартуки, макеты, картины диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев, цветов, растений леса, луга, поля.

Для детей разработала дидактические игры экологического содержания «Четвертый лишний», «Природный и рукотворный мир», «Где встречается вода?», «Воздух-невидимка», «Такие разные растения», «Такие разные животные», «Песок, глина, камни, вокруг нас», «Загадочные человечки», «Какой бывает вода?», «Животные различных климатических зон», способствующие расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления. Работая, с детьми младшего дошкольного возраста, разработала такие дидактические игры, как: «Времена года», «Кто, чем питается», «Что сначала, что потом», «Кто где живет?», «Чьи детки?», «Правила поведения на природе».

Создала картотеку дидактических игр по экологическому воспитанию для детей 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, определяю степень участия в ней всех детей. Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям. При проведении дидактических игр использую постепенное их усложнение от группы к группе, их вариативность.

Используя «Конструктор картинок», создаю дидактические игры на интерактивной доске.

Дидактические игры использую в непосредственно образовательной деятельности в качестве её составной части или вместо нее, а также в часы досуга, во время целевых прогулок, экскурсий. (НОД по экологии проводятся 1 раза в неделю, чередуется с НОД «Мир природы и мир человека», Программу НОД составляю, используя программу Е. В. Гончаровой «Экология для малышей»).

На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). (Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные дидактические игры и игровые упражнения, например: " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Когда это бывает?", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных, времен года (по звукам, следам и т. д.).

Так же на прогулках проводим акцию «Покормите птиц зимой».

Работа по экологическому воспитанию дошкольников осуществляется по всем образовательным областям:

1. Физическое развитие (подвижные игры экологического содержания, беседы об охране здоровья).

2. Познавательное развитие (НОД по экологии, наблюдения, дидактические игры, опыты, экскурсии, прогулки и тд.).

3. Речевое развитие (беседа, НОД по экологии, дидактические игры, чтение художественной литературы и тд.).

4. Художественно-эстетическое развитие (рассматривание картин, рисование, лепка, аппликация, музыка).

5. Социально-коммуникативное развитие (труд в уголке природы, беседа и тд.).

В своей работе использую разнообразные методы и приемы.

1. Наглядные: метод наблюдения (кратковременные, длительные, демонстрация, показ.

2. Словесные (чтение художественной литературы, беседа, рассказы-описание и т. п).

Приемы: объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос, уточнение.

3. Практические: собственно практические, игровые.

Собственно-практические: упражнение, элементарные опыты, моделирование,

обращение к опыту ребенка, практические ситуации, поисковые действия, обследования.

Практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображение природы).

Игровые методы: игровая ситуация, дидактические игры, действия с игрушками, имитация

действий, подвижная игра.

4. Метод проектов.

Так же использую проектный метод. В старшей группе были проведены проекты: «Белоствольная красавица», «Огород на подоконнике», «Удивительный мир насекомых».

Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей, поэтому работа с родителями является важнейшим направлением моей работы. Работу с родителями строю на основе сотрудничества и единства требований. В группе создан уголок для родителей, в котором размещены консультации, разработки игр, памятки для родителей по экологическому воспитанию в семье, например: памятка «Прогулка на природе», консультации «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников», «Воспитание любви к природе», «Игры экологического содержания» и др.

Результатом работы стало совместное участие детей и родителей в выставке «Дары осени», в проведение собрания «Экология и птицы».

Вместе с музыкальным педагогом проводим экологические праздники, например: «Вороний праздник», «Землю нашу любите».

Достижения детей: вместе с детьми принимаем участие в конкурсах Государственного природного заповедника «Малая Сосьва» : конкурс листовок «Заповедная природа без пожаров», конкурс поздравительных открыток «Заповеднику «Малая Сосьва – 40 лет».

Так же принимали участие во всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества «Огород на окне», творческий экологический конкурс «Подводный мир», региональный конкурс «Моя Югра», «Осенние превращения».

Свои работы публикую на сайтах ИНФОУРОК, МААМ. RU. Участвую во всероссийских экологических конкурсах : «Экологическое воспитание по ФГОС», «Мир, в котором я живу».

Ежегодно провожу педагогическую диагностику (в начале года и в конце).

Для диагностики использовала метод индивидуальной беседы, включающий в себя разделы (по программе Е. В. Гончаровой «Экология для малышей») :

1. Где мы живем? Местоположение поселка. Климат. 2. Многообразие растительного и животного мира. 3. Сезонные изменения в природе ХМАО. 4. Природа и человек в условиях ХМАО.

В средней группе в начале учебного года была проведена диагностика уровня сформированности экологических знаний. Низкий уровень: 3 детей (11%, средний уровень : 24 ребенка (89%, Высокий уровень: 0% В конце учебного года результаты изменились: средний уровень у 11 (41%) детей, высокий у 16 (59%) детей, низкий: 0% 26. В старшей группе в начале учебного года по результатам диагностики, были получены такие данные: низкий уровень: низкий уровень - 1 ребенок (4%, средний уровень : 26 детей (96%, высокий уровень: 0%. В конце учебного года результаты улучшились: низкий уровень: 0%, средний уровень : 8 детей (30%, высокий уровень: 19 детей (70%). 27. В подготовительной к школе группе в начале года были такие результаты: низкий уровень – 0%, средний уровень – 25 детей (89%, высокий уровень – 3 (11%). В конце года, дети показали более высокие результаты: низкий уровень – 0%, средний уровень – 8 детей (29%, высокий уровень – 20 детей (71%). Результаты диагностики показали, что уровень знаний по сравнению с началом года, в конце года изменился в лучшую сторону. У детей сформированы элементарные экологические знания, возрос познавательный интерес дошкольников к миру природы, появилось бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

Заключение.

Результаты диагностики по экологическому воспитанию позволяют сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также бережного отношения к природе.

Таким образом, использование дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний.

Литература:

- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ- Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009. – 159 с.

- Гончарова. Е. В. «Экология для малышей». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. - Ханты-Мансийск. : Полиграфист, 2005.

- Гончарова. Е. В. «Тетрадь экология для малышей- подготовительная группа». Ханты-Мансийск, 2005г. Рекомендовано Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в качестве учебно- методического пособия для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

- Доронова Т. Н., Гербова В. В., Гризик Т. И., Гризик Т. И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей. - М. : Просвещение, 2003.

- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб. Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. 416 с.

- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду-М. : Просвещение, 2006.-223 с.

- Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2002.-128 с.

- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду»-М. : Карапуз, 2001.

- Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. : Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.- 560 с.

- Федотова А. М. Познаем окружающий мир играя : сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2014. – 112с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитанияДидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 5 октября 2020 в 12:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД