Получи документы

Социально-психологические условия изучения страхов детей 5–6 лет

Ульяна Филиппова
Социально-психологические условия изучения страхов детей 5–6 лет

Ребенку века «новых технологий» приходиться бороться со множеством видов страхов, которые не испытывали его ровесники прошлого века. Компьютеры, компьютерные игры, планшеты, различные гаджеты, ежедневные сообщения о катастрофах, разрушениях, бедствиях которые видят дети с экранов телевизоров, фильмы ужасов, боевики, криминогенная остановка – все это формирует новую реальность в сознании современного ребенка. Под действием этих и других факторов мы получаем такие феномены, как медикализация, выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей; повышенный уровень тревожности и страхов ребят.

Публикация «Социально-психологические условия изучения страхов детей 5–6 лет» размещена в разделах

Дети в таких условиях оказываются наименее защищенными так как организм и психика ребенка неустойчивы, легкоуязвимы. Дети очень восприимчивы к условиям окружающей их среды и ее воздействию. Чувство неуверенности в собственной защищенности и благополучии может вызывать у него тревогу и различные страхи.

В последние десятилетия детскими страхам уделяется все больше внимания. Исследования Л. С. Выготского, А. И. Захарова, О. А Карабановой, А. С. Спиваковской доказывают, что детские страхи серьезно затрудняют учебную, игровую деятельность ребенка, усложняют детско – родительские отношения, а также отрицательно сказываются на социальной активности и взаимопонимания ребенка со сверстниками и взрослыми. Однако многомерное изучение детских страхов, разнообразие и количество выполненных в данном направлении исследований отечественных и зарубежных ученых не снимает актуальности проблемы, в связи с глобализацией, общественно – политическими и экономическими изменениями, влияющими на жизнь взрослых и детей.

Цель исследования: изучение особенностей детских страхов.

Объект исследования: страхи детей 5 – 6 лет, предмет исследования: процесс преодоления страхов детей 5 - 6 лет методами арт – терапии.

В поисках средств решения поставленной проблемы была сформулирована гипотеза: наиболее успешными средствами коррекции детских страхов являются методы арт – терапии.

Страх, одна из фундаментальных эмоций человека и возникает на действие угрозы [1]. Проявления страха у детей дошкольного возраста разнообразны: например, от совершения большого количества лишних движений и многословности до полного оцепенения, когда ребенок полностью замирает и замолкает.

Во многих источниках страх трактуется как первичная эмоция, вызванная надвигающейся опасностью и сопровождающаяся желанием спастись бегством [4, 5]. Остановимся на рабочем определении: страх – это базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительности, воображаемой или внушенной опасности, угрозы биологическому или социальному существованию [7].

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. Во все времена страх сопровождал человека, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Именно страх учит людей бороться со стихией, позволяет избегать встречи с опасностью, знакомит человека с окружающим миром и его реалиями, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни.

А. И. Захаров считает, что каждому возрасту присуще свои страхи, которые отражают реальный путь развития самосознания человека [4].

В старшем дошкольном возрасте от пяти до семи лет формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации, чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе.

В старшем дошкольном возрасте угроза для жизни ассоциируется с таким сказочным персонажем как Змей Горыныч. Страх перед ним, поднимаясь из глубин подсознания, внезапно овладевает воображением ребенка, отождествляясь, как и в давние времена, с похищением людей, с испепеляющим все вокруг огнем и пожаром. И вне этого страхи огня и пожара получают свое развитие в старшем дошкольном возрасте, будучи одним из проявлений страха смерти. О последнем косвенно могут говорить также страхи Волка в младшем дошкольном и Крокодила - в старшем дошкольном возрасте [3].

Нарастание числа страхов начинается примерно с четырехлетнего возраста, и продолжается вплоть до начала обучения в школе, а то и дольше [8]. По мнению, Е. Е. Алексеевой, связано это прежде всего с интенсивным развитием эмоциональной сферы дошкольника [1]. Страх у детей проявляется непроизвольно и сопровождается чувством волнения, беспокойства и даже ужаса [7].

По мнению В. В. Абраменковой важнейший фактор духовного нездоровья современных детей – нарушение отношений в системе «ребенок – ребенок» т. е. в детской субкультуре в частности. С точки зрения З. Фрейда, чаще всего источником страхов выступает мать, тревожная по характеру и всего боявшаяся в детстве.

Тревожность и мнительность родителя разрушают у ребенка остатки уверенности в себе. Разговоры о пожарах, убийствах, стихийных бедствиях отражаются на детской психике. По вине родителей, часто возникает страх заражения, который чаще всего является реакцией на внушенную угрозу.

У детей, при выраженной тревожности родителей, изоляции ребенка от общения со сверстниками, большом количестве запретов и наоборот, нервно – психических перегрузках, испытываемых матерью при подмене семейных ролей, при отсутствии возможности идентификации с родителем того же пола возникают чаще всего внушенные страхи.

Основной источник страхов лежит в сфере взаимоотношений между родителями и ребенком [6]. Если у детей существуют конфликтные отношения с родителями, если родители недостаточно эмоционально отзывчивы, то это приводит к возникновению у детей беспокойства, тревоги, страхов. С точки зрения А. С. Спиваковской одной из самых распространенных причин появления детских страхов также является неправильное воспитание ребенка в семье и сложные конфликтные семейные отношения [8].

Детские страхи могут понести за собой большое количество психологических проблем. Ребенок с внутренней тревожностью в дальнейшем начинает испытывать конкретный страх, что ведет к заниженной самооценке, повышенной самокритичности, неуверенности в себе, это в конечном итоге может привести к снижению продуктивности мышления, навязчивым мыслям и образам, эмоциональному дискомфорту и, как следствие социально – психологической дезадаптации (стресс, невроз, расстройство личности) [4].

В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов.

Для коррекции детских страхов нам потребовалось провести исследование с целью изучения детских страхов. В исследовании участвовали дети старшей группы МБДОУ «Детский сад № 201 «Островок детства» г. Чебоксары в количестве 50 человек. Возраст испытуемых 5 – 6 лет.

В исследовании мы применяли следующие методики: «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой; «Паровозик» С. В. Велиевой; «Кактус» М. А. Панфиловой.

По результатам исследования по методике А. И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой) у 80% испытуемых выявлено большое количество страхов. Остальные 20% имеют среднее количество страхов.

Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх страшных снов (100%). На вопрос, какие именно сны дети считают страшными, каждый из них отвечал по - разному («монстры», «зомби», «страшилища», «ведьмы», «Баба - Яга», пожар, авария, и т. п.).

Страхи, которые занимают второе место, имеются у 96% опрошенных: 1) страх смерти, как родителей, так и своей; 2) страх огня, пожара. Некоторые из детей, когда слышали слово «пожар» делали очень испуганный вид, съеживались.

Небольшое количество детей (20%) испытывают страх, когда находятся в замкнутом пространстве. Страх опозданий не выявлен ни у одного ребенка, это можно объяснить возрастными особенностями.

Таким образом, по выявленным показателям было определено, что большинство респондентов боятся страшных снов, а также пожара, огня и смерти, как своей, так и родителей.

Так же в ходе исследования, были выявлены дети с негативным и позитивным психическим состоянием по методике С. В. Велиевой «Паровозик».

Негативное психическое состояние низкой степени было выявлено у 10% испытуемых, остальные 90% имеют позитивное психическое состояние. Негативное психическое состояние средней и высокой степени не выявлено.

Таким образом, по выявленным показателям, можно сделать вывод о позитивном эмоциональном состоянии большинства испытуемых.

По результатам графической методики «Кактус» М. А. Панфиловой была исследована эмоциональная сфера каждого из испытуемых. В ходе, которой, было выявлено два ведущих качества: агрессия, наличие чувства семейной общности и стремления к домашней защите у 90% испытуемых. Скрытность и осторожность не выявлены ни у одного респондента

Демонстративность и открытость выявлены у 66% испытуемых; импульсивность - 60%; эгоцентризм и стремление к лидерству – 50%; неуверенность, зависимость – 40%; тревога и интровертированность – 80%; женственность – 26%; экстравертированность – 16%; оптимизм – 10%.

Таким образом, по выявленным показателям, было определено, что у большинства испытуемых ярко выражены агрессия, тревога и стремление к домашней защите.

В соответствии с полученными результатами диагностики был проведен целый цикл коррекционных мероприятий. Коррекционная программа разработана на основе трудов Зинкевич – Евстигнеевой, Копытина, Малкиной – Пых. Программа коррекционных занятий состоит из 16 занятий по 30 минут, занятия проводились 3 раза в неделю.

По результатам диагностики были выявлены некоторые изменения эмоционального состояния группы испытуемых. По методике А. И Захарова «Страхи в домиках» боязнь страшных снов снизилась со 100% до36%, страх умереть снизился до 30%, боязнь огня и пожара до 36%, а страх смерти родителей до 46%, страх сказочных персонажей уменьшился до 40 %, остальные изменения по данной методике показали динамики уменьшения, но не в высоком процентном соотношении. По методике «Паровозик» С. В. Велиевой негативное психическое состояние низкой степени снизила свои показатели с 10% до 6%. А по методике «Кактус» М. А. Панфиловой значительно снизились показатели агрессивности до 60%. Таким образом, можно говорить о том, что коррекционные занятия с детьми приносят хорошие результаты, но требуют более продолжительного количества занятий.

В ходе написания научно-исследовательской работы, была достигнута цель, а так же были решены все поставленные задачи. Гипотеза исследования о том, что использование в коррекции арт – терапевтических методов позволит снизить количество страхов у детей старшего дошкольного возраста была доказана. Методы арт – терапии помогают детям дать выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, учит перестраивать свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Алексеева, Е. Е. Страхи у детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 2(29). – С. 58 – 61.

Велиева, С. В. Пути изучения измерения психических состояний: учебно – методическое пособие / С. В. Велиева. – Чебоксары: РГСУ филиал в г. Чебоксары, 2005.

Герасимова, Т. А. Организация и содержание коррекционно – профилактической работы по преодолению страхов у детей старшего возраста / Т. А. Герасимова, С. В. Уткина // Развитие и современное состояние теоретических и прикладных социальнопсихологических и психолого-педагогических исследований в системе образования: Материалы Всероссийской научно – практической конференции. - Иваново, 2004. - С. 98 – 99.

Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. - СПб. : Союз, 2004.

Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - 2 – е изд. - СПб. : Питер, 2008.

Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основа семейного консультирования / О. А. Карабанова. - М., 2006.

Орлов, А. Б. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов / А. Б. Орлов, Л. В. Орлова, Н. А. Орлова // Вопросы психологии. - 2011. -№ 3. - С. 17 – 32.

Спиваковская, А. С. Популярная психология для родителей / А. С. Спиваковская. - СПб., 2004.

Публикации по теме:

Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебный город» Цель: актуализация страхов, знакомство со способами преодоления страхов. Материал: альбомные листы, краски, карандаши,.

Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года» Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребёнка другая формированием.

Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (I часть) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок», г. Нижнеудинск» Составила: старший воспитатель Асташкова.

Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (II часть) На основе данного комплекса каждый педагог может подобрать и спланировать ряд тематических занятий, мероприятий для всей группы детей, либо.

Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста Презентация. Меня зовут Науменко Наталья Ивановна. Я педагог психолог детского сада №45. Города Шахты. Тема моей презентации «Методы и приемы.

Проблема детских страхов-наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста Куприянова Олеся Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 168», ПРОБЛЕМА ДЕТСКИХ СТРАХОВ - НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫХ ИЗ ВСЕХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ.

Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Психологические особенности и оптимизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра – основной вид познавательной деятельности.

Психологические рекомендации родителям по воспитании детей Уважаемые родители! Хочу вам посоветовать детям относится только с любовью, ведь они не виноваты в том, что у вас какие- то проблемы в личной.

Возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Тема нашего собрания: "Возрастные и психологические особенности развития детей раннего.

Этот удивительный мир «Почемучек» или возрастные психологические особенности детей 4–5 лет Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей, в возрасте от 4х до 5 лет. Задачи: 1. Дать краткую характеристику данного возрастного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-психологические условия изучения страхов детей 5–6 лет
Опубликовано: 5 марта 2017 в 00:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД