МААМ-картинки

Социальный проект «Звезда Надежды» для детей с ОВЗ (в структурном подразделении «Лекотека»)

Светлана Васильченко
Социальный проект «Звезда Надежды» для детей с ОВЗ (в структурном подразделении «Лекотека»)

Практика работы лекотеки – инновационная образовательная деятельность (2015-2017 г.). Последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI в. характеризуются более внимательным отношением государства к проблемам детей с особыми нуждами. Слово «лекотека» происходит от шведских слов «Leco» - «игрушка» и «tek» - «собрание», т. е. коллекция игрушек. Это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Лекотеки используют семейно-централизованную игру для включения детей с особыми нуждами в социум, во взаимодействие с окружающим миром. Иными словами она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития не имеющими возможности посещать дошкольное учреждение. В семье ребенок с особыми нуждами воспитывается, как правило, в культе болезни. Некоторые родители, обеспечив ребенка всем необходимым, подсознательно «отвергают» его, что выражается в отсутствии интереса к нему. К счастью, во многих семьях ребенок принимается таким, какой он есть. Но один на один со своими проблемами жить очень тяжело. Основная деятельность лекотеки основана на посещении родителями индивидуальных занятий педагога с детьми, направленных на формирование навыков сотрудничества в совместной деятельности детей, укрепление взаимопонимания между матерью и ребенком. При взаимодействии с родителями специалисты лекотеки анализируют конкретные проблемы, возникающие в процессе воспитания и обучения, выбирают адекватные формы общения с ребенком родителей. В нашем дошкольном учреждении проводятся тематические досуги, праздники, развлечения. У детей, посещающих лекотеку, появляется возможность сначала присутствовать в качестве гостей, а затем участвовать в мероприятиях. Это способствует раскрепощению, социализации, интеграции детей с особыми нуждами в общество. Стабильность и продуктивность лекотеки возможна лишь при активном участии, понимании важности и актуальности данной проблемы, желании оказать помощь детям с особыми нуждами всех специалистов лекотеки. Социализация – это всесторонний процесс усвоения опыта общественной жизни, становление личности ребенка. Основные источники социализации – семья, образовательное учреждение, различные социальные институты. В процессе взаимодействия с детьми и их родителями мы уделяем большое внимание созданию благоприятного эмоционального фона. Этому способствует совместная деятельность детей, родителей и педагогов в процессе игр, занятий художественным ручным трудом, взаимодействия с природными материалами. Игровые сеансы под музыку, досуги, праздники развивают у детей положительные эмоции и коммуникативную функцию.

Публикация «Социальный проект „Звезда Надежды“ для детей с ОВЗ (в структурном подразделении „Лекотека“)» размещена в разделах

Второй учебный год занимаясь вопросами социального и физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) дошкольного возраста, мы стремимся максимально социализировать и адаптировать детей и их родителей в структурном подразделении «Лекотека», оказать посильную помощь семье, в которой воспитывается ребенок-инвалид, во время игровых сеансов с детьми создать специальные условия, в процессе которых в игровой форме произойдет освоение адаптированной программы нашей дошкольной организации; разносторонне развивать детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Благополучно набрав в первый учебный год (открытие лекотеки произошло 10 февраля 2015 г) определенное количество детей, на втором учебном году мы столкнулись с проблемой дальнейшего привлечения детей-инвалидов в наше структурное подразделение. Ни администрация города, ни центральная районная больница (далее ЦРБ, ни социальные учреждения города не вправе были представлять нам информацию о семьях, в которых воспитываются дети с ОВЗ. Поэтому предпосылками к нашему проекту «Звезда надежды» стала информатизация населения нашего города и близлежащих районов. В социальных сетях были размещены сообщения с просьбой донести до семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, информацию о структурном подразделении «Лекотека», в котором специалисты разной направленности проводят бесплатные игровые сеансы с детьми дошкольного возраста; в течение нескольких месяцев эта же информация транслировалась по нашей просьбе на Павловском канале «Пятница» местным телевидением «Дон-ТВ»; в ЦРБ в детской консультации были вывешены объявления с приглашением посещения лекотеки,. К сожалению, откликнувшихся было очень мало, причем практически все обратившиеся семьи имели какие-либо нарушения в здоровье детей, но не являлись семьями, воспитывающими именно детей-инвалидов, все дети посещали ДОУ. А те семьи, которые действительно нуждались в помощи и подходили нам по всем параметрам, пугала процедура прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК). Последней нашей надеждой стало обращение к руководству ЦРБ. В полном составе всех специалистов лекотеки мы изложили свои проблемы главному врачу ЦРБ Королюку А. С. Вникнув в ситуацию, главврач предложил свой вариант: максимально упразднить для родителей детей-инвалидов процедуру прохождения КПК, распечатать листовки-брошюры с приглашением в лекотеку и вложить в медицинские детские карты всем детям-ивалидам дошкольного возраста, привлечь специалистов социальных служб по оповещению таких семей.

В первый же месяц мы набрали необходимый минимум детей. Семь детей лекотеки пришли к нам с сохранным интеллектом (сахарный диабет, ДЦП, имуннодефицит, артрит суставов, четверо - с различной степенью умственной отсталости (синдром Дауна, невралгия с ДЦП, аутизм, умственная отсталость). Начав игровые сеансы с детьми, мы столкнулись с проблемой: как интересно и безболезненно для детей социализировать и адаптировать их к условиям лекотеки? Как обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях? А дети были все разные: разные возраста, разные социальные статусы семей, абсолютно разные диагнозы.

Лично для меня, помощь больным и пожилым людям с детства ассоциируется с октябрятами, пионерским движением, тимуровцами. Поэтому очень символичным стало название нашего проекта – «Звезда». Да не простая Звезда, а Звезда с большой Надеждой на будущее. Ведь наши детки из лекотеки – это маленькие звездочки, со своими индивидуальными особенностями, талантами и желаниями. «Звезда надежды» - стало названием нашего проекта. Пять лучиков звезды – пять специалистов лекотеки - пять образовательных областей – пять направлений нашей совместной деятельности – пять волонтеров микрогруппы «Сердце в ладошках».

На подготовительном этапе проекта «Звезда надежды» мы определились с направлением проекта, обсудили его со специалистами лекотеки, родителями детей и разработали план последовательных действий.

Основными направлениями нашей деятельности стали:

- игровые сеансы с детьми (в рамках ИОМ);

- работа с родителями детей;

- волонтерское движение (связь с ПСОШ №3);

- социализация детей (совместные праздники внутри лекотеки и с детьми ДОО);

- иппотерапия (летний период) и сотрудничество со станцией юных техников (в учебном году).

После подготовки всего необходимого мы приступили к проведению проекта.

Совместно со всеми специалистами лекотеки мы разработали шаблон – конструктор календарно-тематического планирования работы (текущая документация для всех педагогов); штатное расписание педагов лекотеки; индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка (далее ИОМ) с комплексированием выбранных программ – алгоритм работы с детьми (диагностический, адаптационный, коррекционный этапы); распределили детей на 4 группы по социализации и освоению адаптированной программы ДОО («От рождения до школы» под ред. Вераксы, в соответствии с темой недели).

Тема недели.

Дата ИС,

место проведения, группа Цель и задачи игрового сеанса Содержание игровой деятельности ребенка Динамика развития ребенка Сопровождение родителей

Игровые сеансы с детьми. Игровые сеансы начали проводить индивидуально (в соответствии с индивидуальным маршрутом, индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида) и по определенным группам в присутствии и при активной помощи родителей. Каждый родитель «учится» вместе с детьми, чтобы использовать полученные знания дома; может оказать необходимую помощь своему ребенку не только в плане образования, но и в плане здоровья (например, у детей с сахарным диабетом). Все родители проявляют искреннюю заинтересованность в расширении своих представлений о нарушениях в развитии ребенка. Конечно же, игровые сеансы – это главное направление нашего проекта. Являясь инновационной площадкой по введению ФГОС ДО, мы сразу отказались от сеточного расписания. Каждый ребенок приходит к нам в рамках специально выделенного времени 2 раза в неделю, специалисты лекотеки по очереди играют и наблюдают за детьми. Мы не ставим себе целью отработать положенное время. Мы строим вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития, проявляющийся у каждого ребенка в совместной деятельности с педагогом и другими детьми. Мы следим за интересом детей, желанием продолжать играть. Случается так, что от одного специалиста дети и через 40 минут не хотят уходить, а на других игровых сеансах устают через 10 минут. Мы стараемся обеспечить эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное ненасильственное отношение к ребенку, его чувствам и потребностям. Мы стараемся создать условия для свободного выбора детьми деятельности, принятия детьми решений, поддерживаем детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Раз в месяц все специалисты собираются на «круг общения» по динамике развития каждого ребенка, раз в 3 месяца – на коррекцию ИОМ детей.

И расскажу про себя. Физкультура для меня и моих детей – не просто физическая нагрузка, не просто подвижные игры, совершенствование физических способностей. Образование детей должно проходить одновременно в двигательном, эмоциональном, нравственном и интеллектуальном направлениях. Но для меня все 4 компонента, особенно физический, - только средство для решения жизненных задач! Это повод находить, налаживать связь между людьми; постигать связь между предметами и явлениями; проявлять внутренние ценности ребенка и для него самого, и для нас, окружающих. Это осознание себя и мира (познание мира через тело, язык тела, развития сотрудничества, знакомство со всеми окружающими явлениями. Двигательный мир ребенка должен постепенно усложняться, быть положительно эмоционально окрашен. А через игру и физические занятия проживать аналоги типичных жизненных ситуаций: преодоления – отступления, напряжения – расслабления, ускорения – замедления, простого – сложного, памяти - действия. Важно научить ребенка мыслить, развить мыслительный алгоритм «восприятие – понимание – запоминание – действие – соотнесение сделанного с предложенным». В проживании «двигательных сказок», «путешествий», преодолении «полосы препятствий» осваиваются базовые двигательные умения, которые мы потом закрепляем в разнообразных фантазийных сюжетах, дающих простор детской импровизации. На своих занятиях я отдаю предпочтение творческому поиску каждого ребенка, а значит и ответственности за принятый им выбор своего пути. Это определенный опыт самообразования. Нельзя научить ответственности и творчеству без свободы. Наибольшая внешняя свобода возможна при больших внутренних ограничениях (минимум вреда для себя и окружающих). Усложняя пространство, изменяя и усложняя правила игры, дети учатся безопасно для себя и других пользоваться все большей свободой. Такие занятия стимулируют двигательное самообразование ребенка. А в созданном мной спортивном пространстве ребенок может сам выбрать величину нагрузки и степень сложности упражнений. Для детей с сохранным интеллектом происходит самообразование. Для детей с умственной отсталостью происходит образование через других детей. Я не тешу себя мыслью, что изобрела что-то невиданное. Работа в лекотеке для меня новый способ воплощения давно известных принципов. И на игровых сеансах я стремлюсь к воссоединению интеллектуальных, эмоциональных, нравственных задач, и задач физического развития детей.

Работа с родителями для нас заключается в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность. Создана система взаимодействия с семьей ребенка-инвалида с учетом психологических особенностей ее членов и динамики семейных отношений, направленная на формирование позитивных детско-родительских отношений. Мы регулярно проводим собрания, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, мастер-классы по выбранным нами темам (связанным с реализацией образовательной программы) и по запросам родителей. В соответствии с темой недели даются игровые «домашние задания» детям (что-то слепить, нарисовать, собрать и засушить листочки для поделки, принести шишки, прочитать сказку и др.). Являясь администратором официального сайта нашей ДОО, по согласованию с руководителем, я создала раздел «Лекотека», в котором можно познакомиться с нормативной документацией этого структурного подразделения и раздел «Консультпункт», который ежемесячно обновляется в течение года. Так же раздел «Лекотека» существует и на моем персональном сайте инструктора по физической культуре.

Волонтерское движение стало нашим «ноу-хау». Не случайно ПСОШ №3, находящаяся через дорогу от нашего детского сада, осуществляет инклюзивное образование. В школе созданы условия для образования детей-инвалидов. И наши дети из лекотеки, достигнув 7-8 летнего возраста, пойдут учиться именно туда, в новый и трудный социум. Конечно же, нам необходима была поддержка и помощь не только учителей, но и учеников школы. Ведь именно они будут непосредственно в течение дня общаться с нашими особыми детьми. Являясь мамой ученика 6 класса ПСОШ №3, мне очень удобно было набрать волонтеров из класса сына. По договоренности с руководством школы, но совершенно неожиданно для учеников родного 6 класса, я пришла на классный час и провела беседу-презентацию с детьми на тему «Кто такие дети с ОВЗ?». В режиме «вопрос-ответ» мы определились, что это такие же дети, как и все, но только имеющие определенные проблемы со здоровьем. Дети, которым нужна наша помощь. Дети, которых необходимо оберегать и защищать. А проблемы со здоровьем – это беда, которая может прийти в любой дом, коснуться любой семьи, и любой с виду здоровый человек может оказаться носителем дефектных генов. Единогласно весь класс проголосовал за организацию волонтерского движения в помощь детям-инвалидам. Было решено, чтобы весь класс принял участие в реализации нашего проекта. На роль координатора волонтерского движения я предложила сына – Владислава В., объяснив это тем, что мне очень удобно обсуждать вопросы, связанные с детьми – инвалидами дома. Влад же, в свою очередь, будет доносить информацию в школе до всех участников волонтерского движения «Звезда надежды». Кроме координатора было решено выбрать в организацию еще 4 ученика (5 лучиков звезды – 5 волонтеров, хотя отбоя от желающих не было, которые будут непосредственно общаться, играть с детьми – инвалидами. Главными критериями для поступления в волонтеры были такие качества, как ответственность, сострадание, безотказность, дисциплинированность, примерное поведение (причем не только в школе, уважительное отношение ко взрослым и ученикам, наличие свободного времени, коммуникабельность, умение играть с маленькими детьми (наличие младших братьев и сестер, такт, чистота и правильность речи. После выборов, микрогруппа «Сердце в ладошках» (толерантное отношение к детям-инвалидам) из 5 человек получили нарукавные повязки с триколор с красной звездой, символизирующей волонтерское движение «Звезда надежды». Было решено, что весь класс будет осуществлять информатизацию школы по вопросам, связанным с инклюзивным образованием, писать стенгазеты, листовки, выступать на общих внутришкольных и внутрисадовских родительских собраниях, придумывать и изготавливать призы, простейшие тренажеры и игрушки, шить костюмы для сюжетных игр. А пять выбранных волонтеров микрогруппы еще будут играть и общаться с детьми в сенсорной комнате школы (1 раз в месяц) и центре познавательного развития сада (1 раз в месяц, сопровождать их при передвижении по школе во время экскурсий, проводить совместные праздники и развлечения (1 раз в месяц).

Социализация детей (совместные праздники внутри лекотеки и с детьми ДОО). Доброй традицией нашего сада стало проведение общих и внутригрупповых праздников, досуговых мероприятий с детьми лекотеки. Дети с родителями приглашаются на праздники в свои возрастные группы, участвуют по мере возможности на протяжении всего мероприятия наравне с детьми сада. Например, общелекотечным праздником стало для нас празднование Нового года. Дети с родителями участвовали в новогодней сказке. Специалисты лекотеки стали актерами этой волшебной сказки. Лиса (педагог-психолог) забрала с елочки огоньки, Снегурочка (физрук) с Дедом Морозом (учитель-логопед) шутили, играли с детьми, пели песни и танцевали. В конце все дружно пожурили Лисичку и зажгли новогодние огоньки. Все дети получили подарки от Деда Мороза и долго не хотели расходится. Общесадовским праздником вместе с детьми лекотеки стало для нас празднование Нового года по старому календарю. Дети приняли участие в новогоднем мюзикле по сказке «Морозко». Родители большинства детей согласились на видео- и фото-съемку игровых сеансов и праздников. Поэтому у нас есть возможность анализировать динамику развития детей.

Иппотерапия (летний период) и сотрудничество со станцией юных техников (в учебном году). В нашем структурном подразделении лекотека существует договор на сотрудничество с конным заводом, находящемся в пригороде. Начиная с мая этого года, дети вместе с родителями смогут наблюдать за лошадьми, участвовать в их кормлении, катании на тележках, узнают много нового и интересного из жизни этих великолепных животных. Иппотерапия оказывает комплексное позитивное воздействие не только на физический статус пациента, но и на его психо-эмоциональную сферу, способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, социализации и формированию более гармоничных отношений с миром, возрастает мотивация и усиливается стремление к достижению положительных результатов.

Договор о сотрудничестве со станцией юных техников (далее СЮТ) дал нам возможность осуществлять кратковременные проекты в течение учебного года (однодневные, 1 раз в квартал). Педагог дополнительного образования СЮТ является социальным педагогом лекотеки. Для первой программы они отобрали пять игр. Составив список необходимых игровых атрибутов и материалов, принялись за работу. Вместе с детьми на станции изготавливаются многофункциональные тренажеры по развитию речи, мелкой моторики, мышления и воображения детей. Мы надеемся, что благодаря этому сотрудничеству существенно пополнится предметно-пространственная развивающая среда нашего структурного подразделения. Дети, посещающие СЮТ, нашли много развивающих, подвижных и музыкальных игр.

Перспектива.

В ходе реализации данного проекта «Звезда Надежды» на 1 этапе была проведена работа по адаптации и социализации детей, развитию способности к адеватному восприятию окружающей обстановки, способности к определению места и времени нахождения, к установлению контактов с другими людьми; развитие способности у детей контролировать свое поведение, осознание себя и адекватное поведение с учетом социально-правовых и морально-этических норм. Благодаря реализации проекта будет оказана поддержка усилиям родителей, по развитию личности ребенка; осуществлено налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи; будут сформированы предпосылки к обучению.

Самым важным результатом проекта будет считаться появление и развитие речи у детей, развитие общей и мелкой моторики, улучшение фонематического слуха (выполнение заданий на слух, развитие зрительного восприятия, появление телесно-эмоционального контакта между детьми, развитие социально-бытовых навыков самообслуживания, умение находить себе место в обществе и налаживать контакт с людьми. Так как дети и семьи, получающие помощь в Лекотеке имеют разные нарушения и проблемы, то и результаты будут индивидуальны для каждой семьи и ребенка. И позитивным результатом мы считаем уже достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами для данного ребенка на отдельно взятом этапе.

Публикации по теме:

Физкультурный праздник для детей подготовительных групп «Олимпийские надежды» Физкультурный праздник для подготовительных групп «Олимпийские надежды». Тема: Олимпиада Вид занятия: Физкультурный праздник Цель занятия:.

Коллективный социальный проект для воспитанников учреждения для обучающихся с девиантным поведением «Земля — наш общий дом» Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение.

Проект «Олимпийские надежды» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №18 «Рябинушка" Проект «Олимпийские надежды» разработала: воспитатель.

Проект «Путь к звездам» в старшей группе детского сада для детей с ОВЗ ]Актуальность проекта: С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек.

Социальный проект Социальный проект для детей первой семейной группы Воспитатель: Заборянская Юлия Александровна «Мусор Земле не к лицу» Тип проекта: социальный.

Социальный проект «Подари детям праздник»Социальный проект «Подари детям праздник» Проект социальной направленности «Подари детям праздник» В наши дни тема шефства потерялась среди других тем, кажущихся более актуальными.

Социальный проект «Прикосновение к войне» Одним из приоритетных направлений в России является. Гражданско-патриотическое воспитание личности. Президент РФ Владимир Путин на встрече.

Социальный проект семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста группы риска СОП Социальный проект семейной студии художественного - эстетического развития детей дошкольного возраста группы риска СОП в условиях детского.

Социальный проект «Школьная клумба» ученика 3 класса План реализации проекта Участники проекта: • Учащиеся 3 «Б» класса; • учителя • родители учащихся Целью данного проекта является создание.

Социальный творческий проект «Рождественский подарок» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта «Рождественский подарок». База реализации Общество инвалидов при Васюринском сельском поселении Автор проекта,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальный проект «Звезда Надежды» для детей с ОВЗ (в структурном подразделении «Лекотека»)
Опубликовано: 18 сентября 2017 в 10:12
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД