Лучший педагог года

Содержание, организационные формы и методы профессиональной ориентации старшеклассников

Марина Жуланова
Содержание, организационные формы и методы профессиональной ориентации старшеклассников

Самоопределение личности в значительной мере обусловливается ролью профессиональной ориентации в жизни каждого человека. Профессиональная ориентация старшеклассников устанавливает направление для самореализации, карьерного роста, профессиональной состоятельности, образа жизни, счастья, успеха, финансовой независимости человека.

Сложность социально-экономических процессов в России, увеличение темпа жизни человека, повышение требований к каждому представителю общества, высокий уровень конкурентоспособности специалистов – профессионалов существенно сказывается на образовании молодежи и ее профессиональной ориентации. В последние десятилетия наблюдается повышение значимости высшего образования. Старшеклассники выбирают профессии актуальные, необходимые, пользующиеся популярностью сегодня. К сожалению, часто их профессиональная мотивация носит формальный характер. Привлекаемые престижностью, материальным достатком, внешними атрибутами профессии, молодые специалисты оказываются не готовы к профессиональному труду.

Публикация «Содержание, организационные формы и методы профессиональной ориентации старшеклассников» размещена в разделах

Работа социального педагога требует в первую очередь организацию профилактической работы. Целенаправленная деятельность социального педагога со старшеклассником и его окружением, многообразие и вариативность форм организации социально-педагогической помощи осуществляют комплексный подход к решению проблем старшеклассников в профессиональной ориентации. Социально-педагогическая помощь будет эффективной при полном содействии, сотрудничестве и доверительных отношениях между педагогами, родителями и старшеклассниками. Профессиональная ориентация старшеклассников будет зависеть от степени сформированности личностных качеств и социальной среды. В социально-педагогической помощи старшеклассникам важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определением жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности.

Нами было проведено экспериментальное изучение проблемы профессиональной ориентации старшеклассников, в исследовании принимали участие обучающиеся 10 классов, в количестве 36 человек. Для выявления интересов и профессиональных склонностей старшеклассников, нами были использованны следующие методики : Методика «Диагностика структуры сигнальных систем», матрица выбора профессии (Г. В. Резапкина)

На основе выводов констатирующего эксперимента, можно сказать, что знания старшеклассников о профессиях и сферах деятельностях, в которых они реализуются носят поверхностный характер. Эти знания сложились на основе рассказов родителей, друзей, СМИ; слабо проявляется интерес к новым актуальным профессиям и отсутствует понимание развития способностей, позволяющих более конкретно определить подходящую профессию, которая бы позволила полноценно раскрыться и самореализоваться личности подростка. Однако, половина школьников показали средние результаты, мы можем сказать, что данные учащиеся имеют достаточно хорошие, но неполные знания о необходимости развития профессиональных склонностей и интересов, а также представления о сущности профессии, в которой они хотят реализоваться в дальнейшем, однако часто данные знания не соотносятся с реальностью, оставаясь на уровне только общих умозрительных представлений, не проявляясь в суждениях.

На основе полученных данных мы разработали и начали внедрять программу мероприятий по социально - педагогической помощи в профессиональной ориентации старшеклассников. Цель программы по развитию профессиональной ориентации старшеклассников заключалась в формировании целостного представления о различных сферах профессиональной деятельности и развитии знаний о различных профессиях для дальнейшего самоопределения школьников.

Для выявления эффективности, используемой программы, был проведен контрольный срез с учащимися старшего школьного возраста. По сравнению с констатирующим этапом эксперимента результаты контрольного этапа стали выше. В целом нужно сказать, что у школьников контрольной группы профессиональные склонности развиваются случайно – то есть внешняя деятельность, поведение и обусловливающая их мотивация не соответствуют друг другу; либо адекватные мотивы развития профессиональных склонностей не осознаются личностью в полной мере. А у школьников экспериментальной группы развитие профессиональных склонностей основано на познавательных мотивах, знания носят системный характер.

Список использованной литературы

1. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи : Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 2009. – 98 с.

2. Виноградова, Г. Р. Программа профессиональная ориентация старшеклассников «Я выбираю профессию» [Текст] / Г. Р. Виноградова // Воспитание школьников. – 2012. -№4. – С. 42.

3. Гончаров, B.C. Профконсультация и выбор профессии старшеклассниками. Психолого-педагогические проблемы трудового воспитания, обучения и профориентации школьников. Народное образование [Текст] / В. С. Гончаров // Вопросы психологии. – 2011. – №11. - С. 84.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с детьми по охране прав ребенка Богина Елена Николаевна Воспитатель ЦРР д/с «Солнышко» Республика Мордовия г. Ковылкино. Доклад. Тема: «Формы и методы работы с детьми.

Формы и методы взаимодействия с родителями В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» вступившем в силу 1 сентября 2013г дошкольное образование было впервые определено.

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Доклад «Формы и методы работы с семьями» Доклад «Формы и методы работы с семьями воспитанников в ДОО» (Слайд 2) Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близких,.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Методы и формы работы с родителями в ДОУ тема: Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия.

Методы и формы развития детского художественного творчества Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Методы и формы развития детского художественного творчества: • Рассматривание,.

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУПлан-конспект непосредственной образовательной деятельности по ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ Тема Труд няни Форма занятия интегрированное занятие Цель занятия формировать представление о труде помощника воспитателя Задачи образовательные.

Консультация «Содержание и методы работы с природным и бросовым материалом» Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести.

Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности патриотического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание, организационные формы и методы профессиональной ориентации старшеклассников
Опубликовано: 3 февраля 2016 в 09:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД