МААМ-картинки

Создание условий для детей с ОВЗ по формированию понятий величины и формы предметов

Татьяна Нещерет
Создание условий для детей с ОВЗ по формированию понятий величины и формы предметов

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Педагоги и психологи отмечают зависимость динамики развития дошкольника от внешних воздействий. В этом возрасте дети отличаются повышенным уровнем реагирования и обостренной восприимчивостью к внешним проявлениям. Педагогическое воздействие должно строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если педагог учитывает эти особенности, тогда ребенок включается в учебную деятельность и это будет способствовать формированию у него старательности, трудолюбия, активности. В противном случае отклонения в психическом развитии усугубляются, возникнут сложности, которые компенсировать будет сложно. Практика показывает, что математика как учебное содержание часто превращается в тот «барьер», который сложно cамостоятельно преодолеть ребенку. Постоянные неудачи рождают неуверенность в себе, боязнь предмета, потерю самоуважения. Все это ребенок может пытаться компенсировать полным неприятием предмета.

Публикация «Создание условий для детей с ОВЗ по формированию понятий величины и формы предметов» размещена в разделах

Математическое развитие является мощным инструментом:

– для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);

– для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);

– развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций;

– подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.)

Математические представления формируются по следующим разделам:

– развитие и совершенствование сенсорных представлений;

формирование представлений о форме и размере предметов; о геометрической форме;

формирование представлений о множестве;

– обучение сравнению совокупностей предметов;

– обучение сравнению по величине;

– развитие пространственных и временных представлений;

формирование количественных представлений и отношений;

– обучение счету в пределах 10-ти;

формирование счетных операций пределах 10-ти);

формирование навыков решения элементарных арифметических задач на нахождение суммы и остатка.

Помимо основных образовательных задач на образовательной деятельности по ФЭМП у детей формируют познавательную активность, развивают важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщении. Формируют и развивают способность конструировать из геометрических фигур, палочек и другого материала, развивают воображение.

Важнейшей задачей является развитие речи: развитие умений задавать вопросы и отвечать на них; сопровождение собственных действий речью; расширение и уточнение словаря; тренировка в согласовании слов в предложении в роде, числе, падеже и т. д.

Коррекция и компенсация недостатков развития ребенка происходит в процессе усвоения необходимых знаний, умений и навыков по математике, а не только в процессе отдельно проводимых коррекционно-развивающих ОД, но и в режимных моментах, на прогулке, в играх, так, же этому должна способствовать предметно – пространственная среды группы ежедневно окружающая ребенка.

Математическая подготовка детей имеет практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями. Формирование представлений и понятий о величине и форме является пропедевтическим периодом и формировании дочисловых количественных представлений и создание предпосылок для развития представлений о числе и счете. Поясним этот момент.

Проводимая работа по усвоению понятий о величине и форме помогает детям научиться уверенно, выделять и называть свойства предметов. Например, понятия «длинный», «короткий» и группировка их по признакам помогает детям понимать, что некоторые предметы могут быть более длинными или менее длинными, то существуют длинные и короткие пути, длинные и короткие промежутки времени и т. д. Сравнивая предметы друг с другом, дети учатся выстраивать их в упорядоченной последовательности. Такой ряд, построенный по какому – либо определенному признаку (например, длины, ширины, величины, толщины) и по определенному правилу (например, от длинного к короткому, от большому к маленькому, называют сериацией по признаку качества. Сериация является одной из предпосылок для формирования понятия о числе, а именно для образования понятия о порядковом числительном, о числе и счете. В дальнейшем на уровне чисел эти отношения выражаются так: 3 больше чем2; 2 больше чем 1, и наоборот.

Основная форма работы по формированию понятий и представлений о величине и форме должна строится с учетом как общедидактических, так и методических, коррекционных принципов: частая смена видов деятельности, большое количество повторений на разнообразном материале, перенос усвоенных знаний в новые условия, игровой характер обучения, организация предметно – практической деятельности каждого ребенка.

Поскольку дошкольники с ЗПР отстают от своих сверстников по уровню развития элементарных математических знаний и умений, необходим пропедевтический период. Его основная задача – восполнение пробелов в математическом развитии детей, накопление опыта действий с предметами. Действуя с разнообразными предметами, дети учатся выделять их свойства (форму, размер и т. п., группируют их по определенным признакам. Выкладывая предметы, сначала по наглядному показу педагога, а затем по словесной инструкции, они выделяют существенные и несущественные признаки, сравнивают и уравнивают группы предметов, располагают их в определенной последовательности.

Перед педагогом в этот период стоит задача обогатить сенсорный опыт, развить мышление и речь дошкольников. Изучение нового математического понятия целесообразно проводить в следующей последовательности:

1. Наблюдение за действиями педагога, который демонстрирует изучаемый объект (фигуру, число, выявление его свойств, признаков (величина, форма).

2. Практические упражнения детей с раздаточным дидактическим материалом, сопровождающиеся словесным отчетом о своих действиях.

3. Нахождение в окружающей обстановке аналогичных предметов с изучаемыми свойствами.

4. Закрепление материала в графических работах: рисование, обводка по шаблону, штриховка, черчение.

5. Закрепление материала во время прогулки, игры и т. д.

6. Работа с демонстрационными таблицами иди другими печатными пособиями (подготовка к работе с книгой, учебником).

Переключая детей с одного вида деятельности на другой, педагог помогает снять умственное переутомление, которое часто наступает у них во время занятий.

Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений, так как любой навык формируется у них очень медленно. Поддерживать интерес к ОД следует путем широкого использования дидактических игр, упражнений, в том числе связанных с активным движением детей : ходьбой, бегом, хлопкам и т. д. Игровая форма заданий привлекает маленьких детей, воспитывает положительное эмоциональное отношение к занятиям. Нужно стараться подбирать такие игры и занимательные упражнения, чтобы в них по возможности участвовали все дети, в том числе и слабые.

Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых ситуациях при смене наглядного материала, варьировании приемов работы, развивающая предметно-пространственная среда группы и кабинета дефектолога Это необходимо для того, чтобы у детей не пропал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.

Ввиду особенностей психического развития детей с ЗПР обучение носит наглядно – практический характер, т. е. ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами.

В процессе формирования важно активно подключать ребенка как важнейшее познавательное средство. Движения руки (ощупывание, обведение по контуру) способствует точности восприятия, рука учит глаз. При формировании представлений о величине и форме ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его. Тактильно – двигательное воспитание так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений. Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения. Широко используются также практические приемы сравнения как наложения и приложения. При первоначальном выделении того или иного признака сопоставляются контрастные предметы, отличающиеся только данным признаком. Например, для того чтобы дать детям понятие «короткий -длинный» подбирают два предмета одинакового цвета, равные по толщине и ширине, отличающиеся только длинной.

Опыт практических действий ребенка четко должен фиксироваться в речи педагога, а затем и в собственных высказываниях ребенка. Развитию речи в образовательной деятельности по ФЭМП должно уделяться большое внимание, так как четкие представления формируются тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме.

При формировании понятий и представлений : большой – маленький; много – мало; короткий – длинный и т. д. –ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его.

Перед педагогом в этот период стоит задача обогатить сенсорный опыт, развить мышление и речь дошкольников. Изучение нового математического понятия целесообразно проводить в следующей последовательности:

1. Наблюдение за действиями педагога, который демонстрирует изучаемый объект (фигуру, число, выявление его свойств, признаков (величина, форма).

2. Практические упражнения детей с раздаточным дидактическим материалом, сопровождающиеся словесным отчетом о своих действиях.

3. Нахождение в окружающей обстановке аналогичных предметов с изучаемыми свойствами.

4. Закрепление материала в графических работах: рисование, обводка по шаблону, штриховка, черчение.

5. Закрепление материала во время прогулки, игры и т. д.

6. Работа с демонстрационными таблицами иди другими печатными пособиями (подготовка к работе с книгой, учебником).

Переключая детей с одного вида деятельности на другой, педагог помогает снять умственное переутомление, которое часто наступает у них во время занятий.

Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений, так как любой навык формируется у них очень медленно. Поддерживать интерес к заданиям следует путем широкого использования дидактических игр, упражнений, в том числе связанных с активным движением детей : ходьбой, бегом, хлопкам и т. д. Игровая форма заданий привлекает маленьких детей, воспитывает положительное эмоциональное отношение к занятиям. Нужно стараться подбирать такие игры и занимательные упражнения, чтобы в них по возможности участвовали все дети, в том числе и слабые.

Коррекционная направленность обучения обеспечивается максимальным использованием предметно – практических действий и игровых предметов. Занятия в пропедевтический период начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов. В задания включаются дидактические игры и обыгрывание различных ситуаций.

Формирование понятий проводит учитель – дефектолог, ведущая роль принадлежит взрослому. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории проблемных детей. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Дети с задержкой психического развития пассивны и не проявляют желания действовать активно с предметами. Взрослым необходимо постоянно создавать для детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служит коррекционно-развивающая работа и предметно-пространственная среда кабинета дефектолога, специально разработанная для детей нашей группы.

Публикации по теме:

Результат тематической проверки: создание педагогических условий для социализации детей. Результат тематической проверки: создание педагогических условий для социализации детей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном.

«Создание условий для свободной игровой деятельности детей» ИГРА - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Анализ условий, обеспечивающих сформированность элементарных представлений и понятий у младших школьников в процессе обучения Формулировать определения различных понятий можно по-разному, главное – в краткой и чёткой форме изложить то, что единственным образом характеризует.

Создание благоприятных условий для развития детей посредством дополнительного образования «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский/ По данным различных исследователей в настоящее время.

Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни Консультация для воспитателей на тему: «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни» В настоящее.

Открытое занятие по теме: Счет предметов в пределах 5. Закрепление понятий о геометрических фигурах Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей по Формированию элементарных математических представлений в средней.

Создание условий для художественно-эстетического развития детей раннего возраста Слайд № 1 Представление педагога Слайд № 2. Предметно – пространственная развивающая среда. При формировании высших психических функций.

Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей для их физического развития Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 г. Бирюсинска Сообщение на семинар в ДОУ «Создание условий.

Создание условий для адаптации детей в группе раннего возраста Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее, прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок.

Создание условий для развития детей на участке зимойСоздание условий для развития детей на участке зимой Снега много, снежный дом в январе Будем строить у себя во дворе. Снега гору набросаем, потом Будем рыть в снегу лопатами дом. Роем ход,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для детей с ОВЗ по формированию понятий величины и формы предметов
Опубликовано: 14 сентября 2016 в 19:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД