МААМ-картинки

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности

Юлия Савинова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности» размещена в разделах

Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.

Образовательная область «Безопасность» и требования ФГТ направлены на формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения, на воспитание осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.

Приоритетной задачей МБДОУ является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Задачу решаем совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей. Деятельность МБДОУ - детского сада по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является комплексной и предусматривает: организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОУ; повышение компетентности родителей; использование в педагогической практике современных образовательных технологий, в том числе метода проекта и ИКТ; совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ.

Анализ статистических данных позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

– незнание дошкольниками элементарных правил;

– стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

– безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Осознавая важность поставленной проблемы по формированию у детей знаний о правилах безопасности дорожного движения проведен анализ организации познавательных НОД в нашем детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к правилам дорожного движения.

Выявлены положительные тенденции, а именно:

1. с детьми проводятся НОД познавательного характера по ПДД с интеграцией таких образовательных областей как: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Чтение художественной литературы»;

2. осуществляется методическое обеспечение этих НОД;

3. созданы условия для проведения НОД а также для самостоятельной деятельности детей и деятельности детей в режимных моментах;

4. Эта работа строится во взаимодействии со специалистами МБДОУ и социумом (МУК - Львова Екатерина Владимировна)

5. в группе проводятся такие мероприятия как беседы, развлечения, экскурсии по ПДД и поведению на дорогах.

Однако обозначилось проблемное поле:

1. необходимость использовать педагогам в работе моделирование, проблемно-поисковые ситуации, ИКТ по ознакомлению детей с ПДД и правилами поведения на дорогах;

2. поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о ПДД;

3. поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную, коммуникативную и социальную активность детей;

В связи с изложенным выше возникла необходимость разработать план мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

В результате была определена цель работы:

создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

И поставлены задачи:

1. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.

2. Оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов.

3. Формировать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

4. Выработать систему воспитательно-образовательной работы.

Работа строилась в 3 этапа

1. Подготовительный этап

• Всестороннее изучение литературы. (Приложение 1)

• Изучение передового педагогического опыта по проблеме.

• Определение конкретных целей, задач.

• Обогащение предметно-развивающей среды. (Приложение 2)

• Разработка перспективного плана по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

2. Основной этап

• Практическая деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

3. Обобщающий этап

• Подведение итогов работы.

• Принятие решений по результатам мониторинга.

Подготовительный этап

Всю работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения разделили на три этапа:

1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).

2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичного мониторинга)

3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.

В начале учебного года нами был проведен мониторинг интегративного качества: Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первоначальных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Для определения уровня сформированности знаний о правилах дорожного движения использовали следующие методы:

1. Наблюдение.

2. Экспериментальные задания.

3. Беседа.

Результаты проведенного мониторинга показали:

Низкий уровень сформированности знаний о правилах дорожного движения у 25% детей, средний уровень сформированности знаний о правилах дорожного движения у 44% детей, высокий уровень сформированности знаний о правилах дорожного движения у 31% детей.

Воспитание у детей безопасного поведения на дороге зависит в полной мере от взрослых, но прежде всего от родителей. И упрощать эту задачу или относиться к ней легкомысленно недопустимо, чтобы избежать трагедий родители должны побеспокоиться о формировании у ребенка правильных программ поведения в разных дорожных ситуациях. Когда и с чего начинать воспитание у ребенка безопасного поведения на дороге? Прежде всего начинать нужно с себя, то есть с родителей. И чтобы нам, педагогам, понять как родители относятся к этой проблеме необходимо было провести анкетирование В анкетировании приняли участие 23 человека, что составляет 98% от наполняемости группы. Анализ анкетирования родителей показал, что 100% родителей считают, что нужно знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения. При этом родители считают, что углубленное изучение правил дорожного движения в этом возрасте не целесообразно, а беседы с ребенком и чтение детской литературы по данной теме проводят лишь 50 % родителей. При воспитании ребенка используют жизненный опыт 17 % родителей, смотрят телепрограммы- 10 %, используют рекомендаций педагога по данной теме- 23% взрослых. Большинство родителей считают, что наиболее продуктивной формой работы по данной теме является: проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.)

Нами была изучена методическая литература: Правила дорожного движения с иллюстрациями ; Методическое пособие «Безопасность на улицах и дорогах»;

«ОБЖ для дошкольников» Т. П. Гарнышевой; «Дорожная Азбука в детском саду» Е. Я. Хабибуллиной, «Ребенок на улице» Л. А. Вдовиченко; парциальную программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Это позволило нам подобрать наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми по данному вопросу.

Исходя из результатов мониторинга и анкетирования родителей, мы сделали вывод: Оптимизировать работу с детьми и родителями по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов.

Основной этап

Работа ведется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность с детьми включает в себя следующие блоки:

1. Транспорт.

2. Улица.

3. Движение транспорта и пешеходов.

4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор.

5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.

6. Правила поведения в транспорте.

Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма:

1. НОД познавательного цикла продуктивная деятельность

2. Игровая деятельность

3. Целевые прогулки

4. Чтение

5. Досуги, развлечения

6. Самостоятельная деятельность

У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора.», «Бегут машины в ряд.»). Чтобы НОД проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.

Нами разработан тематический план воспитательно-образовательной работы:(Приложение №3)

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованной НОД дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов

Важное значение имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

– изготовление стендов с наглядной информацией;

–консультации;

– тематические родительские собрания;

– обучающие семинары с участием преподавателей МУКа;

– семейные конкурсы;

– анкетирование;

– совместная детско-родительская досуговая деятельность.

На третьем этапе нами был проведен повторный мониторинг уровня сформированности знаний правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах. Сравнивая полученные данные, мы увидели положительные тенденции. А именно низкий уровень усвоения программы уменьшился на 15%, а высокий увеличился на 14%. Наблюдения показали положительные изменения в отношении детей к безопасному поведению, пониманию как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях на дороге.

Повторное анкетирование родителей показало, что изменилось отношение родителей к изучению правил дорожного движения в МБДОУ в положительную сторону. По их мнению проводимая работа с детьми на протяжении всего учебного года дало положительный результат как для детей, так и для самих родителей. Многие родители с большим вниманием стали относиться к выполнению правил дорожного движения, показывая своим поведением пример детям. Родители осознанно используют рекомендаций педагога по данной теме.

В результате проведенной работы:

1. У детей сформировалась потребность в соблюдении правил дорожного движения и поведении на улице.

2. Были выявлены эффективные методы и приемы работы с детьми, которые мы планируем использовать в дальнейшем.

3. Сложились доверительные отношения с родителями.

4. созданы условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

5. установление прочных связи с преподавателями МУК;

6. разработка перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;

Литература:

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002

2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М. : АСТ, 1995.

3. Добрякова В. А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.

4. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М. : АСТ-ПРЕСС 1996.

5. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?.» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М. : Мол. Гвардия. 1992.

6. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. М., 2001.

7. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н. А. Извекоа, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

8. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками. / Авт. -сост. М. С. Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.

9. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. М., 2005.

10. Сосунова Е. М., Форштат М. Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб. : ИД МиМ, 1997.

11. Семенюк В. И., Владимиров Н. В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.

12. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.

13. Слуцкер Т. М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.

14. Шалаева Г. П. Азбука маленького пешехода. – М. : Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.

15. Энциклопедия – школьнику. /Сост. Г. П. Яковенко, Н. Г. Яковенко. – Киев: МПсканер

Публикации по теме:

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Фотоотчёт о родительском собрании в форме КВН «Знатоки правил безопасной жизнедеятельности» (подготовительная группа)Фотоотчёт о родительском собрании в форме КВН «Знатоки правил безопасной жизнедеятельности» (подготовительная группа) 2019 год Материал подготовили: Кузнецова М. Р. – музыкальный руководитель, Заводчикова Н. Б., Фоменко А. В. - воспитатели Цель: Создать условия.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности
Опубликовано: 2 октября 2022 в 13:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД