Лучший педагог года

Использование игровых приёмов для формирования мотивации дошкольников с нарушениями речи (1 фото)

Алексеенко Галина Михайловна
Использование игровых приёмов для формирования мотивации дошкольников с нарушениями речи

Аннотация

В данной статье рассматривается создание условий для формирования мотивации у дошкольников с нарушениями речи через игровые приемы. Приведены варианты игр для автоматизации и дифференциации звуков, формирования ротового дыхания, грамматических категорий речи, навыков обучения грамоте, развития связной речи.

Ключевые слова: мотивация, предметно-развивающая среда, игровые приемы, дошкольники с нарушениями речи.

Публикация «Использование игровых приёмов для формирования мотивации дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

Роза Евгеньевна Левина считает, что нарушение мотивационных процессов препятствует развитию речи и коррекционной работе, и даже, если ребенок, обладая «подготовленностью предметного восприятия и полноценным фонетическим восприятием, для того чтобы овладеть речью, нуждается в достаточной мотивационной направленности, формирующей познавательную активность ребенка» [5].

Высокая познавательная мотивация может восполнить недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. Положительная мотивация – залог успеха любого начинания. В работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно остро. И для педагога встает вопрос: как повысить мотивацию, активизировать деятельность дошкольника на занятиях, создать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе образовательной деятельности. Ответ на этот вопрос – это игра. Именно игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Чтобы повысить интерес детей на занятиях мы подбираем и модифицируем игровые приёмы и методы в своей работе.

Речевая развивающая среда — это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей, поэтому использование игровых приёмов на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность.

Использование игровых приёмов для формирования мотивации дошкольников с нарушениями речи

Для повышения интереса во время проведения артикуляционной гимнастики применяется красочный дидактический материал: лабиринты, кубики с картинками, а также логопедическая кукла «Антошка», с помощью которой можно показать детям правильное положения органов артикуляционного аппарата во время проведения гимнастики.

Произношение звуков тесно связано с дыханием. Поэтому для формирования ротового дыхания у детей используется нестандартное оборудование, с которым они с большим удовольствием играют.

Для автоматизации и дифференциации звуков используются звуковые тактильные дорожки, дидактические игры и материалы, такие как игры на липучках, которые очень нравятся детям, лабиринты, игры с использованием кинезиологических упражнений «Умные пальчики», игры с кармашками.

Для обогащения словарного запаса применяются игры с фишками-секретиками. Для формирования грамматического строя речи - разнообразные игры с липучками, а для игр с предлогами - схемы.

Для развития связной речи применяются бумажные и пластмассовые кубики, при помощи которых дети могут составлять предложения и творческие рассказы. Для заучивания стихотворений, описательных рассказов и пересказов текстов - мнемотаблицы.

Для того, чтобы детям было легче и интересней запомнить буквы применяются вязанные полоски, из которых дети на фетровом полотне выкладывают буквы. Игра на липучках «слово-слог-буква» помогает детям дифференцировать эти понятия. Игра «дружные буквы» позволяет детям освоить элементы грамоты (например, вставь пропущенную гласную, выложи слово, дифференциация букв, обозначающие гласные и согласные звуки).

Игровое пособие «Логокуб» представлено в виде слоника, оно многофункционально и даёт заряд положительных эмоций и удовольствие от выполнения задания.

Игровая деятельность детей организуется с помощью дидактических игр, которые расположены на гранях куба (например, игра «Узнай на ощупь букву», «Положи в корзину» - дети закрепляют деление слов на слоги, «Найди картинку» -выделение первого звука в слове, игра с предлогами учит детей составлять предложение по опорным картинкам, «Звуковое пианино» способствует дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости).

В процессе использования игровых приёмов, дети проявляют живой интерес к выполнению заданий. Задания их не переутомляют, в игре удовлетворяются основные потребности ребенка: в движении, в познании, в свободе, самостоятельности. Повышается мотивация детей к обучению, и тем самым эффективность коррекционной работы. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.

Список литературы

1. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. — М. : Книголюб, 2005.

2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. – СПб. : КАРО, 2008. -96 с.

3. Валявко С. М. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи : автореф. дисс. канд. психол. наук. –М., 2006.

4. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. 2004.

5. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). – М. ,1999, 120 с.

6. Логопедия: практическое пособие для логопедов, студентов и родителей /авт. -сост. В. И. Руденко. – Изд. 6-е – Ростов н/ Д: Феникс, 2008. - 287 с.

7. Овчинникова, Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб. : КАРО, 2008. – 64 с. : ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).

8. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. — М., 2002.

Публикации по теме:

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекции мышления и речи у детей с УО АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Использование игр и игровых упражнений с песком, в коррекции мышления и речи у детей со сниженным интеллектом».

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников»Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников» Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников» Актуальность темы. Маленькие.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приёмов для формирования мотивации дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 12 апреля 2023 в 16:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД