Получи документы

Сюжетно-ролевая игра как педагогическое условие формирования межличностных отношений старших дошкольников

марина горских
Сюжетно-ролевая игра как педагогическое условие формирования межличностных отношений старших дошкольников

Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте. Не случайно в программе «Детство», которая является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и дошкольного образования, выделена образовательная область «Социализация».

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как педагогическое условие формирования межличностных отношений старших дошкольников» размещена в разделах

Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес для исследователей (ученых).

Сегодня происходит смена воспитательной парадигмы - на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.

В связи с устойчивой тенденцией демократизации педагогической системы появляется необходимость исследования психолого-педагогических предпосылок формирования умений межличностного общения на основе гуманного отношения у детей старшего дошкольного возраста. Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточно изучены.

Программы воспитания и обучения, соответственно, предусматривали различные формы активизации нравственных проявлений в общении детей со взрослыми и сверстниками. Однако, как оказалось, даже соблюдение детьми правил нравственного поведения не является гарантией сформированности у них гуманизма. Действия и поступки их в общении со сверстниками нередко лишены той чувственной основы, которая необходима для сопереживания огорчений или радостей товарища. В связи с этим возникла необходимость глубже взглянуть на проблему воспитания у детей гуманных чувств и отношений.

Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников.

Смена позиций в игре, взаимоотношения, в которые дети вступают по поводу игры, создают благоприятные условия для понимания другого "вчувствования" в его положение, настроение, желание.

Эта особенность позволила нам определить проблему исследования: при каких условиях организации сюжетно-ролевой игры наиболее успешно будут формироваться гуманные взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра - это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и воспитывающая одновременно. С точки зрения детей, ролевая игра- это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность- игра, мотив которой лежит в содержании деятельности, а не вне ее воспитательный характер игры дошкольниками не осознается. Также отметим воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив. В активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие ребята, и это способствует самоутверждению в коллективе [1, с 15].

Ведущими в условиях детского сада являются сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Это, прежде всего, самодеятельные сюжетно-ролевые игры, которые возникают по инициативе самих детей. В них дети оговаривают общую тему игры (поиграем в путешествие, в моряков и т. п.). В этих играх формируется воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные способности.

Для самодеятельных игр очень важна такая предметно-развивающая среда, которую дети могут легко, по своему желанию, трансформировать в зависимости от поворота сюжета игры.

На базе нашего детского сада создаются все условия согласно Концепции развития системы дошкольного и общего дошкольного образования ОАО "РЖД". Достижение нового качества образования за счет совершенствования учебно-лабораторной и материально-технической базы образовательных учреждений. [2. п. 5.2].

Самодеятельные сюжетно-ролевые игры, не нуждаются в специальной организации и тематическом планировании со стороны педагога, но требуют его поддержки. В обучающих сюжетно-ролевых играх, возникающих по инициативе взрослого, воспитатель заранее определяет тему и конкретный сюжет игры, выделяя и распределяя роли, характер взаимодействия персонажей, подбирает атрибутику и игрушки. Эти игры ценны тем, что дают воспитателю возможность закрепить знания о труде взрослых, о конкретных явлениях, об этически ценных взаимоотношениях людей, а детям- пример ролевого взаимодействия. Поддержка всех проявлений детской игры- необходимое условие выполнения самодеятельными играми важной функции ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Реализация данного условия возможна при руководстве со стороны педагога, а именно: через организацию им игровой деятельности и наблюдением за процессом игры детей. [3, с 26]. Отсюда возникает необходимость решения следующих задач по развитию игровой деятельности:

- обеспечивать и обогащать дальнейшее развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умения использовать эти представления для создания новых инициативных сюжетов игр;

- представлять детям возможность самостоятельно определять содержание сюжетно-ролевых и режиссерских самодеятельных игр, поддерживая при этом нравственно и познавательно ценные сюжеты линии;

- способствовать возникновению в игре дружеских и партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам;

-развивать у детей способность к творчеству в игре, произвольность поведения, поощрять инициативность игровых замыслов;

- создавать предметно- игровую среду для игр.

Обсуждение с детьми различных ситуаций, возникающих в игре, характера общения между ее участниками выносить за рамки самой игры, чтобы не разрушать ее замысел. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представления. чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры :

1. Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяют конкретной воспитательной задачей.

2. Педагогическая разработка плана игры, наметка ее сюжета, определение игровых ролей и наполнения их конкретным содержанием.

3. Ознакомление детей с планом игры и ее доработка.

4. Создание воображаемой ситуации.

5. Распределение ролей (стремиться удовлетворить игровые потребности детей, применить очередность разыгрывания ролей).

6. Начало игры.

7. Сохранение игровой ситуации.

8. Завершение игры.

Во всех случаях необходимо о таком окончании игры. которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра. Для повышения воспитательной эффективности сюжетно-ролевых игр необходимо провести предварительную работу: чтение литературы, беседы.

Таким образом, планирование также определяет цели игры, разработку игровых действий, составление списка оборудования предметно - игровой среды. эффективность данного внедрения зависит от того, как воспитатель обеспечит реализацию интересов детей в разных видах игры, в совместных и индивидуальных формах, развивать самостоятельность инициативу в выборе игры, активность при создании и реализации игровых замыслов.

Литература:

1. Виноградова Т. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников [Текст] : практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова. -М. : Айрис-пресс,2008.-128с.

2. Перечень мероприятий перспективной программы действий по реализации Концепции развития системы дошкольного и общего образования ОАО "РЖД" от 13 мая 2010№1019р.

3. Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст].Дошкольное воспитание. -1995.-№10.-С 45-47.

Публикации по теме:

Образовательные области «Здоровье и Безопасность» Я работаю по программе Логиновой В. И. "Детство". Согласно новому документу ФГТ программа включает в себя 10 образовательных областей, одна.

Презентация программы «От рождения до школы» Презентация для родителей ТЕМА: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» http://youtu.be/s33XEs8znLk.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как педагогическое условие формирования межличностных отношений старших дошкольников
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 19:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД