Сюжетно-ролевая игра как педагогическое условие формирования межличностных отношений старших дошкольников

марина горских
Сюжетно-ролевая игра как педагогическое условие формирования межличностных отношений старших дошкольников

Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте. Не случайно в программе «Детство», которая является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и дошкольного образования, выделена образовательная область «Социализация».

Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес для исследователей (ученых).

Сегодня происходит смена воспитательной парадигмы - на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.

В связи с устойчивой тенденцией демократизации педагогической системы появляется необходимость исследования психолого-педагогических предпосылок формирования умений межличностного общения на основе гуманного отношения у детей старшего дошкольного возраста. Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточно изучены.

Программы воспитания и обучения, соответственно, предусматривали различные формы активизации нравственных проявлений в общении детей со взрослыми и сверстниками. Однако, как оказалось, даже соблюдение детьми правил нравственного поведения не является гарантией сформированности у них гуманизма. Действия и поступки их в общении со сверстниками нередко лишены той чувственной основы, которая необходима для сопереживания огорчений или радостей товарища. В связи с этим возникла необходимость глубже взглянуть на проблему воспитания у детей гуманных чувств и отношений.

Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников.

Смена позиций в игре, взаимоотношения, в которые дети вступают по поводу игры, создают благоприятные условия для понимания другого "вчувствования" в его положение, настроение, желание.

Эта особенность позволила нам определить проблему исследования: при каких условиях организации сюжетно-ролевой игры наиболее успешно будут формироваться гуманные взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра - это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и воспитывающая одновременно. С точки зрения детей, ролевая игра- это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность- игра, мотив которой лежит в содержании деятельности, а не вне ее воспитательный характер игры дошкольниками не осознается. Также отметим воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив. В активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие ребята, и это способствует самоутверждению в коллективе [1, с 15].

Ведущими в условиях детского сада являются сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Это, прежде всего, самодеятельные сюжетно-ролевые игры, которые возникают по инициативе самих детей. В них дети оговаривают общую тему игры (поиграем в путешествие, в моряков и т. п.). В этих играх формируется воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные способности.

Для самодеятельных игр очень важна такая предметно-развивающая среда, которую дети могут легко, по своему желанию, трансформировать в зависимости от поворота сюжета игры.

На базе нашего детского сада создаются все условия согласно Концепции развития системы дошкольного и общего дошкольного образования ОАО "РЖД". Достижение нового качества образования за счет совершенствования учебно-лабораторной и материально-технической базы образовательных учреждений. [2. п. 5.2].

Самодеятельные сюжетно-ролевые игры, не нуждаются в специальной организации и тематическом планировании со стороны педагога, но требуют его поддержки. В обучающих сюжетно-ролевых играх, возникающих по инициативе взрослого, воспитатель заранее определяет тему и конкретный сюжет игры, выделяя и распределяя роли, характер взаимодействия персонажей, подбирает атрибутику и игрушки. Эти игры ценны тем, что дают воспитателю возможность закрепить знания о труде взрослых, о конкретных явлениях, об этически ценных взаимоотношениях людей, а детям- пример ролевого взаимодействия. Поддержка всех проявлений детской игры- необходимое условие выполнения самодеятельными играми важной функции ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Реализация данного условия возможна при руководстве со стороны педагога, а именно: через организацию им игровой деятельности и наблюдением за процессом игры детей. [3, с 26]. Отсюда возникает необходимость решения следующих задач по развитию игровой деятельности:

- обеспечивать и обогащать дальнейшее развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умения использовать эти представления для создания новых инициативных сюжетов игр;

- представлять детям возможность самостоятельно определять содержание сюжетно-ролевых и режиссерских самодеятельных игр, поддерживая при этом нравственно и познавательно ценные сюжеты линии;

- способствовать возникновению в игре дружеских и партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам;

-развивать у детей способность к творчеству в игре, произвольность поведения, поощрять инициативность игровых замыслов;

- создавать предметно- игровую среду для игр.

Обсуждение с детьми различных ситуаций, возникающих в игре, характера общения между ее участниками выносить за рамки самой игры, чтобы не разрушать ее замысел. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представления. чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:

1. Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяют конкретной воспитательной задачей.

2. Педагогическая разработка плана игры, наметка ее сюжета, определение игровых ролей и наполнения их конкретным содержанием.

3. Ознакомление детей с планом игры и ее доработка.

4. Создание воображаемой ситуации.

5. Распределение ролей (стремиться удовлетворить игровые потребности детей, применить очередность разыгрывания ролей).

6. Начало игры.

7. Сохранение игровой ситуации.

8. Завершение игры.

Во всех случаях необходимо о таком окончании игры. которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра. Для повышения воспитательной эффективности сюжетно-ролевых игр необходимо провести предварительную работу: чтение литературы, беседы.

Таким образом, планирование также определяет цели игры, разработку игровых действий, составление списка оборудования предметно - игровой среды. эффективность данного внедрения зависит от того, как воспитатель обеспечит реализацию интересов детей в разных видах игры, в совместных и индивидуальных формах, развивать самостоятельность инициативу в выборе игры, активность при создании и реализации игровых замыслов.

Литература:

1. Виноградова Т. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников [Текст] : практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова. -М.: Айрис-пресс,2008.-128с.

2. Перечень мероприятий перспективной программы действий по реализации Концепции развития системы дошкольного и общего образования ОАО "РЖД" от 13 мая 2010№1019р.

3. Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст].Дошкольное воспитание. -1995.-№10.-С 45-47.

Публикации по теме:

Образовательные области «Здоровье и Безопасность» Я работаю по программе Логиновой В. И. "Детство". Согласно новому документу ФГТ программа включает в себя 10 образовательных областей, одна.

Презентация программы «От рождения до школы» Презентация для родителей ТЕМА: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» http://youtu.be/s33XEs8znLk.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как педагогическое условие формирования межличностных отношений старших дошкольников
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 19:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...
На велосипеде я тоже умею кататься! Фото с комментариями из Пикник парка!
Да, правильно говорится, что навыки катания на коньках и велосипеде, приобретенные человеком в детстве, остаются у него на всю жизнь! Убедилась я в...