Лучший педагог года

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Берестова
Театрализованная деятельность как средство развития эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста

В работе с детьми и наблюдая за воспитанниками, в последнее время стали замечать, что у детей стали проявляться такие проблемы, как негативное поведение, сверхактивность, нарушение сна, трудности в обучении, наличие низкой самооценки. А это в свою очередь отражает эмоционально-личностные проблемы, что свидетельствует об имеющемся эмоциональном неблагополучии. К тому же в последние время наблюдается рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых, который приводит к распространению невротических явлений среди детей. ФГОС ДО – документ из ряда психолого-педагогических условий, направленных на создание социальной ситуации развития детей, на первое место он ставит – обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Таким образом, обеспечение эмоционального благополучия ребенка – это важнейшая основополагающая задача дошкольного воспитания и показатель эффективной работы детского сада, которая составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

С целью эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста нами предлагается опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Нами был разработан и реализован проект по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Целью проекта стало эмоциональное развитие детей 5-7 лет.

Работа ввелась по следующим направлениям:

- осознание старшими дошкольниками факта возникновения эмоций;

- осмысление внешних признаков выражения эмоций – отрицательных, положительных, границ их адекватного проявления;

- развитие интегративного качества «эмоционально отзывчивый» (сопереживание персонажам историй, сказок, рассказов, отклик на эмоции людей, эмоциональное реагирование на музыкальные и художественные произведения, произведения изобразительного искусства, мир природы);

- расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующими тому или иному состоянию;

- развитие эмоциональной культуры.

Для достижения поставленной цели мы создали насыщенную среду в группе. Именно поэтому мы смоделировали ячейку «Мое настроение сегодня», которая была размещена в раздевалке для определения эмоционального состояния и настроения каждого ребенка. Кроме того, мы подобрали сборник мультфильмов, видеосюжетов, картин, иллюстраций социально-нравственного характера, набор схем и фотографий различного настроения, пиктограммы, дидактические пособия психологической направленности, семейные мини-фотоальбомы, дидактические игры эмоционально-ценностного направления. Блок «Я в окружающей Среде» был оборудован экраном оценивания себя: «Я с товарищем», «Я со взрослыми», «Я с родителями», «Я в природе». В данном блоке ребенок учился сосредотачиваться на собственных мыслях, поощрялся к апробации различных программ поведения, у детей развивалась эмпатия.

Все мероприятия строились на принципе интеграции образовательных областей, соответствовали возрасту и психолого-педагогическим особенностям детей, а также специфике и возможностям образовательных областей.

Эмоциональное благополучие мы достигали через непосредственное общение с каждым ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Для поддержки индивидуальности и инициативы детей : мы создавали условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; а также осуществляли недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Большое внимание было уделено установлению правил взаимодействия в разных ситуациях. Для этого были созданы условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; для развития коммуникативных способностей, позволяющих разрешить конфликтные ситуации со сверстниками, а также для развития умения детей работать в группе сверстников.

Выстроив вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым : мы способствовали овладением культурными средствами деятельности; развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.

В вопросах взаимодействия с родителями по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Театрализованные игры и другие элементы театрализованной деятельности проводились в повседневной жизни детей в течение дня и во время НОД.

По итогам реализации проекта можно отметить, что у детей формировались способы саморегуляции деятельности : приемы самопроверки, самоконтроля, самооценки успешности своей деятельности. Развивались детская инициатива, воображение, активность, самостоятельность, а также коммуникативные навыки, умение дошкольников сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе игр. В процессе реализации проекта дети стали выражать дружеские чувства с помощью мимики и пантомимики. Произошло расширение их представления об основных эмоциях (радость, печаль, удивление, злость, страх, стыд); развивать умение передавать эмоциональные состояния, используя выразительные средства (мимика, пантомимика).

Таким образом, можно отметить, что через театрализованную деятельность детям легче научиться выражать свои эмоции, снимать эмоциональное напряжение.

Литература

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Воронеж: МОДЭК, 2014. – 416 с.

2. Белобрыкина О. А. Особенности эмоционального развития дошкольников в современных условиях // СМАЛЬТА. – 2016. – № 1. – С. 9-15.

3. Васина Т. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности // В сборнике : Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников. – 2015. – С. 26-28.

4. Данильченко Е. В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // В сборнике : Педагогический опыт: от теории к практике. – 2017. – С. 162-164.

5. Полтаева А. В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности // В сборнике : Психологическое сопровождение образования: теория и практика. – 2016. – С. 373-375.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Где живет злость» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с эмоциями злости, гнева. Формировать умение детей анализировать свои поступки и через игру преодолевать агрессивность.

Конспект НОД «На полянке грусти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД «На полянке грусти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возрастаЦель: создавать условия для.

Конспект НОД «Полянка Радости» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования представлений детей об эмоции радости. Продолжать формировать положительные эмоции с помощью улыбки.

Конспект НОД «Полянка Удивления» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД «Полянка Удивления» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возрастаЦель: создавать условия для.

Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Полянка Зависти»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Полянка зависти» Задачи: создавать.

Конспект НОД «Путешествие на полянку вины» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с новыми эмоциями: вины и стыда, и их графическим изображением. Совершенствовать умение детей соотносить поступок.

Конспект НОД «Улыбочка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения детей передавать эмоцию радости. Создать доброжелательную атмосферу в детском коллективе.

Конспект НОД «Это не твоя вина» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Это не твоя вина» Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоции вины и стыда. Пополнять активный словарь. Оборудование:.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 апреля 2022 в 06:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД