Получи документы

Технология развития связной речи у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС

Гельсиря Сафиуллова
Технология развития связной речи у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС

Описание проведения исследовательской работы и анализ результатов исследования по развитию связной речи дошкольников посредством ТРИЗ-технологий.

Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

Публикация «Технология развития связной речи у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

1. Выявить критерии и показатели уровней развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

2. Подобрать диагностические методики и оборудование;

3. Провести диагностику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

4. Проанализировать результаты констатирующего этапа эксперимента.

Для выявления уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста нами была использована диагностическая методика Н. В. Кущ «Обследование связной речи». Данная методика направлена на выявление умения детей старшего дошкольного возраста поддерживать беседу, отвечать на вопросы взрослого, используя разные части речи, простые предложения, предложения с однородными членами. Позволяет выявить умение детей составлять рассказы описательного, творческого характера, рассказы из личного опыта. Благодаря данной методике можно выяснить, насколько старшие дошкольники умеют связно, последовательно пересказывать небольшое произведение, как осознают структуру связного высказывания. Полученные результаты подвергались количественной и качественной обработке. Опираясь на исследования М. М. Алексеевой, Н. В. Кущ, О. С. Ушаковой, Б. И. Яшиной нами были выявили критерии развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста :

- активность в речевом общении;

- связность и целостность изложения;

- гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, пауз в связной речи;

- грамматическая правильность построения предложений;

- разнообразие лексических средств;

- самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках взрослого.

2.2 Экспериментальная программа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий

Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ- технологий проводилась на базе МБДОУ “Центр развития ребенка детский сад №8 “ Рябинушка” города Димитровграда Ульяновской области”. Репрезентативную выборку испытуемых составили 15 детей старшего дошкольного возраста.

На основе данных критериев были выделены уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста :

Высокий уровень (17 - 21 баллов) :

Ребенок поддерживает непринужденную беседу, активен в речевом общении. Составляет самостоятельно описательный рассказ по игрушке, творческий сюжетный рассказ, соблюдая композиционную целостность, используя выразительные средства раскрытия образа (описание внешнего вида, портрета героя, его настроения, обстановки, придумывает оригинальный сюжет. Осознает структуру связного высказывания : выделяет в тексте начало, середину, конец, правильно определяет тему. Уместно использует средства связи (синонимическую замену, лексический повтор, местоименную связь). Без затруднений, самостоятельно пересказывает литературное произведение: связно, последовательно выразительно. Языковое оформление соответствует грамматическим нормам языка.

Средний уровень (12 – 16 баллов) :

Ребенок поддерживает беседу со взрослым, отвечает на его вопросы, но иногда затрудняется в формулировке вопросов собеседнику. В составлении описательных и сюжетных рассказов нуждается в плане и помощи взрослого. Пересказывает литературное произведение с небольшой помощью взрослого. Выделяет не все структурные части текста, затрудняется в определении темы. Использование средств связи не отличается разнообразием (в основном местоименная связь или лексический повтор). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

Низкий уровень (7 – 11 баллов) :

Ребенок неплохо участвует в беседе со взрослым, но навыки в составлении рассказов недостаточно сформированы, нуждается в активной помощи взрослого. У ребенка нет осознания структурных частей текста. Затрудняется в определении темы. Пересказывает литературное произведение с помощью взрослого. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Констатирующий этап эксперимента проходил в процессе индивидуального обследования в комфортной и знакомой для ребенка обстановке.

Для выявления уровня развития связной речи детям были предложены следующие задания:

Задание 1.

Цель: проверить умение детей поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и задавать их.

Оборудование: игрушка-медвежонок Винни-Пух.

Ход: «Помнишь, мы играли с воздушным шариком? Сегодня к нам на этом шарике прилетел медвежонок Винни-Пух, он хочет поближе с тобой познакомиться и рассказать о себе: «Я медвежонок, зовут меня Винни-Пух. Я очень люблю гулять со своим другом Пятачком, ходить в гости, придумывать песенки и есть мед. А ты что любишь? Расскажи мне о себе».

- Что тебе хотелось бы узнать про Вини-Пуха? Спроси его об этом.

Методические указания: взрослый организует с ребенком сюжетно - ролевую игру и в процессе игры наблюдает за развитостью умений ребенка поддерживать речевое общение; наблюдение необходимо вести во всех видах деятельности ребенка.

Задание 2.

Цель: проверить умение детей придумывать фактический описательный рассказ об игрушке.

Оборудование: медвежонок Винни-Пух.

Ход: «Представь, что тебе надо было рассказать о Винни-Пухе человеку, который никогда его не видел. Как бы ты рассказал о нем?»

Если ребенок затрудняется, то воспитатель предлагает ему план:

- Кто это?

- Как его зовут?

- Что у него есть?

- Чем он любит заниматься?

Задание 3.

Цель: выявить умеет ли ребенок составлять небольшой рассказ творческого характера по теме, предложенной воспитателем.

Ход: «Винни-Пух спрашивает, есть ли у тебя любимый праздник? Медвежонок спит зимой и не знает, что это за праздник - Новый год. Давай представим, что у нас скоро Новый год и нужно украсить елку. Какую бы игрушку ты повесил на елку?»

План:

1. Название игрушки.

2. Какая игрушка? (описание игрушки)

3. С какими игрушками она будет висеть рядом на елке?

Задание 4.

Цель: выявить умения детей в придумывании рассказа на тему, предложенную воспитателем.

Ход: «Медвежонку стало очень интересно узнать, что такое Новый год, и он решил во что бы то ни стало побывать на елке. Придумай рассказ о том, как медвежонок встречал Новый год».

План:

1. Кто разбудил медвежонка?

2. Как они готовились к встрече Нового года?

3. Как проходила новогодняя елка?

4. Чем закончился праздник?

Задание 5.

Цель: выявить, как ребенок осознает структуру связного высказывания, определяет его тему.

Ход: взрослый читает главу о том, как Винни нашел дупло с медом и как он пытался достать мед.

- Какое название можно придумать для этой истории?

- Если бы мы решили рассказать об этом случае с Винни-Пухом, то о чем бы рассказали сначала?

- Что произошло потом?

- О чем бы мы рассказали в заключение?

Задание 6.

Цель: выявить умение связно, последовательно пересказывать небольшое литературное произведение, связно излагать художественный текст, опираясь на готовое содержание и речевую форму.

Ход: «Медвежонок очень любит слушать сказки про медведей. Какие сказки про медведей ты знаешь? Расскажи ему сказку «Маша и медведь».

Если ребенок затрудняется, то взрослый читает ему сказку и задает вопросы:

- Куда отправилась Маша?

- Что произошло в лесу, куда пришла Маша?

- С кем встретилась Маша?

- Как Маша обхитрила медведя?

Задание 7.

Цель: выявить умение составлять рассказы из личного опыта.

Ход:

- У тебя есть бабушка?

- Как ее зовут?

- Ты ее любишь?

- Она была бы очень рада, если бы ее любимый внучек написал письмо.

- О чем бы ты хотел ей написать?

Если ребенок затрудняется, то взрослый предлагает ему план:

1. Как ты обращаешься к бабушке?

2. Чем ты занимаешься дома?

3. Что ты делаешь в детском саду?

4. Какие вопросы ты хочешь задать бабушке?

Выполнение заданий оценивалось по баллам: низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3 балла.

Первичные данные по выявлению уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Уровень развития связной речи у детей ЭГ на констатирующем этапе эксперимента

п/п Задание

№ 1 Задание № 2 Задание № 3 Задание № 4 Задание № 5 Задание № 6 Задание № 7 Общее количество баллов Уровень развития связной

речи

1. 3 2 2 1 3 2 3 16 средний

2. 3 1 2 1 2 1 2 12 средний

3. 3 2 2 2 3 2 2 16 средний

4. 3 2 1 2 2 2 3 15 средний

5. 2 1 1 1 2 1 1 9 низкий

6. 2 1 1 1 1 - 1 7 низкий

7. 3 2 2 1 2 1 2 13 средний

8. 2 1 1 1 2 1 2 10 низкий

9. 3 2 1 2 2 2 2 14 средний

10. 2 1 1 1 1 1 1 8 низкий

11. 2 - 1 1 2 1 2 9 низкий

12. 3 3 3 3 3 2 3 20 высокий

13. 3 1 2 3 3 1 3 16 средний

14. 2 2 2 2 2 1 2 13 средний

15. 2 - 1 1 1 1 1 7 низкий

Общий уровень

развития связной речи Высокий – 5,9%

Средний - 52,9%

Низкий – 41,2%

Сравнительный анализ уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента показал, что 5,9% детей имеют высокий уровень развития связной речи, у 52,9% детей выявлен средний уровень владения связной речью и 41,2% детей имеют низкий уровень её развития.

Наибольшие затруднения у детей вызвали второе, третье, четвертое и шестое задания. При описании игрушки дети с трудом подбирали и использовали выразительные средства. При выполнении заданий была отмечена бедность словарного запаса, неадекватное использование слов. Рассказы сопровождались паузами, дети ждали подсказок. При пересказе дети с трудом воспроизводили текст, опираясь на подсказки воспитателя. Вышеописанные затруднения говорят о низком уровне сформированности самостоятельности при составлении рассказа описательного и творческого характера, о недостаточном уровне развития умений воспроизводить, пересказывать небольшой текст.

Выполнение первого задания не вызвало у детей особых затруднений, что говорит о хорошем уровне развития диалогической речи. Пятое и седьмое Задания дошкольники выполняли на разном уровне, поэтому закономерностей в освоении дошкольниками структуры рассказа и умения составлять рассказ из личного опыта не выявлено.

Рисунок 1 – Итоговые данные диагностики уровня развития связной речи на констатирующем этапе эксперимента

Анализ выполненных заданий выявил, что большинство детей испытывают трудности при построении высказываний на уровне фразы. Резко выраженные нарушения наблюдались при выполнении заданий на составление рассказа и пересказ. Отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний. Выполнение творческих заданий оказалось для детей практически недоступным. Исследования показали, что дети не владеют навыками самостоятельного составления рассказа, для их высказываний характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых ошибок, нарушающих связность повествования.

Это обусловлено недостаточным методическим уровнем подготовки воспитателей и педагогов в сфере работы по развитию связной речи, использованием в образовательной деятельности нерациональных методов и приемов; неосведомленностью и незаинтересованностью членов семьи в развитии связной речи ребенка.

Таким образом, перед нами встала задача разработать экспериментальную программу, направленную на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Развитие речи — процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. Изучение особенностей ТРИЗ-технологии и возможностей её использования в условиях дошкольного образовательного учреждения, её применения на занятиях по развитию связной речи старших дошкольников показало, что данная технология соответствует социальному заказу на развитие творческой личности. ТРИЗ-технологии пробуждают интерес у старших дошкольников к овладению связной речью, способствуют более эффективному обучению. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети уже хотят разговаривать не только на познавательные темы, но и на личностные. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте — внеситуативно-личностная форма общения. Взрослый по-прежнему является для ребенка источником знаний, а ребенок все так же нуждается в уважении и признании. Но теперь для него становится очень важно получить оценку тех или иных качеств и поступков. Он хочет, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношение взрослого.

Публикации по теме:

Использование новых технологий в развитии речи дошкольников в условиях реализации ФГОС «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, на завтрашний день детского развития, Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших дошкольников Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе Тема: "Путешествие в мир Театралию"Цель: вызвать интерес к театрально-игровой.

Игровая технология  «синквейн» как средство развития речи старших дошкольников Игровая технология - «синквейн», как средство развития речи старших дошкольников. «Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Часть 1. Технология проблемного обучения: теоретические основы Знания только.

Проект «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников»Проект «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников» Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников. 1. Тип проекта По доминирующей в проекте деятельности:.

Проектная технология по развитию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Использование проектной технологии по развитию познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Лэпбук как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС  Сообщение Лэпбук - как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Подготовила: воспитатель МБДОУ д-с.

Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО. "Главная забота воспитателей- не обучение, не развлечение,.

Социо-игровая технология как средство развития дошкольников в условиях ФГОС ДО Дошкольное детство –это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология развития связной речи у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 15 декабря 2018 в 14:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД