Лучший педагог года

Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования

Екатерина Якутина
Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования

Вариативные формы работы с родителями, используемые в ходе психолого-педагогического сопровождения семьи в инклюзивном образовательном пространстве, разнообразны. По форме взаимодействия они могут быть очными и дистанционными (родительские собрания, консультации, семинары, мастер-классы, просветительские буклеты, on-line кабинеты для родителей, сайты, форумы). По степени участия родителей — индивидуальными, коллективными (открытые занятия специалистов с ребенком, беседы, консультации, праздники, родительские группы, ассоциации). По включенности в деятельность — активными, пассивными (конкурсы, досуги, участие в образовательном процессе в качестве тьюторов, открытые просмотры). По характеру используемого материала — наглядными, практическими, словесными (оформление тематических выставок, семейные мастер-классы, буклеты, статьи на сайте). По используемым технологиям — традиционными и нетрадиционными (дни открытых дверей, родительские собрания, сайты для родителей, технологические карты, маршруты выходного дня, творческие студии для детей и родителей). По направленности взаимодействия — информационно-просветительскими, обучающими, образовательными, диагностическими, оценочно-аналитическими.

Публикация «Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах

В условиях современного информационно-образовательного пространства уровень компетентности родителей детей с ООП во многом зависит от степени их поддержки со стороны окружающих, от их информированности, достоверности приобретаемых знаний и, прежде всего, от наличия у родителей внутренних и внешних стимулов к осуществлению подобной деятельности. При этом неизбежен уровневый переход от некомпетентности, которую родители даже не осознают, к компетентности, которая становится автоматизированным стилем взаимодействия с собственным ребенком. Зачастую это не связано с возрастом родителей, но может определяться временем осознанного взаимодействия с ребенком, их личностными особенностями, типом семьи и ее психологическим здоровьем.

По степени возрастания компетентности родителей условно можно разделить на несколько групп.

Родители первой группы практически не испытывают потребности в приобретении знаний об особенностях развития своего ребенка и умения взаимодействовать с ним. В воспитании они руководствуются житейской психологией, не осознавая собственную некомпетентность. При необходимости сделать самостоятельный, осознанный выбор в пользу ребенка, например, при проектировании образовательной траектории, они, как правило, руководствуются традиционными взглядами и собственным опытом. Подобный тип родителей чаще всего встречается в семьях закрытого типа, которые характеризуются низким уровнем социальных контактов и информированности. Обычно им свойственна неадекватная и нединамичная позиция. Им требуется специально организованная помощь, инициированная специалистами. Однако приходится признать, что доверительные отношения со специалистами формируются весьма медленно и с большим трудом. В семьях возникает «сопротивление» мнению, действиям и рекомендациям профессионалов. На первоначальных этапах работы с этой группой родителей основным способом является информирование.

Родители второй группы имеют представление о своем «незнании». Часто понимание собственной некомпетентности наступает в проблемных ситуациях или при неожиданном получении определенного объема информации. Им становятся ясны и нехватка знаний о состоянии ребенка, и неумение оказать ему помощь, поэтому они начинают обращаться к различным источникам информации. Эта группа родителей встречается в семьях как закрытого, так и открытого типа.

Семья закрытого типа с трудом решается на очное общение со специалистами, прибегая к дистанционным консультациям, в том числе к извлечению противоречивой, порой ложной информации из сетей Интернета. Недостаточная общительность и отсутствие достоверной информации не позволяют им разносторонне понять интересующий их вопрос и принять обдуманное решение. Для таких семей специалистам целесообразно создавать интернет-среду, разрабатывая крупные порталы, с доступной для понимания и достоверной информацией.

Семьи открытого типа с легкостью обращаются к различным специалистам. Хаотичность обращений приводит их к трудностям выбора необходимого специалиста: учителя-логопеда, учителя-дефектолога; педагога-психолога или врача. Такие семьи нуждаются в непрерывном и доступном сопровождении для целенаправленного информирования и просвещения. Основными формами работы в подобных случаях являются приглашения на открытые занятия и уроки, организации тематических библиотечек, создание специально разработанной интернет-среды, открытие on-line кабинетов для родителей, активное привлечение их к школьным мероприятиям, включение в родительские клубы и ассоциации и пр.

У родителей третьей группы, прошедших обучение или благодаря самообразованию, или на основе опыта общения с родителями, имеющими детей со сходными нарушениями, в родительских клубах, ассоциациях, формируется осознанная компетентность в сопровождении собственного ребенка, адекватная и прогностичная родительская позиция.

Семьи закрытого типа часто склонны к самообразованию. Открытые семьи, наоборот, с удовольствием взаимодействуют, сотрудничают с другими родителями и специалистами, становясь партнерами в реализации коррекционно-педагогических программ в условиях инклюзивного обучения. Они обнаруживают стремление учиться, общаться, познавать новое, стараются в точности воспроизводить действия специалистов и старательно выполняют все рекомендации. Для них бывают крайне эффективными обучающие занятия с детьми в их присутствии, открытые уроки, мастер-классы, семинары.

У родителей четвертой группы компетентность, как правило, сформирована на уровне привычки вследствие частого применения знаний и умений. Они достаточно быстро переживают неконструктивные фазы осознания диагноза у их ребенка и рано начинают принимать необходимую помощь специалистов. На этой основе у них формируется адекватная позиция по вопросам обучения и воспитания ребенка. Именно к такому уровню компетентности стоит стремиться в ходе психолого-педагогического сопровождения семьи. Чаще всего она формируется у родителей, имеющих значительный опыт взаимодействия с детьми с ООП. Например, зная о высокой истощаемости нервной системы своего ребенка, мать организует режим дня таким образом, чтобы избежать переутомления. Участие таких родителей в родительских ассоциациях и клубах оказывает значительную помощь. Они чувствуют себя уверенно, а иногда описывают свои ситуации в качестве примера или выступают наставниками для других родителей. Во взаимодействии со специалистами для них достаточно ограничиться консультациями.

Таким образом, выстраивание системы взаимодействия, общения и сотрудничества с семьей ребенка, имеющего ООП, в условиях инклюзивного образования — одно из важных условий успешности его обучения, развития и социализации.

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Новые формы работы с родителямиНовые формы работы с родителями Родительская гостиная «Посеять в детских душах доброту» Подготовительная группа Предварительная работа: - Совместно с детьми изготовить.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 13:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД