МААМ-картинки

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Зубова Олеся
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Учитель начальных классов : Зубова Олеся Алексеевна

Тема. И. С. Соколов - Микитов " Листопадничек " урок № 2.

17.02.2018

Цель: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

• формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;

Публикация «Конспект урока литературного чтения в 3 классе „И, С, Соколов-Микитов „Листопадничек“» размещена в разделах

• развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

• Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

• развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);

• формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)

• формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

• расширение читательского кругозора детей;

• формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2012г. ; презентация; компьютер с проектором; выставка книг И. С. Соколова-Микитова; смайлики.

Этапы работы

Содержание этапа

I. I.Организационный момент.

- Дорогие ребята, начинаем урок литературного чтения. СЛАЙД 1

А чтобы урок пошёл каждому впрок -

Активно включайся в работу дружок!

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

III. II.Актуализация знаний.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,СЛАЙД 2

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин. (А. Толстой)

- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад)

- А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

III. Постановка цели урока. Эмоциональная подготовка детей.

-Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя. Прочитаем его рассказ. А также нас ждет много интересного и познавательного. Послушайте стихотворение.

У нас в семье большая радость

Пусть листья падают, летят,

В канавке тёплой, под осинкой

Три листопадничка лежат.

- Кто знает, что означает слово листопадничек? (заяц, родившийся осенью)

- Произведение с таким названием написал И. С. Соколов – Микитов.

IV. Открытие новых знаний. СЛАЙД 3

- Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова - Микитова "Листопадничек".

Хотите узнать подробнее об авторе?

Автобиография

- Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов.

В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Слайд 4

Знакомство с книгами И. Соколова – Микитова

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

Знакомство с произведением «Листопадничек»

- Хотите узнать, о чём или о ком это произведение?СЛАЙД 5

- А как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том, кого могут звать Листопадничком)

-От каких слов образовано слово Листопадничек?

Слайд 6.

Словарная работа.

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

долговязый - высокий, худой и нескладный;

плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды;

запрудили - перегородили реку плотиной;

настлано – настелено;

хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине;

зябнуть - испытывать чувство холода;

робеть - пугаться, стесняться, бояться;

ходко работают - работают быстро;

обглоданные – объеденные.

Первичное чтение учителем и учащимися.

Читает учитель и дети.

Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных)

- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

- - Какая она по характеру? (Грустная, добрая.)

Анализ художественного произведения.

Организация эвристической беседы с целью раскрытия содержания. СЛАЙД 7

- Назовите основных героев произведения. (Матьзайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

- Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

- Каких страхов натерпелся листопадничек?

- Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

Физминутка

СЛАЙД 8

V.Закреплениеизученного.

Выборочное чтение. Работа с текстом. Художественный анализ произведения

- Когда родились зайчата?

- Как называют их охотники? Почему?

- Из многих осенних зайчат писатель выделил одного. Почему?

- Чем он интереснее своих братьев?

- Почему журавли жалели зайчат?

- Отчего плакали листопаднички?

- Чем мать успокаивала малышей?

- Зачем Листопадничек убежал из гнезда?

(Побежал за журавлями, которые улетели в тёплые страны.

Он испугался зимы.)

Слайд 9

-Чем занимались бобры? (Строили плотину)

-Что такое плотина? (Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды)

-Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам?

(Бобры ответили, что зимой в хатке у них тепло, безопасно)

-Почему Листопадничек не смог уйти от бобров?

- Какие обязанности были у Листопадничка?

-Почему затосковал зайчонок в хатке бобров?Слайд 10

- Какое желание было у зайчика всю зиму?

-Легко ли жилось Листопадничку у бобров?

-Какая беда случилась с зайчонком?

-Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал?

-Кого встретил он у норы?

- Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму?

- В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

- Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки?

(-Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров.)

-Вылетел как пуля - это как?

-Что значит волей - неволей?

VI. Итог урока.

Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о листопадничке? Учитель комментирует оценки.

VII. Рефлексия. Слайд 11

Я узнал (а…

Мне было интересно…

VIII. Домашнее задание. Слайд 12

Творческий пересказ от имени Листопадничка.

Прикреплённые файлы:

listopadnichek_b2ofi.pptx | 3946,21 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект урока чтения в 8 классе по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер» Урок чтения Класс: 8 «В» Тема: Рассказ А. Н. Толстого «Русский характер» Цель: - показать сущность русского характера: силу духа, любовь.

Урок литературного чтения в 3 классе «Н. Н. Носов «Федина задача» Тема урока Н. Н. Носов «Федина задача» (3 класс) Цель: формирование умения выделять в тексте наиболее выразительные эпизоды, называть действующих.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» .

Особенности проведения урока литературного чтения в начальной школе Изучение методик преподавания выразительного и яркого чтения на уроках в младших классах нужно знать каждому педагогу, так как определённое.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка» Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка». Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением.

Урок литературного чтения в 1 классе «Сказки о животных» Тема урока: Сказки о животных. Цель урока: создать условия для выявления особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов.

Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению С. Д. Дрожжина «Родине» Цели и задачи урока. 1. Образовательные. Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине. Познакомить с творчеством.

Урок литературного чтения в 4 классе «Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Цели урока: Образовательные цели: • раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; • расширить.

Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши» Дата: 17.10 2017. Предмет: Литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна МАОУ «СОШ №14» Класс:.

Урок литературного чтения во 2 классе «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ» МОУ Сельниковская начальная школа-детский сад Коломенский г. о., д. Сельнниково Литературное чтение. 2 класс Тема урока «Е. И. Чарушин «Страшный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Опубликовано: 20 мая 2018 в 10:49
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД