Проект «Лаборатория неживой природы» во второй младшей группе

Татьяна Шалашова
Проект «Лаборатория неживой природы» во второй младшей группе

Тип проекта: информационно-исследовательский

Длительность проекта: 1,5 месяца

Участники: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели.

Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?

Цели проекта:

•развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

•обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;

•развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

•развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

•создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи проекта:

-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

-знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

-развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость

-расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;

-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Ожидаемые результаты:

•вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

•обогатить представление малышей об объектах неживой природы;

•обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Реализация проекта:

Этот проект хорошо восполняет пробел в воспитательно – образовательной работе с детьми в летний период. Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению запланировала на 2 раза в неделю по 10-15 минут в летний период.

Работа будет проводиться в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей, а также на участке детского сада.

Во время эксперимента нельзя упускать и воспитательные моменты - дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

I этап проекта: подготовительный

1. Подбор методической литературы.

2. Составление плана проектной деятельности.

3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом

4. Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.

Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

II этап проекта: основной

Работа с детьми

Вода

1 неделя июня

1 "Узнаем, какая вода"

Цель опыта:выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.

Материалы,оборудования:две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой

набор мелких цветных предметов.

2 "Вода - волшебница"

Цель опыта:Продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус).

Материалы,оборудования:три одинаковые емкости с водой;гуашевая краска;пакетик растворимого кофе;10 кусочков сахара рафинада;одинаковые стаканчики по количеству детей.

2 неделя июня

3"Сквозь сито"

Цель опыта:Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ.

Материалы,оборудования:сито.

Воздух

4 "Что в пакете?"

Цель опыта:Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратиь внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.

Материалы,оборудования:полиэтиленовые пакеты.

3 неделя июня

5 "Игра с соломинкой"

Цель опыта:Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух,обнаружить его.

Материалы,оборудования:трубочки для коктейля,емкости с водой.

6 «Игры с воздушными шариками и соломинкой»

Цель опыта:продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Материалы,оборудования:два воздушных шарика (один, надутый слабо,другой -надутый сильно.

4 неделя

7 "Песочные струйки"

Цель опыта:вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть.

Материалы,оборудования:пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.

8 "Чудесные фигурки"

Цель опыта:продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.

Материалы,оборудования:песок, вода;лопаточки, совочки, ведерки, емкости.

1 неделя июля

9 "Узнаем, какая глина"

Цель опыта:знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется).

Материалы,оборудования:кусок глины;емкости (ведерко);вода.

Температура (теплота) и свет

10 "Горячо-холодно"

Цель опыта:научить определять на ощупь температуру воды, предметов.

Материалы,оборудования:емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся:на солнечной стороне,в тени;предметы, лежащие под лучами солнца;предметы, лежащие в тени.

2 неделя июля

11 "Чудесный мешочек"

Цель опыта:продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).

Материалы,оборудования:мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы.

12 "Что в коробке?"

Цель опыта:познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь).

Материалы,оборудования:коробка с крышкой, в которой сделана прорезь;фонарь.

III этап: заключительный

Конкурс песочных построек - развитие творческого потенциала дошкольников через совершенствование их конструктивных навыков построек из песка; продемонстрировать возможности природного, бросового материала при создании оригинальных песочных построек; повысить интерес родителей к занятиям с ребенком.

Литература

1. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995 г.

2. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

3. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

4. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

5. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

6. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

7. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

8. Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О. М, Филиппенко А. А. - Волгоград: Учитель,2011 г.

9. Интернет ресурсы

Публикации по теме:

Исследовательский проект по ознакомлению с объектом неживой природы в старшей группе «Вода-волшебница» Тема проекта: «ВОДА - ВОЛШЕБНИЦА» Актуальность проекта. Экологическое воспитание в наши дни, когда мир находится на грани экологической.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Лаборатория неживой природы» в старшей группе Программное содержание: -познакомить детей со свойствами воды: жидкая. Не имеет цвета, вкуса, запаха; -развивать исследовательские навыки,.

НОД по познавательному развитию «Лаборатория неживой природы — вода» Цель: повторить с детьми некоторые свойства воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Осень
  • Птицы
Автор публикации:
Проект «Лаборатория неживой природы» во второй младшей группе
Опубликовано: 25 июня 2018 в 18:26
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению звуковой линейки
Главной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу...
Конспект организованной образовательной деятельности «Лиса — всему свету краса»...
Конспект организованной образовательной деятельности «Художественное - эстетическое развитие» Рисование «Лиса - всему свету краса» ( нетрадиционная техника-...
Музыкальный досуг «Правила дорожного движения»
Музыкальный досуг на тему , Правила дорожного движения'' для старших групп. Цель: проведение музыкальных развлекательных мероприятий с детьми в летний...
Сценарий праздника «Один олимпийский день»
Сценарий "Один олимпийский день" Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры....
Фототчёт. 4 июня. Праздник васильков. День — синитель, васильковый повелитель
Родовое название василька связано с легендой о кентавре Хироне. Во время схватки с Гераклом кентавру Хироне были нанесены глубокие раны, которые помог...