Лучший педагог года

Тема самообразования: «Дидактические и развивающие игры как средство математических представлений у дошкольников»

Наталья Смертина
Тема самообразования: «Дидактические и развивающие игры как средство математических представлений у дошкольников»

«Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». /В. А. Сухомлинский. /

В настоящее время, многие говорят: «Не каждый будет математиком». Но это не так. Математика заложена глубоко в каждом человеке и обладает развивающим эффектом. От того как будут развиваться математические представления у детей дошкольного возраста, зависит и их в дальнейшем полноценное умственное развитие.

Публикация «Тема самообразования: „Дидактические и развивающие игры как средство математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах

Для того чтобы развить в детях эти математические представления, нужно приложить много усилий и родителям, и воспитателям детского сада.

Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина. Для того чтобы дети об этом никогда не узнали, нужно поставить перед собой (воспитателем, родителем) одну из наиболее важных задач - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Б. Паскаль сказал: «Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным». Именно это изречение Паскаля было положено в основу моей работы по формированию математических представлений детей дошкольного возраста. Свою работу я пыталась строить не по готовым дидактическим играм, купленным в магазине, а изготовленным своими руками. Идеи создания многих дидактических игр были заимствованы из работ педагогических работников, размещенных в сети Интернет, проанализированы и дополнены. В изготовлении данных дидактических игр принимали активное участие воспитанники. Именно с этими пособиями, изготовленными своими руками, они очень любят заниматься. Дети аккуратны при использовании данных пособий.

Вашему вниманию представляю изготовленные своими и детскими руками дидактические игры и пособия. (мультимедийная презентация)

Так, по разделу «Количество и счёт», в нашей группе изготовлено семь игр.

Дидактическая игра для изучения состава чисел «Числовые ракеты"

Цель: закреплять представления детей о составе числа первого десятка.

Задание: ракета изображена под определённым номером (в кружке, представляющим состав числа; в окна ракеты необходимо поместить недостающие цифры.

Дидактическая игра «Рыбалка»

Цель: закреплять представления детей о составе числа первого десятка.

Задание 1. Разложить улов рыбака по цветным вёдрам, для этого нужно решить пример на рыбке. Согласно числу, которое получится на рыбке, данную рыбку положить в соответствующее ведро с номером.

Задание 2. Разложить улов рыбака по белым вёдрам. «Ребята, нужна ваша помощь – срочно нужно накормить обитателей аквапарка: белый медведь съедает рыбу только 8 кг, тюлень – 6 кг, а дельфин – 7 кг»

Дидактическая игра «Большая стирка»

Цель: закреплять представления детей о составе числа первого десятка.

Задание. Разложить бельё по стиральным машинам – автоматам. «Ребята, близится праздник 8 марта. Чтобы сделать маме подарок, давайте поможем ей постирать бельё»

Дидактическое пособие «Собери грузовик» (3 пособия)

Цель: закрепление количественного счёта и цифры до 10; продолжить знакомство с составом числа из двух меньших до 10; продолжить учить устанавливать соответствия между количеством предметов, числом и цифрой; совершенствовать умения решать задания на вычитания (1 пособие, на сложение и вычитание (2 пособие, найди ошибку (3 пособие).

(материал : карточки: части грузовой машины – кузов, кабина, колёса и груз (мешок). На каждой части чёрные кружки обозначают число, на колёсах – цифры.)

Для каждого вида этого пособия определённые задания.

Задание 1. Составить из элементов грузовик и подобрать для него подходящий мешок (груз, число на котором равно разности чисел на частях машины)

Задание 2. Вычти из большего числа меньшее число и подбери мешок.

Задание 3. Найди ошибку.

Дидактическая игра – домино «Весёлый паровозик»

( 2 пособия: на сложение и на вычитание)

Цель: совершенствовать навык математического счёта в пределах первого десятка; развитие внимания, усидчивости.

Дидактическая игра «Математические цветочки»

Цель: совершенствовать навыков количественного и порядкового счёта; закрепление состава числа в пределах 10; развитие сообразительности, логического мышления.

Задание: Собрать цветочки. Для этого к сердцевинкам цветов, которые представляют состав числа, нужно выбрать подходящие лепестки, на которых указаны две цифры.

Дидактическая игра «Пазл»

Цель: развивать математическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость; закреплять счёт в пределах 10.

Задание: предложить детям собрать картинку из полосочек с цифрами по порядку от 1 до 10.

Оборудование: картинка, разрезанная на пронумерованные полосочки.

Дети дошкольного возраста овладевают пространственными представлениями : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Нужно каждому педагогу поставить перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети должны свободно выполнять задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Катя, а сзади – Артём». Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускают ошибки, нужно давать этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, можно проводить игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди клад» - отправляемся на поиски сокровищ на пиратском корабле. Для этого нужно использовать ориентировки. Например, распечатать конверт, найденный в рубке у капитана: «Надо встать перед входной дверью в группу, пройти 3 шага вперёд, повернуть направо и пройти ещё 5 шагов вперёд и т. д. ”. Дети выполняют задание, находят клад. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей в двумерном и трёхмерном пространстве «Путешествие по комнате, группе», «Путешествие матрёшек», «Путешествие зайчика».

По разделу «Ориентировка в пространстве» в нашей группе изготовлены следующие игры :

Дидактическая игра с геометрическими фигурами для развития пространственной ориентировки».

Цель: закреплять навыки ориентирования в пространстве; освоить такие пространственные понятия, как справа, слева, сверху, снизу, по центру, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол.

В данной игре используются 2 типа карточек. По каждой карточке – 2 задания.

Задание 1 (карточка №1)

Положить карточку на стол перед ребенком. Ребенок должен точно рассказать, как расположены фигуры на карточке. Ответить на вопросы:

- где находиться прямоугольник? (прямоугольник находится посередине)

- где находится овал? (овал находится справа от прямоугольника)

- где находится круг? (круг находится внизу, под прямоугольником)

- где находится квадрат? (квадрат находится слева от прямоугольника)

- где находится треугольник? (треугольник находится сверху, над прямоугольником)

При этом карточку можно поворачивать в разные стороны, изменяя расположение фигур, задавать те же вопросы.

Задание 2 (карточка №1)

Показать карточку с фигурами ребенку. Попросить, чтобы ребенок запомнил расположение фигур. Затем ребенок закрывает глаза. Ведущий поворачивает карточку так, чтобы фигуры поменяли свое местоположение. Ребенок открывает глаза и объясняет, что поменялось (называет, где был круг, а теперь, где он находится, и т. д.).

Задание 1 (карточка № 2)

Положить карточку на стол перед ребенком. Ребенок должен точно рассказать, как расположены фигуры на карточке. Ответить на вопросы:

- где находиться прямоугольник? (прямоугольник находится посередине)

- где находится овал? (вал находится в верхнем правом углу)

- где находится круг? (круг находится в нижнем правом углу)

- где находится квадрат? (квадрат находится в нижнем левом углу)

- где находится треугольник? (треугольник находится в верхнем левом углу)

При этом карточку можно поворачивать в разные стороны, меняя расположение фигур. И задавать те же вопросы.

Задание 2 (карточка №2) : такое же, как и в задании 2 (карточка №2)

Дидактическая игра «Клеточки». Эта игра состоит из двух этапов.

Задачи: развитие пространственных представлений, зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания; закрепление знания цифр в пределах 10 и знания основных геометрических фигур.

Оборудование: карточка – поле 5 на 5, 9 на 9; большое поле можно закреплять на доску. (у каждого ребё нка на столе уменьшенный вариант: у каждой клеточки на поле есть свой адрес, по которому её можно найти)

Задания по первому этапу:

Задание 1: нужно заселить в клеточки жильцов (жильцы могут быть любые в соответствии с тематической неделей : овощи, фрукты, просто фишки);

Задание 2: найти домик, например морковки, которая заблудилась, но помнит свой адрес: фигура – квадрат, цифра – 3. (можно ввести понятия строка и столбец)

Задания по второму этапу: теперь нужно не заселять жильцов, а закрашивать клеточки с нужным адресом. Примеры заданий приведены (флажок, собака, кошка, зонт, домик, заяц). Бланки для выполнения задания также есть.

Дидактическая игра «Разноцветная поляна» для развития пространственной ориентировки.

Цель: закреплять знания цветов и умение ориентироваться на листе в крупную разноцветную клеточку.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка или фишка.

На первую клеточку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Необходимо задать направление перемещения игрушки командами: «1 клетка вниз, 2 – направо, стоп! Где находится твой герой?» (Ребёнок видит, какого цвета клетка, на которой остановилась его игрушка и в соответствии с цветом придумывает место нахождения героя. Например, клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зелёного – на лесную поляну, жёлтого – на песчаный пляж.) Для каждой возрастной группы разное количество клеток в каждом ряду.

Дидактическое пособие «Графические диктанты (рисование по клеточкам)»

Цель: развивать у детей произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость; расширять кругозор, увеличивая словарный запас; научить ориентироваться в тетради.

Необходимо для занятий тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребёнок всегда мог исправить неправильную линию. Для детей 5-6 лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм, чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40, все рисунки рассчитаны на обычную школьную тетрадь.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Развивающая игра «Клетчатая страна»

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей.

Игра может с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет. Задания подобраны по принципу «от простого к сложному», уровень сложности обозначен цветом: красный - высокий уровень сложности, голубой – средний уровень сложности, зеленый – задание с низким уровнем сложности.

Играть может не ограниченное количество детей. Задания можно выполнять на время, по типу соревнований.

Играть можно двумя способами:

1. Первоначально предложить ребенку обводить контур нарисованного предмета на готовой карточке (предварительно ее заламинировать). Обводить можно фломастером или гелевой ручкой, которые легко стираются с гладкой поверхности, можно обводить, прикладывая бумагу – кальку.

2. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

Дидактическое пособие «План группы» для развития пространственной ориентировки.

Цель: закреплять умение ориентироваться в группе, используя план. Оборудование: нарисованный план группы. План необходимо закрепить на доске.

Задание: показать на плане, либо прикрепить магнит, то место, куда необходимо подойти; указать на плане место, на которое нужно положить определённый предмет; указать на плане место и предложить рассказать, что там находится.

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать : игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т. д., игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. В нашей группе изготовлены такие игры, как «Сфинкс», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино», «Головоломка Пифагора», «Листик».

Цель этих игр: совершенствование сенсорики, развитие творческого, продуктивного мышления, способствование развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности.

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - говорил французский писатель Франс. Важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, каждый должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом! У каждого ребенка свой путь развития, каждый развивается по своим особым законам. Он сам, и окружающие его люди – дети, родители должны быть твердо убеждены, что он молодец, у него все получается, возникающие трудности преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможно формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах. Чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться следующими принципами: необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому, исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий, сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей, не забывайте хвалить детей, отмечайте малейшие успехи детей, нельзя говорить детям только про их недостатки.

В результате систематической работы, с использованием дидактических и развивающих игр, дети становятся более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стают более самостоятельными в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшается память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему. Дидактические и развивающие игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Дидактические и развивающие игры — обучающие игры. Поэтому нужно тщательно подбирать их к определенному программному содержанию занятий, а не просто проводить те игры, которые знает воспитатель или какие есть (настольно-печатные) в группе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые.

Дидактические игры для развития элементарных математических представлений Дидактические игры для развития элементарных математических представлений 1. «Домино» Цель: научить детей находить среди многих одну.

Игра как средство развития математических представлений дошкольников Игра – лучший способ познания для детей дошкольного возраста. В их жизни игра занимает такое же важное место, как работа в жизни взрослых.

Математическая сказка, как средство развития математических представлений у дошкольников Всем известно, что математика была и остаются одной из самых сложных наук. Многие дети испытывают затруднения при усвоении математических.

Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей дошкольного возраста Шигабутдинова Татьяна Николаевна. Специальность - воспитатель Стаж педагогической работы - 27 лет Дата начала работы над темой - 1.09.2014.

План по самообразованию воспитателя «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей»План по самообразованию воспитателя «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей» План по самообразованию воспитателя тема: «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей дошкольного.

Развитие элементарных математических представлений (величина, форма) у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне…» Протагор «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило,.

Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей. «Познание начинается с удивления». Аристотель. Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей. Современный.

Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся.

План самообразования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр» Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» «Без игры нет, и не может быть полноценного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема самообразования: «Дидактические и развивающие игры как средство математических представлений у дошкольников»
Опубликовано: 21 октября 2016 в 18:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД