Различия между индивидуальным и личностно ориентированным подходами

Ирина Патлина
Различия между индивидуальным и личностно ориентированным подходами

Слайд 1.

В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии — социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности.

Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Социализация формирует в человеке социально типичное.

Слайд 2.

Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке. В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Образование невозможно без обращения к личности.

Слайд 5

Соотношение индивидуализации обучения и личностно- ориентированного образования.

Личностно ориентированное образование

Индивидуализация обучения.

Слайд 6

Цели образовательного процесса:

Личностно ориентированное образование - развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности.

Индивидуальная модель обучения - формирование знаний умений и навыков.

Слайд 7

Ведущие принципы:

Личностно ориентированное модель образования – обучение построено по принципу «Внешнее через внутреннее»

Индивидуальная модель обучения - обучение построено по принципу «Внешнее во внутреннее»

Слайд 8

Использование в педагогической деятельности индивидуального подхода или личностно- ориентированного подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка.

При применении личностно- ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка, а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение ребенком социального опыта, знаний, умений, навыков, определенных программой и обязательных для каждого воспитанника.

Слайд 5

Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без учета индивидуальных особенностей. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Слайд 7

Чтобы показать наглядно целевое и принципиальное их различие, сравним их составляющие:

Индивидуальный подход - учет особенностей ребенка при организации воспитательно-образовательного процесса)

Личностно- ориентированный подход- (направленность на развитие яркой ин-дивидуальности ребенка).

Возрастные особенности ребенка, сензитивность, физические и психические особенности ребенка (здоровье, темперамент и т. д., уровень имеющихся знаний, обучаемость, уровень коммуникативных качеств и т. д.

Создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка, в формировании его Я–концепции педагогическая поддержка. Я-концепция— осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

Слайд 8

Наиболее полно они отражены в таблице, в которой дана сравнительная характеристика личностно- ориентированного и индивидуального подходов.

Параметры

сравнения

Индивидуальный

подход Личностно- ориентированный подход

1. Теоретико – методологическая основа Идеи традиционной педагогической парадигмы Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии.

2. Цель использования На основе учета индивидуальных особенностей учащихся способствовать формированию ЗУН и социально ценных качеств

На основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности.

3. Содержательные аспекты применения Когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания образования Субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.

4. Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты

использования

Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений.

5. Критерии анализа и оценки эффективности применения. Основные критерии - обученность учащихся как уровень сформированности ЗУН и воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей

Главный критерий – развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт.

Слайд 9

Если приводить образное сравнение, то индивидуальные свойства личности можно выразить как элементы мозаики, без учета которых нельзя сложить личность.

Необходимо понимать, что осуществление личностно- ориентированного подхода невозможно без изучения личности воспитанника.

Для реализации поставленной цели необходимо провести психолого-педагогическую диагностику дошкольников по следующим критериям:

познавательная сфера (восприятие, память, внимание, мышление);

различия детей по доминанте функциональной асимметрии полушарий головного мозга;

эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, агрессии);

различия детей по темпераменту;

слайд 10

Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, принимается во внимание: динамика физического развития (анамнез);психофизиологические особенности возраста ребёнка; состояние слуха, зрения; особенности развития двигательной сферы; нарушение общей моторики; особенности работоспособности.

По результатам диагностики составляется карта психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 11

Таким образом, имея перед собой карту психолого-педагогических особенностей воспитанников, педагоги могут подбирать техники и методики обучения индивидуально на каждого ребёнка.

Необходимо помнить: если у педагогов отсутствуют результаты диагностики индивидуальных особенностей детей группы, то все разговоры о дифференциации и индивидуализации обучения являются неискренними.

Подготовила воспитатель МАДОУ д/с «Росинка»

Патлина И. А. декабрь 2017г.

Прикреплённые файлы:

vystuplenie-patlinoi_v42se.ppt | 727 Кб | Скачан: 0
 
Публикации по теме:

Личностно ориентированный подход в воспитании и обучении То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это установленный и проверенный факт, который невозможно.

Доклад «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми». ГБПО ВО «Муромский педагогический колледж» Доклад на тему: «Применение личностно – ориентированной технологии в работе с детьми».

Доклад «Использование личностно-ориентированных технологий в логопедической работе» Личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает дошкольное образовательное пространство. Особую актуальность он приобретает в.

Гендерные различия страхов у детей 6–7 лет В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Математика
Автор публикации:
Различия между индивидуальным и личностно ориентированным подходами
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 22:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Божьи коровки на летней полянке» — оттиск пробкой и рисование...
Уважаемые коллеги предлагаю вашему внимаю детский мастер-класс "Божьи коровки на летней полянке" - оттиск пробкой и рисование мятой бумагой. Материал:...
Фотоотчет. Оформление группы к Новому Году.
Вот и настало то волшебное время, когда мы окунаемся в сказку. Так и мы с ребятами решили побывать в сказке и оформили гпуппу в этом стиле. Новый год -...
Куклы из фетра.
Кукла – самая древнейшая из всех игрушек – появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные...
Фотоотчёт о праздновании Рождества в группе «Теремок»
Сегодня, 17 января, у нас в детском саду праздновали РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО! Вот такое приглашение появилось у центрального входа в садик. Утром...
Консультация для родителей «Быт и устои казачьей семьи»
До конца IXX – начала XX веков характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное положение...