Конспект логопедического занятия «Звук «С» и звук «С’»

Юлия Солодухина
Конспект логопедического занятия «Звук «С» и звук «С’»

Образовательные: закрепление чёткой дифференциации звуков СЬ-С по мягкости-твёрдости с опорой на зрительные, слуховые и кинестетические ощущения; обогащение словарного запаса ; активизация словаря и введение в речь слов-синонимов; развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную акустическую характеристику звукам; учить определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове и их порядок, выкладывать схему;

Коррекционно - развивающие: развивать связную речь, общую и мелкую моторику, зрительную координацию, внимание, память, мышление.

Воспитательные: воспитание аккуратности, прилежания, формирование мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: сюжетная картинка на зимнюю тему, предметные картинки в названиях которых есть звуки С, Сь, карточки-схемы, фишки для выкладывания звуковых схем, звуковые линейки, полоски для выкладывания слогов, бумажные снежинки, звуковые домики, гномики Звуковички.

I. Орг. момент.

Логопед: Сядет тот, у кого имя начинается с гласного звука, с согласного твердого звука, с согласного мягкого звука.

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие и отправимся в город Звукоград. (Обратить внимание детей на звуковые домики.) В домиках живут звуки. Давайте вспомним, какие звуки живут в красном домике? В синем домике? В зеленом домике? (Ответы детей после каждого вопроса).

3. Постановка темы и целей занятия.

Логопед: А ещё в звуковых домиках живут Гномики – Звуковички, а вот с какими из них мы сегодня встретимся, узнаем позже. А сейчас, послушайте загадки, которые приготовили вам Гномики. (Загадки, в которых в начале слова стоит звук /С/. Дети отгадывают, логопед выставляет соответствующие картинки-отгадки).

4. Загадки

1 Дразнишь – кусает. (Собака)

2 Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

3 Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

5. Развитие звукового анализа и синтеза

Логопед: Ребята, посмотрите на картинки, произнесите слова, выделяя голосом 1-ый звук. Какой первый звук, вы услышали во все этих словах? (Дети: звук /С/).

Дайте характеристику звуку С. (Дети отвечают на каждый вопрос, дают характеристику звуку. Делают вывод, что звук /С/ - согласный, твердый, глухой.)

Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуком /С/ и его братцем – звуком /Сь/. Звук /Сь/ мы слышим в словах: синица, сито, апельсин, гусь, письмо. (Выставляются соответствующие картинки).

Ребята, назовите ещё слова, в которых есть звуки /С/, /Сь/.

6. Игра «Футбол»

Отобрать и положить на футбольное поле мячи (на которых наклеены предметные картинки,только те, в названии которых есть звук «С».

Ребята, кто догадался, к кому из Гномиков – Звуковичков мы отправимся в гости? (к зеленому и синему)

Звуковичков зовут Саня и Сеня. Определите, какого гномика как зовут. (Синий – Саня, зеленый – Сеня и объясняют почему).

*

7. Игра «Поймай звук».

Логопед: Поднять руку или показать карточку с буквой С, если в слове есть звук «С».

Примерные слова:

сок, книга, лиса, нора, лес, собака, карандаш, посуда, весна, кукла, класс, доска, платье, самокат,

автобус.

8. Игра «Покажи и скажи»

Логопед: Надо вам, ребята по картинке назвать слова со звуком «С».

*

9. Игра «Назови предметы».

Логопед: Назвать животных (овощи, фрукты, предметы посуды, мебели, транспорта) в названии которых есть звук «Сь».

Логопед: А теперь ребята, придумайте самостоятельно слова со звуком «С» и «Сь»

Логопед: Давайте немного отдохнем.

10. Динамическая пауза.

Логопед: Давайте вместе со Звуковичками поиграем в игру «Добавь слог»

Развитие слогового анализа

11 Игра «Добавь слог»

Добавьте слог со звуком «С», чтобы получилось слово: ли… (са,коле… (со, бу… (сы).

12. Игра «Измени слово»

Изменить первый звук слова. Называю слово, учащиеся определяют первый звук слова. Далее предлагается заменить первый звук в слове на другой. Например, в слове зайка заменить звук «С» на «М» (сайка-майка), в слове ком заменить звук «К» на звук «С» и т. д.

13. Логопед: Сеня и Саня приготовили для вас новое задание.

Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук «Сь»:

в один ряд положить картинки, в названии которых звук «Сь» слышится в начале слова, в другой – в середине, в третий – в конце.

14. Игра «Где спрятались звуки».

(На столе у каждого ребенка картинка со звуками /С, СЬ/).

Логопед: Определите место звука в слове и поставьте картинку под соответствующей схемой.

(Логопед проверяет, исправляет ошибки).

15. Логопед: Звуковички очень любят кататься на санках. Что еще можно делать на санках? (Дети: кататься, скользить, скатываться, ехать….)

(Выкладывание звуковой схемы слова САНИ из звуковых фишек и на звуковых линейках. Анализ).

16. Игра «Потерялся первый звук»

Логопед: Ребята, пока мы считали в словах потерялся 1-ый звук /С/. Подставим звук и определим какое слова получится.

…анки, …окол, …ахар, …ундук.

Итог занятия.

Логопед: Вам понравилось сегодня занятие? О чем мы сегодня говорили? Молодцы! Вы сегодня хорошо работали. А сейчас открыли тетради и записали домашнее задание

Домашнее задание: Дома выпишите в два столбика слова со звуком С в один столбик и звуком СЬ в другой столбик

Сеня и Саня -художник Е. Рыбицкая

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Подбери слово к схеме»Дидактическая игра «Подбери слово к схеме» Цель игры: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком и нахождении места этого звука в слове. Упражнять детей в звукобуквенном.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Звук «С» и звук «С’»
Опубликовано: 23 октября 2013 в 19:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Снеговики и снеговички» 1 часть
Как известно из песка, Не слепить снеговика, Он из снега чистого, Белого пушистого. Шапка колотый горшок, Там, где нос, воткнем сучок. Или же...
Экспериментальная деятельность «Как перелить воду из бокала в бутылку?»
Цели: - продолжать знакомить детей с простейшими свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, обладает текучестью; - формировать у детей...
Фотоотчет о спектакле «Мороз Иванович и его новая шуба»
В нашем детском саду вновь выступал театр на колесиках с новой зимней сказкой. Наступила зима, и Мороз Иванович обратился к ежику ( он главный портной в...
Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической...
15 декабря в нашем детском саду произошло знаменательное событие. Состоялась первая научно-практическую конференцию «Я-исследователь». Цель конференции:...
Конспект занятия в подготовительной группе «Снеговик»
Ход мероприятия: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру...