ЭЛЬГАРОВА ЮЛИЯ
Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ
Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ
За последние десятилетия количество пациентов с аутистическими расстройствами увеличилось в 10 раз. Социализация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения.
Перспективной формой включения аутичного ребенка представляется постепенная, индивидуально дозированная интеграция в группы ДОУ.
Публикация «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Задачами специалистов сопровождения являются:
- психолого-педагогическое обследование детей и родительско -детского взаимодействия;
- предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, о результатах психолого-педагогического обследования, особенностях выявленного расстройства и ресурсах ребенка;
- вовлечение родственников в процессы обследования и стимуляции развития детей, а также психопрофилактики и психокоррекции;
- обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития;
- подбор адекватных средств общения с ребенком;
- помощь в личностно-социальном развитии;
- подбор оптимальных способов обучения маленького человека;
- проведение развивающих и психокоррекционных занятий по индивидуальному плану;
- формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях;
- нормализация родительско - детских отношений;
- помощь семье в адаптации к инвалидности ребенка и преодолении
психологических проблем, связанных с этим.
Отличительной особенностью является работа с ребенком по индивидуальной программе. Каждый специалист индивидуально подбирает конкретное содержание психолого-педагогической помощи, которое обсуждается с родителями. Содержание программы должно учитывать актуальный уровень развития ребенка, рекомендации ИПРА, ПМПК, категорию ребенка с ОВЗ.
При успешной коррекционной работе дети в разных пределах могут осваивать более сложные отношения со средой и людьми: формировать активную избирательность, целенаправленность в поведении, осваивать социальные правила, нормы поведения и соответственно продвигаться в речевом и интеллектуальном развитии.
Важной поведенческой особенностью детей с ранним детским аутизмом является активный негативизм ребенка, выражающийся в отказе выполнять какие-либо действия совместно со взрослым, уход от ситуации обучения и произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться физическим сопротивлением, криком, агрессией и самоагрессией. Мощным средством защиты от травмирующих впечатлений является аутостимуляция. Нужные впечатления достигаются чаще всего раздражением собственного тела: они способствуют сглаживанию неприятных впечатлений, идущих из внешнего мира.
Поведенческие проблемы варьируются в зависимости от степени выраженности аутизма. Это отражено в классификации раннего детского аутизма созданной О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг, в которой выделены 4 группы детей. Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма.
У детей первой группы отмечается отрешенность от внешней среды, у второй – ее отвержение, у третьей – ее замещение, у четвертой – сверхтормозимость ребенка его средой.
В данной работе представлен опыт практической деятельности педагога-психолога детского сада с ребенком 6 лет с расстройством аутистического спектра, относящегося к первой группе, который не проявляет даже малейшей инициативы в освоении окружающего мира и избегает каких-либо контактов с ним. Установить зрительный контакт с таким ребенком практически невозможно, его взгляд постоянно ускользает, понадобилось около полугода занятий, чтобы он стал вступать в кратковременный контакт. Мальчик не фиксировал взгляд и не рассматривал ничего целенаправленно. Поведение ребенка являлось полевым и крайне монотонным. Ребенок двигается от предмета к предмету пассивно совершая различные действия, абсолютно не связанные между собой. Для таких детей важно сохранение привычного уклада жизни, и они проявляют сопротивление его изменениям. Наибольший дискомфорт они испытывают при попытках взрослого изменить и направить их поведение. Погруженность в однообразные занятия и действия – одна из наиболее характерных особенностей поведения ребенка с аутизмом, в нашем случае мальчик долгое время не мог отказаться от интенсивного сжимания мягкого пластилина.
При успешной коррекционной работе дети в разных пределах могут осваивать более сложные отношения со средой и людьми: формировать активную избирательность, целенаправленность в поведении, осваивать социальные правила, нормы поведения и соответственно продвигаться в речевом и интеллектуальном развитии. Спустя время мы смогли заменить мягкий пластилин обычным и придать действиям некоторый смысл (катать колбаски, складывать колечки, отщипывать кусочки). Позже получилось вовлекать ребенка в создание конкретного образа.
Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.
Подтвердили свою эффективность следующие методы и технологии:
• Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС.
• Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС.
• Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС.
• Арт-терапевтические методы в обучении и воспитании детей с РАС.
Необходимо принимать во внимание трудности, связанные с нарушением развития речи и коммуникации при расстройстве аутистического спектра. Трудность понимания устной может приводить к искаженному восприятию услышанного и прочитанного:
- важно говорить ровным тоном;
- не говорить слишком быстро.
Перед тем как дать инструкцию необходимо привлечь внимание ребенка, называя его по имени, следует использовать несложные инструкции и объяснения.
В своей работе с детьми с РАС я использую арт-терапевтические методы: рисуночная терапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия. Они представляют собой невербальную форму психокоррекции, в которой основной упор делается на творческое самовыражение ребенка.
Рисуночная терапия в форме совместного рисования — особый игровой метод. В ходе совместного рисования взрослый (родитель) рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее, а ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями, «заказывая» новую картинку. Совместное рисование — это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Его использование на занятиях с аутичным ребенком становится возможным только после того, как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
Литература:
1. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. – 2005. – № 2. – С. 46–56.
2. Баенская Е. Р. Нарушение аффективного развития ребенка при формировании синдрома раннего детского аутизма // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 11–19.