Получи документы

Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Диана Кидалова
Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии.

Публикация «Доклад „Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р. Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой.

У детей с общим недоразвитием речи, исследователи констатируют недостаточность словообразовательных навыков уже в дошкольном возрасте, снижение возможностей в усвоении словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними.

Всестороннее нарушение речевых и, в частности, словообразовательных возможностей детей с ОНР является весьма актуальным для преодоления нарушений как устной, так, впоследствии, и письменной речи. У таких детей значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Овладение словообразовательными процессами теснейшим образом связанно с познавательной деятельностью ребенка, с его активной ориентировкой в предметно-речевой действительности. Словообразовательные модели отражают связь между явлениями действительности и языковыми средствами их выражения.

Активный процесс становления словообразовательного компонента происходит в дошкольный период развития ребенка. Овладение словообразованием родного языка составляет важную часть присвоения ребенком готовых, отработанных языком формальных средств и комбинаций для передачи определенных значений.

Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов. Этой проблемой занимались такие ученые, как Жукова Н. С., Лалаева Р. И., Каше Г. А., Спирова Л. Ф., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Шуйфер Р. И., Ястребова А. В., Жукова Н. С., Серебрякова Н. В. и др. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях, посвященных важной и актуальной проблеме – становлению процессов словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи – подчеркивается значительная роль развития данной способности для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словообразованием зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.

Литература:

• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. : 1990г.

• Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб. :2001г.

• Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М. :2001г.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача дошкольных.

Пластелинография как средство развития речи детей с общим недоразвитием речиПластелинография как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в развитии речи. Это связано, прежде всего,.

Компьютерные игры — новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Компьютер в детском саду. Кто-то сомневается в необходимости «общения» малыша с электронно-вычислительной техникой, другие относятся.

Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи занимает особое место в системе их подготовки к школьному обучению.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения.

Консультация «Родителям о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 15 сентября 2015 в 19:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД