Лучший педагог года

Теоретические подходы к проблеме развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Оксана Кулакова
Теоретические подходы к проблеме развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Теоретические подходы к проблеме развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях

Автор: Кулакова Оксана Алексеевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад № 8, г. Лысково, Нижегородской области.

1.1. Проблема развития мелкой моторики в психолого-педагогических исследованиях

Публикация «Теоретические подходы к проблеме развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Развитие двигательной сферы является важнейшим условием психического развития ребенка.

Все формы движения, свойственные человеку (от простейших двигательных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков, объединяются в понятие «моторика».

В научной литературе определение термина «мелкая моторика» представлено в трактовке разных исследователей.

По мнению Н. А. Бернштейна, «мелкая моторика подразумевает работу кистей и пальцев рук, направленную на манипулирование, хватание и удерживание различных предметов» [8, с. 29].

М. М. Кольцова дает следующее определение дефиниции «мелкая моторика – это совокупность действий нервной, мышечной, костной и зрительной систем, согласованных между собой при выполнении точных движений кистей и пальцев рук» [31, с. 35].

Е. П. Ильин рассматривает мелкую моторику, как «различные по степени сложности движения, осуществляемые кистями и пальцами рук», и предлагает синонимы данного определения «тонкая моторика», «ручная моторика» [26, с. 47].

В педагогике термин «мелкая моторика» трактуется как «развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения небольшой амплитуды» [57, с. 38].

Для постановки и решения главной проблемы нашего исследования были определены и проанализированы основные теоретические подходы к проблеме развития мелкой моторики.

Проблеме развития мелкой моторики посвящены труды И. М. Сеченова, А. Н. Соколова, А. А. Ухтомского и других. Эту тему поднимали в своих работах И. П. Павлов, В. А. Сухомлинский [51, с. 12].

Исследования М. М. Кольцовой [30]; Е. В. Мальцевой, Н. В. Тихомировой [37]; Л. В. Фоминой [57] показали, что двигательно-кинестетический анализатор играет значительную роль в развитии речи, мышления, зрительной и двигательной памяти, внимания, оптико-пространственного восприятия, воображения, и доказали, что двигательная форма деятельности является первой доминирующей.

Научные основы изучения проблемы парности полушарий и регуляции движений были заложены в России в работах В. М. Бехтерева, Н. Е. Введенского. В дальнейшем исследования проводили К. С. Абуладзе, Б. Г. Ананьев, Р. Сперри и др. [31, с. 37].

Исследованиями точности движений правой и левой рук в трехмерном пространстве занимались М. А. Кремень, У. Вудсон, Д. Коновер [57, с. 23].

А. Р. Лурия констатировал, что ребенок в психомоторном отношении проходит несколько этапов. Психомоторное развитие возникает с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. В сознательную деятельность включается вторая сигнальная система – речь, которая совершенствует деятельность и развитие ребёнка [35].

Известно, что первые поведенческие реакции ребенка в онтогенезе, как и его последующее психофизическое развитие, в дошкольном возрасте во многом определяются своевременным поэтапным становлением как двигательной, так и речевой функциональной системы, каждая из которых характеризуется определёнными закономерностями развития на каждом возрастном этапе нормального онтогенеза. Внешнее выражение активного функционирования этих двух систем как раз и предстаёт в виде тех или иных двигательных и речевых реакций, носящих вначале непроизвольный характер, а затем обретающих все большую произвольность в силу их социальной обусловленности.

Подробно рассмотрел становление движений руки в ходе эволюции человечества, а также в онтогенезе Н. А. Бернштейн. Главенствующее место по осуществлению ловкости он отводил центральной нервной системе [8].

Возрастные особенности управления сложно координированными действиями выявил Л. Е. Любомирский. Он использовал онтогенетический подход, к которому обращались, начиная с классических работ И. М. Сеченова, многие исследователи в области физиологии движений. Это важный материал для анализа физиологических механизмов адаптации детского организма к условиям внешней среды, для раскрытия сущности процессов, обеспечивающих надёжность его функционирования на разных этапах индивидуального развития [51, с. 23].

В исследованиях Е. П. Ильина, «развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней». Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (новейших органов моторики - пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий) заканчивается к 2-2,5 годам [26, с. 46].

По данным Е. П. Ильина, в первые месяцы жизни все движения, в том числе и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер. Они возникают без целенаправленного волевого усилия, они непреднамеренны. У новорождённых можно наблюдать и вызывать целый комплекс двигательных безусловных реакций общего и локального характера. Первые условно-рефлекторные реакции, отражающие становление центральных регуляторных функций, возникают у грудных детей на первом месяце жизни [26].

Исследования учёных показали, что движения выпрямленных рук ребенка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления.

В возрасте от 2-х до 3-х месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, то есть в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После формирования этих связей движения рук начинают в большей степени выполняться под контролем зрения. Теперь уже вид предмета – это стимул движений рук по направлению к нему.

До 3,5-4-х месяцев движения рук выполняются как относительно постоянные стереотипные реакции организма на воздействия внешней среды, не требующие специальных условий для своего возникновения [26].

Первая двигательная функция рук – схватывание. Она сначала проявляется как врождённый рефлекс. Его называют хватательным, или ладонным, потому что он возникает в ответ на раздражение ладони.

В исследованиях О. С. Бот отмечается, что в 4-4,5 месяца у ребенка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом; притягивание к себе случайно задетого предмета, его ощупывание. В этот период возникают ощущения. Однако действия рук носят ещё случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. Малыш удерживает предмет, если взрослый вкладывает его в ладонь: до 3 секунд – в 2 месяца, до 10 секунд – в 3 месяца, до 20 секунд – в 4 месяца [12].

В возрасте от 4 до 7 месяцев рука ребенка начинает выполнять роль манипуляторного органа. Ребенок может обхватывать одну руку другой, схватить рукой ногу, разглядывать её или обследовать ртом. Взаимодействие со своим телом даёт ребёнку информацию для построения схемы тела.

В этом же возрасте у ребенка в развитии действий с предметами наступает следующий этап – простого результативного действия. Появляется повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием, осматриванием. Малыш отбрасывает предмет и берет другой; может отбросить предмет в определённое место. Он похлопывает по предмету, стучит им, размахивает. Развивается зрительно-моторная координация, т. е. осуществление двигательных действий под контролем зрения [12].

Л. В. Фомина указывает, что «хорошо выраженное, управляемое затылочным глазодвигательным центром, автоматическое зрительное прослеживание предмета проявляется, начиная со 2-го месяца жизни. В возрасте 4-6 месяцев развивается произвольное управление движениями глаз, что связано с функционированием лобного глазодвигательного центра. Произвольное прослеживание, обеспечивающее получение пространственной зрительной информации детьми этого возраста, осуществляется скачкообразными движениями глаз и лишь на 2-м году жизни переходит в плавное прослеживание. В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-двигательной системы, обеспечивающей возможность управления произвольными движениями в пространстве» [57, с. 112].

К 4 месяцам некоторые из безусловных рефлексов исчезают или превращаются в условные рефлексы. Например, у младенца сосательные движения появляются каждый раз, как ему придают позу кормления, независимо от того, кто его держит на руках – мать или отец. Раньше же эти сосательные движения появлялись лишь при прикосновении груди к губам младенца.

По данным Е. П. Ильина, с 5 месяцев при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы. Заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании. Также может переложить предмет в другую руку [26].

В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения. Малыш познает движения предметов, выделяет форму предмета в соответствии с возможностями их схватывания или перемещения. Он теперь способен выделять постоянные свойства предмета независимо от его положения.

7-10 месяцев – этап соотносящего действия. Малыш умеет соотносить предмет с определённым местом в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определённое место, нанизывает крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, перемещает в определённом направлении, употребляет один предмет по отношению к другому в качестве орудия [25].

8-9 месяцев – ребенок прекрасно сжимает игрушку, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью, у него начинает проявляться преобладание одной руки. Новое для этого периода – манипулирование двумя предметами, а также подражание предметным действиям взрослых [57].

Возрастающее участие коры больших полушарий в регуляции движений, а также созревание мозжечка, полосатого тела и других структур головного мозга на первом году жизни ребенка способствуют уменьшению общего тонического напряжения мышц, установлению активности мышц – антагонистов верхних конечностей и увеличению амплитуды движений рук. У детей появляется способность выполнять изолированные движения одной рукой [8].

По мере развития все большее значение приобретает двигательный анализатор, формируются сложные поведенческие реакции, обеспечивающие взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Зрительная и двигательная системы, по мнению В. Л. Белкиной, объединяются в общую функциональную систему в возрасте 3-6 месяцев. К началу второго полугодия жизни возникает зрительный контроль над движениями, и система начинает функционировать как замкнутая. Появляются направленные движения руки [6].

С 10 месяцев наблюдается предварительное приспособление пальцев руки к форме объекта, который ребенок намеревается схватить. В тот же период отмечаются хватательные движения вслепую за счёт предварительного нацеливания на предмет.

С 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий. Они отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдаются также совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: разжимается кулачок, пальцы действуют более самостоятельно и автономно [37].

В 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства [37].

В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, взбираться по лестнице, переливать воду из одной ёмкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.

По данным М. М. Кольцовой, ребенок 3-5-ти лет ориентирует свои движения с помощью зрительного контроля. Затем появляется кинестетический контроль, направленный на конечный результат, а не на процесс движения [31].

Четырёхлетние дети могут рисовать красками и карандашом простые формы и фигуры, самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом.

К 7-ми годам кинестетический контроль становится более устойчивым. В этом же возрасте корковый отдел двигательного анализатора обретает все морфологические признаки, свойственные взрослым. Достигает значительной зрелости и рецепторный аппарат двигательной системы [57].

Одним из решающих факторов сенсомоторного развития ребенка являются кожно-мышечные ощущения. Подвижность рук к 6-7-ми годам возрастает, возникают непрерывные обводящие движения кончиками пальцев. В мозг поступает информация от мышечных, суставных, сухожильных рецепторов, что содействует повышению функций кожного и кинестетического анализа.

Отличительная черта человека – управление второй сигнальной системой движениями. Способность выполнять двигательное действие по словесной инструкции в несовершенной форме появляется у детей на 2-3-м годах жизни.

К 5-му году дети могут планировать и совершать на основе речевой инструкции более сложные виды моторной деятельности, что можно связать с созреванием тонких структур лобных отделов мозга. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе. В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности – заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т. д. [51].

Период от 4-х до 7-ми лет является важным этапом в развитии функции памяти. Усиление моторной памяти по мере накопления двигательного опыта является основой повышения эффективности систем управления движениями. Это способствует более тонкому выполнению движений. Дети могут застегнуть и расстегнуть пуговицы, завязать шнурки.

М. М. Кольцова отмечала, что «формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы» [31, с. 49].

На роль слова в осуществлении произвольных движений указывают Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. Л. С. Выготский в этой связи отмечает, что высшие формы регуляции движений рождаются в социальном общении людей. Индивидуальное развитие произвольных движений, по его мнению, начинается с того, что ребенок научается подчинять свои движения словесно сформулированным требованиям взрослых, а затем слово становится для ребенка средством организации собственного двигательного поведения - сначала с помощью громкой речи, а потом внутренней [12].

Таким образом, формирование движений рук происходит постепенно. Рука начинает действовать как специфический орган. Также в течение первых лет жизни происходит интенсивное морфологическое созревание и пирамидизация клеточных элементов коры. Укрепляются функциональные связи между двигательной и другими зонами коры. И от того, насколько содержательно пройдёт этот период, насколько богатый практический и двигательный опыт приобретёт ребенок, во многом будет зависеть его развитие.

Особенности развития мелкой моторики рук у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будут рассмотрены в следующем параграфе.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Дидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возрастаДидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста В продолжении темы развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста, хочется отметить, что хорошими помощниками в развитии.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Игры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаИгры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста О том, что развивать мелкую моторику рук детей слышали многие. Также многие знают традиционные способы ее развития. Я же предлагаю вашему.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические подходы к проблеме развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 19:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические подходы к проблеме развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Кулакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД