Папки-передвижки

Творческий исследовательский проект «Быт наших предков»

Людмила Бердияну
Творческий исследовательский проект «Быт наших предков»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 «Машенька»

Творчески – исследовательский проект

«Быт наших предков»

Вид проекта : комбинированный (информационный, творчески – исследовательский

По количеству участников: групповой

Характер контактов: среди детей одной группы

По продолжительности: среднесрочный

Публикация «Творческий исследовательский проект „Быт наших предков“» размещена в разделах

Участники проекта - дети старшей логопедической группы (6-7 лет) «Голубок», родители, воспитатели

Автор проекта воспитатель : Бердияну Л. В.

г. Сургут -2016г.

Хочу начать проект со стихотворением :

Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним

старые обычаи!

Вспомним

нашу старину!

Проблема. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Основная идея: создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи для формирования у детей чувства приобщения к быту и традициям своего народа, к его культуре, сделать процесс познания быта наших предков творческим, развивающим и интересным для детей.

Нас заинтересовали вопросы:

Как знакомить детей с прошлым нашей страны?

Как сделать, чтобы все стало понятным для детей?

Можно ли расширить кругозор детей посредствам игр, литературы, творчества?

Вывод: В естественных условиях (во время совместной и самостоятельной деятельности, экскурсий, прогулок) не всегда возможно показать и рассказать детям о быте наших предков. Родители не всегда имеют время, возможность и желание на ознакомление детей с бытом наших предков.

Актуальность

Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

По утверждению А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой, А. И. Лазарева, В. М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее : дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, дает представление о живописи, поэзии, музыке.

Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.

Новизна Проекта заключается в необычности тематики, актуальности темы и в использовании поисково-исследовательского метода в ходе реализации Проекта. Были созданы условия для самореализации детей, взаимодействия с родителями воспитанников, как полноправных участников образовательного процесса.

Цель проекта :

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, формирование у детей представлений о традициях и быте своих предков.

Задачи:

• Познакомить детей с особенностями жизни и быта наших предков.

• Дать понятие о науке обустройства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве;

• Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека (гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим).

• Прививать детям интерес и любовь к родной истории, культуре, обычаям, традициям.

• Расширять и активизировать словарь детей за счёт исконно-русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

• Развивать интерес родителей и желание в изготовление макетов-жилищ наших предков.

Участники проекта :

В реализации данного проекта примут участие дети подготовительной группы, их родители.

Реализация проекта – его практической части будет проходить на базе МБДОУ детский сад №11 г. Сургута и дома в семьях воспитанников.

Стратегия и механизм реализации проекта :

Проект «Быт наших предков» будет реализован в течение двух месяцев март-апрель 2016 г.

Проектом будет руководить Бердияну Л. В., воспитатель МБДОУ детский сад №11 г. Сургут и координатор-воспитатель МБДОУ детский сад №11 Крауялис Н. А.

Проект будет осуществляться в три этапа:

Организационный этап – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

• Проведение родительского круглого стола на тему «Быт и традиции наших предков».

• Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формулирование задач и цели проекта.

• Совместный подбор литературы, предметов быта наших предков, иллюстраций, видеороликов и т. д.

• Составление плана реализации проекта «Быт наших предков».

Основной этап – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

• НОД в соответствии с планом.

• Беседы.

• Чтение познавательной и художественной литературы.

• Слушание и пение русских народных песен, классической музыки.

• Просмотр видеосюжетов, презентаций.

• Экскурсия в Краеведческий музей.

• Экскурсия в музей «Русская изба».

• Проведение выставок рисунков, поделок

Завершающий этап – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

• Оформление альбомов «Утварь наших предков» совместно дети с родителями.

• Выпуск стенгазеты «Жилище наших предков».

• Выпуск информации на сайт ДОУ.

• Изготовление макетов жилищ наших предков.

• Презентация проекта.

План реализации проекта :

МАРТ

Мероприятия с детьми:

• НОД на тему «Быт наших предков»;

Беседы по темам:

«История возникновения Руси»

«Поклонение языческим богам и идолам»

«Домашние и природные духи»

«Былинные богатыри»

«Первые защитники земли русской»

«Праздники древних славян»

«Народные герои богатыри»

• Просмотр презентации «Образ жизни наших предков»

• Просмотр презентации «Труд крестьян»

• Разучивание потешек и поговорок, связанных с осенним периодом

• Беседа «Женские домашние занятия»

• Рисование на ткани «Укрась полотенце в народном стиле», «Национальный костюм моего народа»

• Разучивание народных игр «Плетень», «Золотые ворота», «Хоровод с Матрёшей»

• Слушание русских народных песен

• Вечер загадок про домашнюю утварь

Мероприятия с родителями:

Выпуск папки – передвижки «Быт наших предков»;

Создание фотоальбома «Предметы старины»;

Совместный подбор материала для вечера загадок.

АПРЕЛЬ

Мероприятия с детьми:

• НОД «Игрушки наших бабушек»

Беседы: «Великие князья Руси»

«Петр Великий»

«Полководцы и герои России»

«Герои Великой Отечественной войны»

• Чтение сказок народов ХАНТЫ»

• Вышивание «Платочек»

• Просмотр презентации «Утварь наших предков», «Строение избы»

• Рисование «Укрась миску»

• Конструирование «Изба», «Многоэтажные дома».

Мероприятия с родителями:

1. Предложить родителям почитать детям следующие русские народные сказки: «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Семионов –семь работников», «Каша из топора», «Два брата». «Сивка - бурка», «Пахарь»;

2. Совместное создание альбома «Утварь наших предков»;

3. Предложить продолжить с детьми дома вышивание для поддержания их интереса к этому виду рукоделия;

4. Изготовление макетов «Жилище наших предков»

Риски и пути их преодоления

Возможные риски Пути преодоления

Подбор творческой группы Повышение интереса по работе по проекту.

Вовлечение заинтересованных ребят.

Нехватка материалов для сборника. Привлечение консультантов: библиотекарей, педагогов ДОУ, музыкального руководителя.

Низкая активность родителей Консультации, беседы, общения

Большая активность родителей Создание дополнительных пособий

Конкретные ожидаемые результаты

Дети имеют представления о традициях, быте наших предков, осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, умеют применять полученные знания в дальнейшей жизни. Родители активно участвуют в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Структура управления проектом

Организаторы-разработчики проекта несут ответственность за реализацию проекта в целом. Организаторы проекта, координатор проекта и руководитель согласуют всю деятельность по проекту между собой. Организаторы и руководитель проекта готовят отчёт и проводят анализ работы по реализации проекта.

Участники проекта – творческая группа выполняют различную деятельность по реализации проекта. Участвуют в совещаниях группы, анализируют и делают выводы, высказывают предложения, замечания по разделам проекта.

Заключение

В процессе реализации проекта дошкольники получили знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов.

Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Всё это способствовало развитию мышления, расширению кругозора, воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

Письмо родителям

Уважаемые родители, дедушки и бабушки!

Тема нашего проекта –

«Многонациональный Сургут»

«Быт наших предков»

Предлагаем Вам принять участие в проекте

««Быт наших предков»

Мы надеемся, что наш проект

поможет всем нам, детям и взрослым,

творчески само реализоваться,

Дети хотят многого знать, поэтому важно, чтобы вы нас поддержали, например, советом по выполнению исследования, помощью в подборе информации.

Ваши воспитатели и ДЕТИ

Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним

старые обычаи!

Вспомним

нашу старину!

Проблема. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью

Актуальность

Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

По утверждению А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой, А. И. Лазарева, В. М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее : дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, дает представление о живописи, поэзии, музыке.

Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.

Новизна Проекта заключается в необычности тематики, актуальности темы и в использовании поисково-исследовательского метода в ходе реализации Проекта. Были созданы условия для самореализации детей, взаимодействия с родителями воспитанников, как полноправных участников образовательного процесса.

Проблема

Цель

Дети не знакомы с историей России, ее героями, традициями, бытом. создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи для формирования у детей чувства приобщения к быту и традициям своего народа, к его культуре, сделать процесс познания быта наших предков творческим, развивающим и интересным для детей.

Причины

Задачи

В естественных условиях (во время совместной и самостоятельной деятельности, экскурсий, прогулок) не всегда возможно развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитание любви к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, дать представление о живописи, поэзии, музыке.

Родители не всегда имеют время, возможность и желание на ознакомление детей с традициями народов.

• Познакомить детей с особенностями жизни и быта наших предков.

Дать понятие о науке обустройства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве;

Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека (гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим).

Прививать детям интерес и любовь к родной истории, культуре, обычаям, традициям.

Расширять и активизировать словарь детей за счёт исконно-русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Развивать интерес родителей и желание в изготовление макетов-жилищ наших предков.

Участники проекта :

В реализации данного проекта примут участие дети подготовительной группы, их родители.

Реализация проекта – его практической части будет проходить на базе МБДОУ детский сад №11 г. Сургута и дома в семьях воспитанников.

Стратегия и механизм реализации проекта :

Проект «Быт наших предков» будет реализован в течение двух месяцев март-апрель 2016 г.

Проектом будет руководить Бердияну Л. В., воспитатель МБДОУ детский сад №11 г. Сургут и координатор-воспитатель МБДОУ детский сад №11 Крауялис Н. А.

Нас заинтересовали вопросы:

Как знакомить детей с прошлым нашей страны?

Как сделать, чтобы все стало понятным для детей?

Можно ли расширить кругозор детей посредствам игр, литературы, творчества?

Были использованы следующие образовательные технологии:

Технология проектной деятельности

Личностно – ориентированная технология

Обучающие технологии

Игровые технологи

Информационно – коммуникационные технологии

Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.

ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

МОДЕЛЬ ТРИ ВОПРОСА

Что знаем? Что хотим узнать? Где можем узнать?

Человек произошел от обезьяны.

Сначала были первобытные люди.

КАК ВЫГЛЯДЕЛИ ПЕРВЫЕ ЛЮДИ?

Какое пространство они заселяли?

Что они ели?

Где они жили?

Как строили дома?

Где приобретали все необходимое для жизни?

Кто такие славяне?

Откуда появились славяне?

Как выглядело жилище славян?

Сколько комнат было?

Как сейчас строят жилище?

Цель проекта :

создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи для формирования у детей чувства приобщения к быту и традициям своего народа, к его культуре, сделать процесс познания быта наших предков творческим, развивающим и интересным для детей.

Задачи:

• Познакомить детей с особенностями жизни и быта наших предков.

• Дать понятие о науке обустройства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве;

• Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека (гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим).

• Прививать детям интерес и любовь к родной истории, культуре, обычаям, традициям.

• Расширять и активизировать словарь детей за счёт исконно-русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

• Развивать интерес родителей и желание в изготовление макетов-жилищ наших предков.

Конкретные ожидаемые результаты

• Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, о событиях истории Руси, её героях, традициях, культуре.

• Умеют применять полученные знания в дальнейшей жизни.

Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников: семейные экскурсии а исторический музей «Старый Сургут»,совместное изготовление книжек «Утварь прошлой Руси» и макетов жилищ наших предков.

Проект будет осуществляться в три этапа:

Организационный этап – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

• Проведение родительского круглого стола на тему «Быт и традиции наших предков».

• Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формулирование задач и цели проекта.

• Совместный подбор литературы, предметов быта наших предков, иллюстраций, видеороликов и т. д.

• Составление плана реализации проекта «Быт наших предков».

Основной этап – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

• НОД в соответствии с планом.

• Беседы.

• Чтение познавательной и художественной литературы.

• Слушание и пение русских народных песен, классической музыки.

• Просмотр видеосюжетов, презентаций.

• Экскурсия в Краеведческий музей.

• Экскурсия в музей «Русская изба».

• Проведение выставок рисунков, поделок

Завершающий этап – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

• Оформление книжек «Утварь наших предков» совместно с детьми, родителями.

• Выпуск стенгазеты «Жилище наших предков».

• Выпуск информации на сайт ДОУ.

• Изготовление макетов жилищ наших предков.

• Презентация проекта.

Письмо родителям

Уважаемые родители, дедушки и бабушки!

Тема нашего проекта –

«Многонациональный Сургут»

«Быт наших предков»

Предлагаем Вам принять участие в проекте

««Быт наших предков»

Мы надеемся, что наш проект

поможет всем нам, детям и взрослым,

творчески самореализоваться.

Дети хотят многого знать, поэтому важно, чтобы вы нас поддержали, например, советом по выполнению исследования, помощью в подборе информации.

Ваши воспитатели и ДЕТИ

Прикреплённые файлы:

proekt-otchet_6vg67.pptx | 9937 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Одежда наших предков» для детей старшей группы Одежда наших предков. Цель: Познакомить с женским и мужским русским народным костюмом, особенностями их изготовления, украшения. Задачи:.

Детский исследовательский проект «Куклы наших бабушек» Тип проекта: исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (месяц). Участники проекта: дети - родители – педагоги. Цель,.

Детско-родительский проект «Быт наших предков» Основная идея: создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи для формирования у детей чувства приобщения к быту и традициям своего.

Фотоотчет. Музей «Культура и быт наших предков» в нашей группе (по проекту «Знакомство с историей родного края»)Фотоотчет. Музей «Культура и быт наших предков» в нашей группе (по проекту «Знакомство с историей родного края») В нашей группе мы с ребятами организовали небольшой музей, посвященный культуре и быту наших прапрадедушек. Без помощи родителей нам, конечно,.

Исследовательский проект «Феи» Задачи: 1. Познакомить дошкольника с историей появления, особенностями Фей. 2. Развивать познавательную активность, мышление, воображение,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Одежда наших предков» Программные задачи: Расширять представление детей о женском и мужском русском народном костюме, особенностями их изготовления и применения.

Сценарий утренника «Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней»Сценарий утренника «Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней» «Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней». Цель: формирование представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях.

Творчески-исследовательский проект во второй группе раннего возраста Тема: «Ёлочка, ёлочка, а на ней иголочки…»Творчески-исследовательский проект во второй группе раннего возраста Тема: «Ёлочка, ёлочка, а на ней иголочки…» Тема проекта: «Ёлочка, ёлочка, а на ней иголочки…» Время проведения: Декабрь 2015 Вид проекта: педагогический Организация заявитель: Муниципальное.

Творчески-исследовательский проект «Сегодня фантазеры — завтра изобретатели» Актуальность проекта: При работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи экспериментальная, исследовательская,.

Занятие в старшей группе «Одежда наших предков» Задачи: Познакомить детей с женским и мужским русским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения. Развивать мелкую моторику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий исследовательский проект «Быт наших предков»
Опубликовано: 21 апреля 2016 в 20:12
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД