Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Одежда наших предков»

Елена Шевченко
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Одежда наших предков»


Программные задачи: Расширять представление детей о женском и мужском русском народном костюме, особенностями их изготовления и применения. Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение.

Словарная работа: Народный костюм, сарафан, передник, рубаха-косоворотка, опояска, опоясываться, кушак, оберег, вышивка «крестом», нитки - мулине.

Материал: русские народные костюмы (женская рубаха, сарафан, передник, рубаха – косоворотка,образцы работ вышивки крестом, лента для плетения пояса, образцы льняной ткани (разными способами окрашивания).

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему „Одежда наших предков“» размещена в разделах

Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Русский народный костюм», рассматривание различных видов тканей, декорирование шаблона : рубахи, сарафана, кокошника. Чтение пословиц, загадок, поговорок, сказок, рассказов. Разучивание русских народных хороводных песен.


Ход занятия:

Дети, воспитатель под музыкальное сопровождение входят в зал (хороводная музыка). Дети стали в полукруг. Дети в русских народных костюмах, воспитатель в русской народной одежде.

Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня нарядные, на вас необычная одежда.

- Девочки, во что вы одеты?

- А вы, мальчики?

Дети: В русский народный костюм.

Воспитатель: Да, вы одеты в русский народный костюм. В костюмы которые носили давным-давно наши прабабушки и прадедушки.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о русском народном костюме - женском и мужском. Одежда русских людей была довольно простой, удобной и красивой.

Воспитатель: Кто может сказать: из какой ткани шили одежду?

Загадка:
Из земли вырастало, весь мир одевало.

Дети: из льняной.

Воспитатель: Правильно, из льняной. Её ткали из льняных нитей. Именно из льняной ткани сшит этот сарафан (достать из короба надетый на «плечики» женский народный костюм. Рубаха сверху – сарафан).

Воспитатель: подумайте, чем льняная ткань хороша, в чём её недостаток?

Дети: Хороша, потому что эта ткань экологически чистая, нити, из которых её ткут, спрядены из растения, изо льна.

Воспитатель: В одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней «дышит»

Воспитатель: А Недостаток?

Дети: Недостаток в том, что ткань быстро мнётся и с трудом разглаживается.

Воспитатель: В наше время льняная одежда снова стала пользоваться популярностью. А чтобы она не так мялась, учёные придумали добавлять к льняным нитям тонкие искусственные нити. Вспомните, какой цвет имеет неокрашенная льняная ткань?

Дети: Серый.

Воспитатель: Правильно серый цвет (показ неокрашенной льняной ткани)

Воспитатель: Ткань этого сарафана окрашена. (Дети рассматривают льняную окрашенную ткань разных цветов). Как вы думаете что означает красный цвет ткани?

Дети: Тепло, праздник, радостное настроение, красоту.

Воспитатель: Да, молодцы и сарафан красного цвета одевали на праздник.

Воспитатель: Чаще всего сарафаны были красного, жёлтого, голубого и коричневого цветов.

- Жёлтый цвет олицетворял Солнце, богатство, сарафан жёлтого цвета носили богатые люди.

- Голубой цвет – символ неба, молодости, сарафаны голубого цвета носили молодые девушки.

Воспитатель: А что означал коричневый цвет ткани

Дети: Правильно, землю-кормилицу.

Воспитатель: Да, ребята и коричневый сарафан одевали когда шли работать в поле.

Воспитатель: Ребята, а что одевали женщины под сарафан? (снять с плечиков сарафан и демонстрировать рубаху)

Дети: рубаху

Воспитатель: Да, рубаху. Под сарафан женщины надевали белые рубахи.

Загадка:

Дуйся не дуйся

через голову суйся,

попляши день – деньской

и пойдёшь на покой.

Воспитатель: А сверху повязывали передник (Достать из короба передник и одеть его на себя).

Воспитатель: Ещё раз внимательно рассмотрите народный костюм.

- Почему он кажется нам необычным и красивым?

Дети: Правильно, на костюме есть вышивка.

Воспитатель: Да, и на переднике и на сарафане и на рубахе есть вышивка. Это вышивка «крестом»

По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом защитой от злых сил.

Вышивка-обереги располагались в определённых местах; на рукавах рубахи, у выреза, на подоле сарафана.

Узор на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость.

Узор на сарафане оберегали лёгкие и сердце, и не давали злой силе подойти с низу.

Физминутка «Нитки» (Дети взявшись за руки идут друг за другом под русскую народную песню имитируют движения как нити завязываются в клубок, а затем развязываются)

Воспитатель: Все эти красивые узоры вышиваем разноцветными нитками.

Сейчас для вышивания используют нитки, которые называются «мулине» (Достаём из короба мулине, разных цветов и раздаём детям)

Воспитатель: Посмотрите, как необычно они смотаны, потрогайте их, они мягкие, шелковистые.

- Что можно вышивать такими нитками?

Провести ребят и показать:

Дети: скатерти, салфетки, полотенца, наволочки. (Рассматривают их.)

Женщины в старину вышивали не только сарафаны, скатерти, передники, полотенца, но и мужскую одежду (достаём из короба рубаху косоворотку).

Воспитатель: Рассмотрим эту рубаху. Она очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава, работать было невозможно. Именно с тех давних времён берёт своё начало выражение «работать спустя рукава» значит работать кое-как, плохо.

-Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики.

Дети: Она сшита из другой ткани.

Воспитатель: Правильно, она сшита из другой ткани

- Вспомните, как называется эта ткань?

Дети: льняная

Воспитатель: Да, льняная.

- У старинной рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому рубаху называют косовороткой.

-Ещё одна особенность рубахи – вышивка на вороте, рукавах и по низу.

Воспитатель: Как называется такая вышивка?

Дети: «Крестом»

Воспитатель: Для чего она была нужна?

Дети: Защищала от злой силы.

Воспитатель: Ребята, а что ещё находится поверх рубахи?

Дети: Пояс.

Воспитатель: Правильно, пояс. В старину их называли опоясками, кушаками.

Загадать загадку:

Надену – ободом сведёт

сниму – змеёй упадёт

тепла не даёт,

а без него холодно.

Кушаки плели из тесьмы, делали из ткани и кожи.

Пояс был не только частью костюма но и познавательным знаком. Что такое опознавательный знак?

Дети: В старину были люди богатые и победней, посмотришь на пояс и поймёшь богат человек или беден, у богатого пояс широкий, украшен широким узором из бисера, а у бедного узкий и узор на нём попроще.

Воспитатель: Давайте сплетём пояски в подарок братьям, папам или дедушкам. (Дети подходят к своей тесьме и продолжают плести начатый узор) играет спокойная музыка. Плетение пояса.

Воспитатель: Молодцы ребята, все очень хорошо постарались, у всех красивые пояса получились.

А сейчас, ребята скажите, что новое вы узнали на занятии, что понравилось.

Воспитатель: Ребята, русский народ умел не только работать но и отдыхать

-Русский народ любил водить хороводы, петь песни, и мы с вами поводим хоровод.

Хоровод.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами изобразительной деятельности «Картинки на наших шкафчиках»Конспект занятия по познавательному развитию с элементами изобразительной деятельности «Картинки на наших шкафчиках» Программное содержание: учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Создать условия для.

Конспект НОД по речевому и познавательному развитию в старшей группе на тему «Посуда» Образовательные цели: Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Формирование понятий.

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Учимся одеваться на прогулку» Программные задачи : отрабатывать навык последовательности одевания на прогулку, различать предметы одежды по названию, развивать наблюдательность.

Конспект занятия по познавательному развитию «В гостях у елки» Программные задачи: формировать у детей понятие «высокий», «низкий»; продолжать закреплять представление о треугольнике, учить способам.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Интересное рядом» Задачи: - Систематизировать и дополнить знания детей о строении растений, их свойствах, как живых организмах; закрепить знания о явлениях,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Моя Родина» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЯ РОДИНА» (Москва – Онега) Составила воспитатель первой.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебное электричество» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Волшебное электричество» автор: Федорова Светлана Александровна,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Гиганты прошлого» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Гиганты прошлого» Цель: - Закрепить понятие прошлое на примере представителей.

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Космическое путешествие» Воспитатель: - Давайте с вами вспомним, как начался сегодня ваш день (ответы детей) Воспитатель: - А меня сегодня разбудил солнечный лучик,.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Одежда наших прабабушек: чувашский национальный орнамент» Цель: Расширение представлений детей о традиционной чувашской одежде, национальном чувашском орнаменте. Задачи: 1. Развивать у детей толерантное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Одежда наших предков»
Опубликовано: 25 ноября 2015 в 23:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД