Условия успешной адаптации детей с Нода средствами музыки.

Любовь Янина
Условия успешной адаптации детей с Нода средствами музыки.

Янина Л. Н., музыкальный

руководитель дошкольного отделения МБСКОУ

школы-интерната VI вида № 4 г. Челябинска

Условия успешной адаптации детей с НОДА средствами музыки

С 1 сентября маленькие дошколята начинают свою самостоятельную жизнь в дошкольном отделении школы-интерната № 4. И, конечно, для ребенка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Успешность адаптации детей во многом определяется состоянием здоровья. Значительно легче адаптируются дети, привыкшие к длительному пребыванию в коллективе и дети здоровые. К нам в дошкольное отделение поступают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Частые заболевания, задержка функционального созревания, ослабленное состояние нервной системы служат причиной тяжелого протекания адаптации, что выражается в неадекватном поведении: чрезмерном возбуждении, агрессии или, наоборот, заторможенности, депрессии.

Проблема адаптации детей с НОДА насущна и актуальна в нашем учреждении. В поисках оптимальных средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации мы определили задачи первостепенной важности:

1. Создание условий для более мягкого периода адаптации (учитывая психофизическое состояние вновь прибывших детей и детей, которых перевели в другую группу).

2. Гуманизация всех механизмов адаптации, отсутствие психотравмирующих ситуаций, и только положительные эмоции.

Об исключительных возможностях коррекционного воздействия музыки на человека, его здоровье, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Музыка, как форма специфического, невербального, этического и эстетического воздействия является эффективным способом организации адаптационного процесса ребенка.

И поэтому музыка у нас в дошкольном отделении применяется во всех режимных моментах и во всех областях непосредственно образовательной деятельности.

Каждый год 1 сентября сотрудники дошкольного отделения встречают всех детей и их родителей на празднике. Сказочные персонажи непринужденно вовлекают детей в социально- адаптационные игры, песни, танцы направленные на знакомство детей между собой и на знакомство с воспитателями и специалистами.

И, конечно же, важным моментом в этот день является создание благоприятной атмосферы.

Учитывая психологические особенности малышей, первые развлечения и праздники мы стараемся проводить с участием родителей. В октябре, в День пожилого человека приглашаем бабушек и проводим с ними развлечение «В гостях у бабушки».

В ноябре, в День Матери проводим совместный праздник с мамами, которые заранее разучивают хвалебные песенки на каждое имя своего ребёнка детей в группе 8-9 человек). Мамы читают пестушки, прибаутки, патешки, участвуют в совместных играх и танцах. В новогодних праздниках принимают участие и папы и мамы. А когда рядом близкий, родной человек, то и новогодние персонажи принимаются детьми совсем по-особенному.

Какой же вклад вносит в адаптационный период музыкальная деятельность? Прежде всего - установление социально-психологического статуса, содержанием которого является выработка наиболее адекватных форм поведения ребёнка, формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Музыкально- адаптационная деятельность осуществляется и в ходе режимных моментов, начиная с приёма детей. Утром в группах звучит музыка, педагоги встречают детей приветственными песенками, прибаутками. На зарядке упражнения сопровождаются музыкой, поём песни о зарядке. Во время умывания, кормления звучат песенки-умывалочки, песенки-кормилочки. «Музыка сна», «Колыбельные Баниласки» помогают детям спокойно заснуть.

В дальнейшей работе знакомый этот музыкальный материал мы потом используем с детьми в развлечении «Куколка моя», где уже сами дети поют всё это своим куклам.

За время работы мною накоплен музыкальный материал, который успешно применяется педагогами нашего дошкольного отделения. Были подобраны и апробированы музыкальные блоки, в которых предпочтение отдаётся детскому игровому фольклору и современной поэзии, созвучной маленькому ребёнку:

• Игры, песни, танцы на знакомство.

Музыкальные игры на предметно-пространственную ориентацию.

• Элементарное музицирование с применением детских музыкальных и шумовых инструментов.

Музыкально-ритмическая декламация.

• Социально-адаптационные игры, направленные на установление контакта со сверстниками и формирования адекватного поведения.

С полным основанием этот вид деятельности можно назвать музыкальной игротерапией, так как в результате у детей стабилизируется психическое состояние, снижается уровень тревоги, поднимается эмоциональный настрой. Игры проходят с применением разнообразных ритмических и музыкальных инструментов, что вносит в занятия яркость, привлекательность, необычность. В момент игры ребенок получает моральное удовлетворение, он с удовольствием поет, двигается, танцует, декламирует. Вся музыкальная деятельность, выраженная в пении, танцах, музицировании на музыкальных инструментах, ритмодекламации, рассматривается как стимулятор собственной творческой активности и является ведущим принципом в процессе коррекционной работы.

Таким образом, используя музыкальное сопровождение в организации режимных моментов и образовательного процесса, адаптационный период ребёнка в коллективе проходит успешно.

Предлагаю первое музыкальное занятие с детьми младшей группы.

Музыкальное занятие с комментариями.

Цель: Знакомство с детьми. Определение степени включенности в новый социум. Определение отношения к музыке.

Ход: дети находятся в группе, появляется музыкальный руководитель, спрашивает воспитателя: Это кто ж такой хороший,

Это кто ж такой пригожий?

И на маму похож,

И на папу похож?

А больше всего

На себя самого.

(Н. Пикулева)

Воспитатель называет имя ребенка, музыкальный руководитель поет про него песенку:

А-ай ли, а-ай лю. Как я Сашеньку люблю.

Сашу маленького, да удаленького.

(сл. Н. Пикулевой, муз. Л. Яниной)

Знакомство с детьми продолжается и для каждого ребёнка поется песенка с его именем:

Ой, люшеньки-люшки,

Весело Кирюшке.

Весело живется,

Вот он и смеется!

(сл. Н. Пикулевой, муз. Е. Попляновой)

Ни один ребенок не должен быть оставлен без внимания:

А у Пети все в порядке

От макушки и до пятки.

Надо с этакой фигурой

Заниматься физкультурой!

(сл. и муз. Е. и Б. Никитиных)

Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации звука можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формируют его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков создающих уникальное вибрационное поле.

А у нас есть девочка,

Девочка-припевочка.

Звать ее Аленушка,

Круглая головушка.

(сл. Е. Благининой, муз. мамы Алёны)

Откуда и куда ты, Дмитрий?

Ещё не скоро дашь ответ.

Молчишь со мной? Какой ты хитрый!

И самый дорогой, мой свет!

(Н. Пикулева)

Ласковые песенки на имена пропели. В группе улучшается психологический комфорт, создаётся благоприятная атмосфера для диалога. В беседе с ребёнком выясняем, какие музыкальные игрушки есть у них дома и предлагаем, для ознакомлениия инструменты, принесенные в группу.

Бам-бам-бам, бам-бам-бам,

Где весёлый барабан?

Барабан заговорил,

Всем улыбки подарил!

(Н. Пикулева)

Игра на детских ударных инструментах в сопровождении песенок:

У меня барабан: бам-бам, бам-бам,

Барабанит барабан: бам-бам, бам-бам!

Петя, палочку возьми, в барабан постучи.

Барабанит барабан: бам-бам, бам-бам.

(сл. А. Шибицкой, муз. Е. Тиличеевой) Предложить остальным детям поиграть на барабане, побуждая подпевать: бам-бам, бам-бам.

Следующая игра с указанием передать бубен другому ребенку. Таким образом, дети запоминают имена друг друга.

Игра на бубне под рус. нар. мелодию "Светит месяц".

Поиграй, Алена, в бубен

Мы в ладоши хлопать будем.

Поиграй-ка, поиграй,

Бубен Саше передай.

Заканчиваем занятие хвалебными песенками:

"Фонарики» сл. и муз. Н. Пикулевой

"Кто у нас хороший" рус. нар. песня

В заключении занятия поём прощальную песню:

До сви-да-ни-я, мы придём ещё сюда!

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Наш детский садик Я воспитатель детского сада коррекционной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей г. Петровск-Забайкальский. Дети все сироты,.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Условия успешной адаптации детей с Нода средствами музыки.
Опубликовано: 17 февраля 2013 в 23:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Осень».
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...
«Поможем старичку-лесовичку». Конспект НОД по рисованию с использованием техники...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» для детей...
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...