Лучший педагог года

Вариативные формы музыкальной деятельности

Татьяна Марасанова
Вариативные формы музыкальной деятельности

Современный ребенок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он умудряется сочетать сразу несколько видов деятельности, обращая их в игру и организуя таким образом свою жизнь. Склонность и интерес дошкольника к полидеятельности заставляет нас задуматься о новых формах организации педагогического процесса в детском саду. Не становится исключением и музыкальная деятельность детей, которая нуждается в обновлении форм, методов и приемов. (Деркунская В. А.)

Публикация «Вариативные формы музыкальной деятельности» размещена в разделах

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей и говорится о целесообразности формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития. При этом особое внимание уделяется условиям, связанным с поддержкой индивидуальности и развитием творческого потенциала личности на всех уровнях образования, начиная с дошкольного.

В связи с этим можно говорить о вариативных формах организации музыкальной деятельности дошкольников, как о актуальных, которые инициируют и развивают субъектные проявления ребенка в музыкальном творчестве.

Традиционные формы музыкальной деятельности известны, это: музыкальные занятия; праздники и развлечения; совместная с педагогом музыкальная деятельность; самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Так что же такое вариативность?Дословно –наличие нескольких способов для решения той, или иной задачи.

Принцип вариативности в дошкольном образовании предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки.

Рассмотрим вариативные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Формы вариативной деятельности с детьми от 1 года до 3х лет:

ведущая деятельность – предметно-манипулятивная

Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе.

Звукоподражание.

Музыкальные пальчиковые, логоритмические, двигательные игры.

Музыкальные сказки.

Музыкальные песенки-загадки.

Например: Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе «Что Звучит?» Научить определять по издаваемому звуку предмет. Музыка или шум? Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Звукоподражание Игра «Звуки в доме».

Вариативные формы музыкальной деятельности детей 3 – 5 лет : ведущая деятельность : игровая, сюжетно-ролевая игра

Музыкальные сюжетно-ролевые игры.

Музыкальные игры- фантазирования.

Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.

Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия.

Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений.

Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием.

Концерты-загадки.

Музыкальная сюжетно-ролевая игра. Она имеет единую сюжетную линию, объединяющую всё занятие. Данная форма музыкальной деятельности позволяет нам научить детей понимать воображаемую игровую ситуацию, действовать в соответствии с ней, развивать чувство ритма, темпа, умение определять характеры героев сюжетно-ролевой игры. В начале игры распределяются роли и дети изображают образы героев в соответствии с музыкой.

Музыкальные игры фантазирования. Что мы чувствуем? Что представляем, слушая музыку?Такие игры помогают развивать воображение и фантазию.

Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе – это тоже сюжетно-ролевая игра, но она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного или литературного произведения, хорошо знакомого дошкольникам. В содержании игры присутствуют все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей, характер действий и пр.

Игры-эксперименты. Дошкольникам предлагается провести эксперименты со звуком при помощи предметов – заменителей. Так мы можем предложить детям при помощи инструментов или предметов изобразить звуки дождя, грома или другого природного явления.

Игры-этюды содействуют всестороннему развитию личности дошкольников по средствам малых музыкальным форм, развивают творческие способности, интерес к импровизации, развивают воображение, фантазию, самостоятельный творческий поиск

Вариативные формы музыкальной деятельности детей 5 -7 лет : : сложные интегративные виды деятельности переход к учебной деятельности

Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.

Исследовательская (опытная) деятельность.

Музыкальные игры-импровизации.

Проектная деятельность.

Театрализованная деятельность.

Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.

Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.

Интегративная деятельность.

Компьютерные музыкальные игры.

Клуб музыкальных интересов.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Рассмотрим поближе некоторые из них.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают решать

Проблемные и ситуационные задачи. В этом случае педагог включает ребенка в поиск решения новых для него проблемных вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение. Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходит в совместной деятельности педагога и детей : педагог увлекает воспитанников на поиск решения, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов, а дети свободно высказывают свои мысли. Например: При слушании «Колыбельной музыки» кукла, пришедшая на занятие, начинает весело плясать или маршировать и, наоборот, во время веселой – спать. Детей можно спросить:

-Правильно ли поступила кукла? А какие движения нужно было выполнять под данную музыку? (детьми решается данная проблема,и все приходят к единому мнению)

Или детям можно поставить задачу: изготовить необычный музыкальный инструмент. Для этого они могут использовать: баночки, горох, пшено и стеклянные шарики. Дети заполняют баночки доверху и пробуют позвенеть ими. Получился ликакой-нибудь звук? Получился. А что нужно сделать, чтобы зазвучали эти баночки? Отсыпать содержимое.

Догадались? Так получился звук из наполненных баночек наполовину. Какое можно придумать название этому музыкальному инструменту.

Вот таким образом дети могут решать проблемные ситуации.

Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании дошкольников - развитие и совершенствование исследовательских способностей (изучение звуковых возможностей различных предметов и музыкальных инструментов) и навыков исследовательского поведения (поиск различных вариантов звукоизвлечения). Например, педагог предлагает прислушаться к звукам деревянных предметов, окружающих детей. Слуховое внимание активизируется, обостряется чувствительность к оттенкам звучания дерева. Дети активно исследуют звуковые свойства стульев, столов, шкафов, пианино, дверей и пр. Педагог может предложить найти другие источники деревянных звуков в групповой или домашней обстановке.

После изучения звуковых свойств предметов из дерева можно начать исследование особенностей звучания деревянных музыкальных инструментов : деревянных ложек, ксилофонов, клавес, трещоток, деревянных коробочек, маракасов и т. д., используя игровые приемы.

Музыкальные игры – импровизации.

Импровизация решает задачи раскрепощения, развитие фантазии, ощущение свободы своего тела, ощущение партнера и пространства. Можно предложить детям поиграть в такие игры как «В зоопарке» или «Веселые лягушата».

Проектная деятельность позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый музыкальный интерес.

Театрализованная деятельность — является одним из направлений моей работы. Элементы театрализации используем на занятиях, развлечениях, праздниках. Ежегодно у нас проходят тематические недели театра, где дети с удовольствием показывают друг другу свои спектакли.

Интегративная деятельность (художественная полидеятельность) -

Включает в себя разные образовательные области, различные виды деятельности, разные виды искусства. Интеграция дает ребенку возможность выбирать средства выразительности художественного образа, его воплощения на бумаге или в движении, в слове или в музыкальных звуках, а выбор – всегда следствие инициативности и самостоятельности.

Также в учреждении могут быть организованы музыкальные клубы, связанные с народными традициями, праздниками, а также различные танцевальные кружки.

Вариативные формы музыкальной деятельности ориентированы на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение эмоционально – комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость.

Музыкальное искусство - это многогранный мир переживаний, чувств, эмоций, переданный специфическим «музыкальным языком», который ребенок начинает познавать с самых первых дней своей жизни. На протяжении всей жизни, человека сопровождает музыка. А вот, как и в какой форме будет организованна встреча с музыкальным искусством – это зависит от уровня профессионализма педагога – музыканта.

Публикации по теме:

«Колобок наоборот». Комплексное интегрированное занятие с элементами театральной и музыкальной деятельности«Колобок наоборот». Комплексное интегрированное занятие с элементами театральной и музыкальной деятельности Цель занятия: содействия всестороннему развитию личности дошкольника через театр и музыку. Задачи: 1. Приобщение детей к театральной культуре.

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Фотоотчет о музыкальной деятельности с детьми второй младшей группы «Музыка зимы»Фотоотчет о музыкальной деятельности с детьми второй младшей группы «Музыка зимы» Зима в этом году самая что ни есть настоящая! И сугробы снега намело, и морозец приударил, даже солнышко выглянуло. В один из таких морозных.

Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС»Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС» Люблю различного рода семинары, где можно посмотреть, как работают воспитатели в других детских садах, почерпнуть для себя что-то новенькое.

Фотоотчет музыкальной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ПДД «Добрый друг — светофор»Фотоотчет музыкальной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ПДД «Добрый друг — светофор» Музыкальная образовательная деятельность в подготовительной группе по ПДД «Добрый друг – светофор» Цель: Повторение правил дорожного.

Использование авторских игр и пособий в музыкальной непосредственно-образовательной деятельности в детском садуИспользование авторских игр и пособий в музыкальной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду Музыкально-дидактическая игра с кубиками "Музыкальные загадки "Сказки" Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию музыкально-дидактическую.

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Цель: расширение знаний педагогов о формах работы.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Тематическая НОД по музыкальной деятельности «В гости к Дедушке Морозу» — младшая разновозрастная группаТематическая НОД по музыкальной деятельности «В гости к Дедушке Морозу» — младшая разновозрастная группа При подготовке к Новогодним праздникам для младших детей, всегда возникает вопрос как бы познакомить малышей с Дедом Морозом. Есть рекомендации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариативные формы музыкальной деятельности
Опубликовано: 7 февраля 2023 в 13:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД