Получи документы

Великая Русь в музыке русских композиторов

Севиля Ахтариева
Великая Русь в музыке русских композиторов

«Великая Русь в музыке русских композиторов»

Цель: формирование духовности, воспитание нравственно-патриотических чувств средствами музыкального искусства у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить детей с музыкой великих русских композиторов;

- расширять кругозор в области истории нашей страны;

- формировать представления об инструментальных и вокальных музыкальных жанрах.

Развивающие:

Публикация «Великая Русь в музыке русских композиторов» размещена в разделах

- развивать образное мышление;

- развивать слуховое восприятие и эмоциональную отзывчивость на музыку.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь к истории русского народа и уважение к героическому прошлому нашей страны.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, личностно-социальное развитие, познавательно-речевое.

Музыкальный репертуар :

1. М. Мусоргский «Картинки с выставки», «Богатырские ворота»

2. С. Прокофьев кантата «Александр Невский», «Вставайте, люди русские

3. Г. Струве, слова Н. Соловьёвой «Моя Россия»

4. Е. Гомонова «Наследники России»

5. Танцевальная композиция «Богатырская сила» («Ритмическая мозаика А. Бурениной)

6. Е. Зарицкая «Земля полна чудес»

Оборудование:

- фортепиано;

- музыкальный центр;

- мультимедийная установка;

- аудиозаписи на СД;

- презентация на СД.

Условные сокращения: музыкальный руководитель – муз. рук.

Ход мероприятия:

Дети свободно входят в зал и рассаживаются по местам.

Муз. рук. : Здравствуйте, ребята! Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о важном и главном: о том, в какой стране мы живём и что мы знаем о ней. Скажите, как называется наша страна?

Ответы детей.

Муз. рук. : наша страна – Россия, а в старину она называлась Великая Русь. А по национальности мы с вами…

Дети: русские!

Муз. рук. : а как мы выражаем то, что мы русские?

Ответы детей.

Муз. рук. : правильно, мы говорим на русском языке, иногда танцуем русские танцы, есть у нас свои русские традиции. Также у нас есть свои русские сказки, пословицы и поговорки. Есть писатели и поэты русские. А есть и композиторы. Каких русских композиторов вы знаете?

Ответы детей.

Муз. рук. : молодцы! И сегодня я бы хотела вместе с вами выяснить, каким образом русские композиторы выражали свою любовь к Родине, как это слышно в их музыке.

Слайд№1 Портрет М. Мусоргского

Муз. рук. : посмотрите на экран. Мы видим портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Он жил в Петербурге и писал свою музыку в конце 19 века. Однажды он познакомился, а в дальнейшем очень подружился с известным тогда в России архитектором и художником Виктором Александровичем Гартманом. Этот художник, к сожалению, очень рано умер (в возрасте 39 лет). Смерть его потрясла Мусоргского до глубины души, друзья Гартмана организовали посмертную выставку из его работ. Мусоргский, под впечатлением от выставки, создал целый цикл (то есть несколько произведений, объединённых одной тематикой, который так и называется – «Картинки с выставки». В цикле есть пьесы с такими названиями, как «Гном», «Баба-Яга», «Балет невылупившихся птенцов», но мы сегодня познакомимся с пьесой «Богатырские ворота».

Слайд№2 Репродукция картины В. Гартмана «Богатырские ворота»

Муз. рук. : Посмотрите, мы видим эскиз художника к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Проект был сделан в древнерусском стиле — глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы. И пьеса Мусоргского называется – «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Вы что-нибудь знаете о русских богатырях?

Ответы детей.

Муз. рук. : Итак, какие они были русские богатыри? Сильные, мощные, смелые защитники своей Родины – Киевской Руси. Давайте послушаем произведение и попробуем услышать это в музыке.

Звучит пьеса М. Мусоргского «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

Муз. рук. : что мы слышим в этом произведении?

Ответы детей.

Муз. рук. : «Богатырские ворота» - произведение инструментальное, мы слышим широту русских полей, чувствуем мощь русских богатырей, испытываем гордость за свою страну, настроение у нас торжественно-приподнятое. Величие государства Российского показано мощным звучанием аккордов, широтой фактуры, медленным торжественным темпом и радостным настроением. В таком настроении мы и исполним песню «Наследники России», постараемся передать сами в музыке нашу любовь к Родине.

Дети исполняют песню «Наследники России» Е. Гомоновой.

Муз. рук. : Сейчас наши мальчики покажут в танце, какие они – русские богатыри!

Танец «Богатырская сила» («Ритмическая мозаика А. И. Бурениной)

Муз. рук. : Кроме произведения М. Мусоргского сегодня мы познакомимся с не менее значимым патриотическим музыкальным произведением другого великого русского композитора – Сергея Сергеевича Прокофьева. Этот композитор жил и творил уже в 20 веке.

Слайд №3 Портрет композитора С. С. Прокофьева

Муз. рук. : одно из его великих творений – кантата «Александр Невский». Вы знаете, кто такой был Александр Невский?

Ответы детей.

Слайд №4 Александр Невский.

Муз. Рук. : Александр Невский - великий русский князь и полководец (13 век). Александр был вторым сыном великого русского князя Ярослава Всеволодовича. Всеобщую славу и известность Александру принесла легендарная Невская битва (15 июля 1240 года) и Ледовое побоище (5 апреля 1242 года, где русские войска одержали очень важную для Руси победу, значительно ослабив Тевтонский Орден рыцарей. За блестящую победу и личную храбрость в бою Александр Ярославич получил прозвище "Невский", поскольку сражение происходило на реке Неве. И по сей день мы помним его знаменитую фразу:

"Кто к нам с мечом придёт - тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и будет стоять Земля Русская".

Слайд №5 Ледовое побоище.

Муз. рук. : именно ему – Александру Невскому посвятил свою кантату (это произведение для хора с оркестром) Сергей Прокофьев. Кантата стала всемирно известной. Мы послушаем одно произведение из кантаты – «Вставайте, люди русские Всего же в ней семь частей.

Звучит 4 часть кантаты «Александр Невский» - «Вставайте, люди русские

Муз. рук. : что вы услышали? Ваши впечатления?

Ответы детей.

Муз. рук. : в этом произведении мы слышим призыв к борьбе за землю русскую. Это вокально-инструментальное произведение. Кантата «Александр Невский» завоевала всемирную славу. Прокофьев стремился в ней «дать русскую песню в современном складе». Вот почему, не смотря на то, что кантата рассказывает о том, как русский народ защищал от врагов свою Родину 750) лет тому назад, призывная песня-хор «Вставайте, люди русские постоянно звучала и в дни Великой Отечественной войны, поднимая людей на борьбу с фашизмом. Вот так может музыка воздействовать на человека! Давайте исполним песню о нашей родине – России, постараемся передать всю любовь к ней.

Исполняется песня Г. Струве «Моя Россия».

Муз. рук. : Сегодня мы познакомились с произведениями русских композиторов, которые писали не просто музыку, а музыку о нашей родине – России. Прекрасна русская земля, велик и могуч русский народ! Русская земля полна чудес.

Исполняется танцевальная композиция «Земля полна чудес» музыка Е. Зарицкой.

Муз. рук. : спасибо всем за внимание и до новых встреч!

Сценарий мероприятия «Символы России» (старший дошкольный возраст)

Ребята, как называется наша страна? Правильно, Россия. А какая она, наша Россия? (большая, огромная, красивая, богатая, сильная). Это наша Родина. Родина — это страна, в которой человек родился и живёт.

Дети читают стихотворение:

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете -

Есть родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей.

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья.

У каждого на свете есть родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живём, края свои родные

Мы Родиной зовём.

Песня «С чего начинается Родина?»

Родина для человека начинается с родного дома, где живёт его семья. Любимый уголок природы, двор, улица, детский сад, где вы играете с друзьями, город, в котором живёте. Всё это Родина. Много есть на свете государств и земель, но одна у человека мать- одна у него и Родина. Наша Родина- Россия.

Почему мы любим все

Родину - Россию?

Потому что нет нигде

Родины красивей!

Потому что нет нигде

Лучше наших пашен,

Лучше наших синих рек

И полянок наших.

Мы о Родине своей

Распеваем песни,

Потому что нет нигде

Родины чудесней!

Песня «Моя Россия!»

Ребята, скажите как ласково называют Россию русские люди? (Россия- матушка) А почему? (Она для нас как мать. Она нас кормит, поит, защищает, бережёт от врагов). Русский народ придумал много пословиц и поговорок о Родине. Послушайте и запомните их.

Родина любимая- мать родная.

Человек без родины- что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него Родина.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

(дети подготовительной группы проговаривают пословицы)

На всей Земле не найти страны больше, чем Россия. Когда на Дальнем Востоке- полдень, то на западе России - глубокая ночь. В нашей стране больше десятка тысячи городов, больших и маленьких деревень. И живут в них люди представители разных народов: чукчи и татары, карелы и буряты, коряки и евреи, и многие другие. У каждого народа свой язык, традиции, сказки, песни и народные промыслы. И даже дома строят по-разному. Но живут они все в одной единой стране — России. Живут дружно, всегда готовые прийти на помощь своим соседям.

Музыкальная игра «Найди себе пару»

Ребята! Вы, конечно, обращали внимание на предметы, выставленные в особом - «государственном» уголке нашего детского сада. Кто может сказать, что там находится? (флаг, изображение герба, портрет президента Российской Федерации). Где вы видели такие же флаги, как унас в детском саду? (в праздничные дни на улицах вывешивают такие флаги). А ещё такие флаги, только большого размера бывают на спортивных мероприятиях. Если российский спортсмен занял первое место в соревнованиях, принаграждении первым поднимается российский флаг. Зрители, судьи и другие спортсмены выражают уважение к с тране, за которую выступал спортсмен или спортивная команда.

Ребята, у вас хорошая память? Сейчас мы это проверим.

На земле много государств и каждое имеет свой флаг. Задание для вас такое: среди флагов различных государств нужно найти российский флаг.

Игра «Найди российский флаг»

С этим заданием вы справились.

Сколько цветных полос на российском флаге? (три)

Какого цвета эти полосы? (красного, синего, белого)

внимательно посмотрите на расположение полос. Сейчас вам предстоит трудное задание.

Игра «Выложи Российский флаг»

на фланеллеграфе надо выложить российский флаг из цветных полосок.

Молодцы! Расположение полос на нашем Флаге имеет глубокий смысл. Полосатый трёхцветный флаг впервые появился в России при Петре 1. В те времена это был флаг армии и флота. На Руси цвета имели символическое значение:

красный- мужество, смелость, любовь;

синий- верность, честность;

белый- благородство, откровенность.

Но можно и по другому объяснить присутствие этих цветов на нашем флаге. Красный и белый издавна были любимыми цветами на Руси. Всё, что считалось красивым, называли красным. Всё, что было честным, справедливым, называлось белым. (А злоба, зависть, жестокость- наоборот чёрным. Синий же цвет- это цвет неба, цвет воды- рек, озёр, морей. Их на территории нашей страны великое множество.

Стихотворение «Россия»

Россия. как из песни слово -

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом «Русь»

танец «Платочки»

Есть у нашей страны ещё один символ- герб. Попробуйте среди гербов разных стран найти наш герб- герб России.

Игра «Найди герб России»

У России величавой

На гербе орёл двуглавый.

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный он и гордый,

Он России дух свободный!

Орёл — царь птиц, его сила и зоркость являются символом мужества и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова обращена на Восток, другая на Запад. Грудь орла украшена щитом с изображением Геогия Победоносца — защитника Отечества, борющегося со змием. Скипер и держава служат воплощением государственного порядка и верности закону)

Есть у каждой страны ещё один символ — это гимн. Гимн — это главная государственная песня. Гимн слушают и исполняют стоя. Музыка гимна торжественная, слова — величавые.

Прослушивание гимна

Дети зачитывают стихотворение.

Как велика моя земля!

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

в другом — снега и вьюга.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за 10 дней

И то едва домчится.

И в городах, и средь морей,

И средь колхозных пашен -

Везде вы встретите людей

Родных, российских, наших.

Живем мы в радостном краю,

И знать его должны мы,

Страну любимую свою,

Свой светлый край любимый.

Сегодня мы с вами говорили о главных символах России. Давайте ещё раз вспомним, что это за символы. (ФЛАГ, ГЕРБ, ГИМН)

Публикации по теме:

Фоторепортаж с концерта инструментального ансамбля «Русь»Фоторепортаж с концерта инструментального ансамбля «Русь» «Фото отчет концерта инструментального ансамбля «Русь» 13 мая в СДК поселка Октябрьский проходил концерт. К нам приезжал ансамбль Прокопьевского.

Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов»Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов» Задачи: 1. На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. 2. Через эмоциональное восприятие произведений.

Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.

Краткосрочный проект «Русь красавица мастерами славится» Участники проекта: дети старшей группы «Карапузики»; родители; воспитатель; младший воспитатель Вид проекта: краткосрочный – 2 недельный.

Посещение Национального конного парка «Русь». ФоторепортажПосещение Национального конного парка «Русь». Фоторепортаж Уважаемые коллеги, хочу рассказать Вам о замечательном месте, в котором мы любим бывать семьей. Национальный Конный Парк «Русь» расположен.

Семейный фестиваль «Русь талантами богата»Семейный фестиваль «Русь талантами богата» Уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию развлечение для детей старшего возраста и их родителей. Семейный фестиваль «Русь талантами.

Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов»Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов» Сидим дома. Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов» Уважаемые гости моей страницы! Сегодня.

Художественное творчество учащихся «Соборная Русь»Художественное творчество учащихся «Соборная Русь» Цель и задачи: Расширить знания учащихся о православных храмах на Руси, познакомить с их особенностями, неповторимым обликом русской храмовой.

Урок музыки в 5 классе «Музыкальные краски в произведениях композиторов-импрессионистов» Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов Цель урока: сформировать представление.

Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группы Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группыВопрос 1 В каком жанре написано произведение Римского-Корсакова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Великая Русь в музыке русских композиторов
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 16:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД