Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего возраста

Наталья Ефимова
Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего возраста

Возможности музыкально-дидактических игр как средство развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста

Игра представляет собой особую деятельность, которая «расцветает» в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Мы ставим перед собой следующие задачи:

- дать общую характеристику музыкально-дидактическим играм.

- охарактеризовать возможности музыкально-дидактических игр в развитии музыкально-сенсорных способностей дошкольного возраста.

Большинство современных ученых объединяет игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

ИГРА - основная деятельность детей дошкольного возраста, в которой могут иметь место хороводы, песни, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

По содержанию:

-математические

-сенсорные

-речевые

-музыкальные

-природоведческие

-для ознакомления с окружающим

По дидактическому материалу:

-словесные

-настольно -печатные

-с предметами и игрушками.

По характеру игровых действий:

-игры-путешествия

-игры-предложения

-игры-поручения

-игры-загадки

-игры-беседы.

По познавательному интересу:

-интеллектуальные

-эмоциональные

-регулятивные

-творческие

-социальные.

В специальный подраздел выделены музыкально-дидактические игры, в процессе которых развиваются музыкально-сенсорные способности.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально - сенсорных

способностей на настольные, подвижнее, хороводные. За основание этой классификации взять различие игровых действий детей.

Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

Л. Н. Комисарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры и пособия именно поэтому основанию их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей:

- ладового чувства;

- музыкально-слуховых представлений;

- чувства ритма.

При этом развитии музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различие звуков по высоте и деятельности) играет важную роль.

1. Игры и пособия для развития ЛАДОВОГО ЧУВСТВА - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку, способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий.

2. Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звукового движения. В формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры и пособия.

Развитие способности музыкально-слуховых представлений требует слуховой сосредоточенности, воспроизведения мелодии голосом или на музыкальном инструменте

3. Развитие чувства РИТМА - восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить - предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

Развитие у детей основных музыкальных способностей: ЛАДОВОГО ЧУВСТВА, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма - должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и приемами (наглядные слуховые, практические, беседа, наблюдение)

Рассмотрим возможности музыкально-дидактических игр как средство развития музыкально-сенсорных способностей.

Развитие музыкально-сенсорных способностей проходит на музыкальных занятиях.

Занятия должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение.

Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.

Иногда музыкально-дидактические игры проводятся на занятии (чаще всего во второй его части) как отдельный вид деятельности.

Дидактические игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группой.

А так же в процессе пения. Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, она сопровождает многие

игры, танцы, хороводы, она - один из основных моментов творческих проявлений у детей.

Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки, проводимые на музыкальном занятии до заучивания какой-либо песни.

В игре «Где мои детки?» развивается умение различать звуки, разные по высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голоском маме - утке, кошке, птичке.

Обычно для распевок берут несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, подпевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок, в дальнейшем отстучать его музыкальным молоточком на бубне или металлофоне.

А так же музыкально-дидактические игры помогают развитию музыкально-сенсорных способностей в процессе слушания.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями различного характера, они переживают, испытывают определенные чувства.

Слушание музыки играет большую роль в развитии самостоятельной музыкальной деятельности ребенка.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используется различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.

Слушание произведений в грамзаписи- один из приемов восприятия музыкальных произведений.

В процессе музыкально-ритмических движений, так же происходит развитие музыкально-сенсорных способностей.

Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.

Умению согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивания платочком.

В процессе подготовки музыкально-дидактических игр музыкальный руководитель и воспитатель варьируют использование различных приемов и методов, выбор которых зависит от программного содержания, возможностей детей, развиваемых способности и навыков. Педагог на каждом этапе работы над музыкально-дидактическими играми планирует и осуществляет деятельность с детьми, учитывая образовательные, развивающие и воспитывающие возможности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Музыкально-дидактические игры рассматриваются при непосредственном овладении и уточнениями детьми различных понятий: «средства музыкальной выразительности», «динамика», «регистр», «лат», «чувство» и др…

Педагог обязательно сопровождает этот процесс сочетания словесных методов с наглядными материалами, помогает в разучивании игр.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-сенсорных способностей, так же велики. Помимо того, что у детей продолжается развитие всех психических процессов- внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь, эмоции, так же продолжается в процессе разучивания и исполнения разнообразного музыкального и литературного материала, развитие чувства ритма, темпа музыкальных и творческих способностей. Кроме того, развиваются физические качества ребенка: мелкая

моторика рук, умение красиво и ритмично выполнять движения, владеть осанкой, пластикой рук, ног при исполнении танцевальных композиций, технические приемы игры на музыкальных инструментах.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

Музыкально-дидактические игры выражаются в следующем: во-первых, происходит активное музыкально-сенсорное восприятие личности ребенка, во-вторых, развивается его личностное качество: организованность, внимательность, согласованность действий, желание исполнять правильно и не подвести педагога и товарищей.

Таким образом, возможности музыкально-дидактических игр как средства музыкально-сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста достаточно многообразно:

- в процессе подготовки и участия музыкально-дидактических игр у детей воспитываются личностные качества: организованность, ответственность;

- у детей дошкольного возраста в процессе разучивания и исполнения музыкально-дидактических игр продолжается развитие психических процессов (внимания, мышления, память, воображение, восприятие, речь, двигательных умений и навыков, пластика и выразительность движения, музыкальных, речевых и творческих способностей;

- образовательные задачи музыкально-дидактических игр заключаются в следующем: у детей обогащается лексический словарь, они хорошо различают разнообразные музыкально-сенсорные понятия.

Публикации по теме:

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Теоретические основы развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (курсовая работа) Введение Продолжение. Понятие способностей в психолого-педагогической литературе Проблема развития способностей занимает важное место,.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего возраста
Опубликовано: 20 октября 2013 в 17:20
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотозарисовка «Снегири».
По календарю через два дня зима закончится. Придёт весна и мои любимые пичужки за окошком займутся другими своими делами, начнут заниматься выведением...
Мастер-класс «Подарок папе»
Подарок состоит из двух частей. Для изготовления открытки понадобятся: крепированная или цветная бумага, картон, пластмассовые пуговицы, ножницы,...
Конспект НОД по рисованию «Зимние виды спорта» в подготовительной группе. Воспитатель...
4 ФЕВРАЛЯ в Сочи отметили Всероссийский день зимних видов спорта, посвящённый третьей годовщине со дня открытия Олимпийских зимних игр 2014 года. Весь...
Отчет занятий «Увлечение бисероплетением»
Многообразие бисера дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, чья красота...
Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?»
Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. У пчелы забот немало! Только утром солнце встало,...