Возможности театрализованной деятельности в социально-эмоциональном развитии дошкольников

Татьяна Мищеринова
Возможности театрализованной деятельности в социально-эмоциональном развитии дошкольников

Актуальность проблемы:

Театрализованная деятельность обладает высоким потенциалом в развитии эмоций и чувств человека, создаёт все условия, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учатся жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

Социально-эмоциональное развитие можно отнести к глобальным проблемам современности, если иметь в виду решающую роль социальных условий в становлении личности. Именно они формируют атмосферу внутреннего эмоционального благополучия ребёнка в конкретной ситуации и способствуют внешнему проявлению эмоций, адресованных другим людям.

В процессе развития ребёнка старшего дошкольного возраста происходят изменения в его эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир, отношения к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Её необходимо развивать, знакомить детей с элементами техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, способствовать приобретению навыков саморасслабления. Очень важен словесный язык чувств, который обозначает эмоциональное состояние. Называние эмоций ведёт к эмоциональному осознанию ребёнком себя, а также к развитию эмпатиии, пониманию и сопереживанию чувствам другого, что, в свою очередь ведёт к успешной социализации ребёнка, освоению навыков коммуникативного общения. Актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы.

Цель: социально – эмоционального развития детей через театрализованную деятельность

I. Задачи:

Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.

формировать умения детей создавать нужные эмоции;

Учить разыгрывать несложные представления, по знакомым литературным произведениям используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).

Учить следить за развитием сюжета.

Учить согласовывать слова с игровыми действиями.

Развивать инициативные действия.

Развивать планирующие действия: разметка площадки для игры-драматизации, подбирать атрибуты, недостающие предметы, игрушки.

Развивать умение понимать эмоции других людей, персонажей из сказки, ориентируясь на мимику, пантомимику.

Формирование положительных взаимоотношений. Развивать умение считаться с интересами сверстников.

пробуждать способность живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

II. Прогнозируемые результаты:

1. Умение разыгрывать несложные литературные произведения. Проявлять инициативу.

2. Умение понимать эмоции других людей, умение проявлять сочувствие, жалость. Умение считаться с интересами сверстников.

III. Количество: 4 занятия в месяц.

IV. Форма проведения: с подгруппой детей.

V. Время: вторая половина дня.

ПЛАН КРУЖКА.

Сентябрь, Октябрь: Разыгрывание русских народных сказок: «Репка», «Курочка ряба»

№ занятия Тема Предварительная работа Цель Дата

Разыгрывание сказки «Репка» при помощи игрушек показанных воспитателем.

Разыгрывание сказки «Репка» детьми

с помощью воспитателя.

Этюд на выражение

эмоций «отдохнём».

Этюд на выразительность движений «тише».

Игра драматизация сказки «Репка».

Разыгрывание с помощью условных заместителей сказки «Репка».

Показ сказки на фланелеграфе воспитателем с привлечением детей.

Разыгрывание игры-потешки «этот пальчик дедушка».

Разыгрывание с помощью условных заместителей сказки «Курочка ряба».

Ознакомление с русскими народными сказками «Репка», «Курочка ряба»

Рассмотреть иллюстрации.

Словарная работа: большая -пребольшая, тянут - потянут.

Дать предоставление о внешнем виде персонажей сказок. Познакомить с игрушками для настольного театра, с картинками для фланелеграфа.

На занятие по лепке слепить репку, яичко. Заинтересовать детей, вызвать эмоциональный отклик от увиденного, вызвать радость.

Привлекать детей показу сказок при

помощи игрушек и картинок на фланелеграфе.

Формирование эмоциональной выразительности.

Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений.

Развивать способность понимать эмоциональное состояние.

Развитие речи, воображения, обучение символическому проигрыванию сюжета. Усваивание последовательности сюжета.

Привлекать малоактивных детей. 6.09

Фигурки для настольного театра к сказке «Репка»

Картинки для фланелеграфе к сказке «Курочка ряба»

Элемент декорации

Шапочка для игры-драматургии к сказке «Репка»

Условные заместители.

Ноябрь, Декабрь: Разыгрывание русской народной сказки: «Теремок»

Тема

Разыгрывание сказки «Теремок» при помощи пальчикового театра.

Игровое управление «Утром просыпаемся» - на выразительность

движений

Привлечь детей показу сказки «Теремок»

Пластическое управление на изображение зверей из сказки.

Разыгрывание сказки по ролям.

Режиссёрская игра.

Разыгрывание сказки «Теремок» по ролям.

Игра инсценировка по сказке «Теремок».

Ознакомление с русской народной сказкой

«Теремок»

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Дать характеристику каждому герою.

Активировать речевые высказывания.

С каждым персонажем разыграть диалог.

Хороводная игра «Теремок»

Поговорить с детьми о том, что в каждой сказке есть «начало», «конец». Продолжать вызывать интерес к разыгрыванию сказок.

Уметь изображать действия персонажей, уметь правильно использовать интонацию голоса, согласовать слова с игровыми действиями.

Знакомить со способами передачи образа при помощи имитирующих движений.

Побуждать детей самостоятельно искать выразительные средства.

Показать образцовый способ разыгрывания режиссёрской игры.

Учить отмечать «начало», «конец» сказки.

Обучение символическому проигрыванию сюжета.

Развивать умение придумать другое окончание сказки.

Для пальчикового театра приготовить картинки с изображением персонажей из сказки, наклеить на картон, сзади пришить резинку по размеру пальца.

Элементы декорации:

теремок, деревья.

Январь, Февраль: Разыгрывание русской народной сказки: «Колобок»

Тема

Показ разыгрывание сказки «Колобок» воспитателем с привлечением детей.

Разыгрывание потешек «Кисонька-Мурысонька».

Разыгрывание сказки «Колобок» детьми с помощью воспитателя.

Этюд на выражение движений «кошки».

Этюд на выражение

эмоции «Лисичка – подслушивает» - интерес, «Золотые капли» - удивление.

«Вкусные конфеты».

Разыгрывание сказки по ролям.

Разыгрывание с помощью предметов – заместителей.

Игра-инсценировка.

Ознакомление с русской народной сказкой «Колобок». Поговорить о характере каждого персонажа, выделить основные черты характера, как разговаривают, двигаются.

Словарная работа:

Клубок, по сусекам поскреби, наберётся полная горсть, поджарила, поостынуть, надолго, стужен.

Поговорить о театре. Познакомиться с устройством театра -сценой, занавесом, зрительным залом.

Приготовить билеты для зрителей.

Поиграть в настольную игру «Кто первым встретил колобка».

Продолжать вызывать эмоциональный отклик на воспринимаемое, включаться в разыгрывание сказки при помощи воспитателя.

Продолжать учить детей выразительно передавать образ каждого героя, используя для этого различные средства: мимику, пантомимику, интонацию.

Побуждать к поиску образных движений, передающие важные действия.

Вызывать добрые чувства, развивать воображение, творческое мышление.

Формировать умение проигрывать все звенья кумулятивной цепи.

Для пальчикового театра приготовить объёмные изображения персонажей.

Элементы декорации.

Для разыгрывания по ролям приготовить шапочки с изображением персонажей, элементы одежды.

Условные заместитель

Март, Апрель: Разыгрывание русской народной сказки: «Волк и семеро козлят»

Тема

Ознакомление с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят» воспитателем с привлечением детей.

Разыгрывание сказки детьми с помощью воспитателя.

Пластические этюды «коза с козлятами». Этюды на выражение эмоций удивления, радости, страха: «маме улыбаемся», «лисёнок боится».

Режиссёрская игра.

Разыгрывание потешек «Кисонька-Мурысонька», «Петушок».

Игра по ролям.

Разыгрывание с помощью предметов заместителей.

Игра по ролям.

Ознакомление со сказкой.

Прослушивание грамзаписи.

Словарная работа: траву шёлковую, воду студёную, запрут, отопрут, причитать, нарисовать.

Беседа по вопросам.

Беседа на тему из литературных произведений.

Охарактеризовать героев.

Рассматривание и обыгрывание картинок, отгадывание загадок.

Продолжать вызывать интерес к разыгрыванию сказок.

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать сценки настольного, кукольного театра.

Побуждать использовать отрывки из сказок в собственной игре.

Учить следить за развитием сюжета.

Пробуждать выполнять простейшие образные движения.

В режиссёрской игре помогать ориентироваться на игровом поле.

Развивать инициативные действия.

Воспитывать добрые чувства, развивать воображение, связную речь.

Куклы для кукольного театра.

Картинки, фигурки с изображением каждого героя для настольного театра.

Атрибуты к ролевым играм.

Условные заместители.

Май: Разыгрывание русской народной сказки: «Кот, Петух и Лиса».

Тема

Разыгрывание сказки «Кот, Петух и Лиса» при помощи театра кукол.

Разыгрывание

по ролям.

Упражнения на развитие эмоций и выразительность движений «Магазин игрушек».

Разыгрывание при помощи заместителей. Ознакомление со сказкой.

Прослушать грамзаписи.

Словарная работа: за домом глядел, дремучие леса, склевал, погостил, житье-бытье, вдогонку.

Показать картинку с изображением петушка, сидящего на чердачке.

Поиграть в игру «лиса и петушок».

Продолжать развивать желание участвовать в драматизации, проявлять инициативу.

Продолжать развивать умение разыгрывать знакомые сказки, потешки.

Выполнять простейшие образные движения.

Следить за развитием сюжета.

Набор кукол для кукольного театр

Элементы декорации.

Публикации по теме:

Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. М. И. Андреева – воспитатель МБДОУ «ДСКВ№8» г. Сухой Лог, Свердловской.

Вязание крючком пальчиковый театр Пальчиковый театрСвоевременное овладение речью имеет важное значение для формирования полноценной, всесторонне развитой личности ребенка.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
Автор публикации:
Возможности театрализованной деятельности в социально-эмоциональном развитии дошкольников
Опубликовано: 6 сентября 2013 в 23:54
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Проект «Новый год у ворот» для воспитанников старшей группы
Цель проекта: Познакомить детей с историей Нового года, его особенностями и значением в жизни людей, приобщать к культуре новогоднего праздника, его...