Выявление особенностей взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников

Юлия Былкова
Выявление особенностей взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников

В структуре взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками можно выделить четыре компонента:

- когнитивный (представление о сверстниках как партнерах общения, знание норм и правил положительных взаимоотношений, способов взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности, умение дать оценку поступкам);

- эмоциональный (переживание положительных чувств в общении, эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального состояния и настроения сверстника, эмоциональная поддержка);

- поведенческо-деятельностный (умение следовать в общении правилам и нормам, регулировать свои действия и эмоции, достигать взаимопонимания);

- коммуникативный (умение вести диалог, проявлять коммуникативную активность, соблюдать правила культуры речевого общения).

Педагогу важно иметь представления об особенностях освоения детьми всех компонентов структуры взаимоотношений.

Исследовать особенности взаимоотношений и сотрудничества невозможно в отрыве от изучения особенностей группы детского сада.

Педагогу необходимо знать, какое положение занимает старший дошкольник в системе межличностных отношений в группе, удовлетворена ли его потребность в общении, какого отношение сверстников к нему.

Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей педагог может выявить, какие дети пользуются популярностью у сверстников: их постоянно приглашают в общие игры и дела, проявляют к ним симпатию, выражают стремление к общению. Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные неинтересные роли, не прислушиваются к их мнению. Положение данных детей в системе межличностных взаимоотношений складывается неудовлетворительно для их социально личностного развития.

Для более точной оценки положения каждого ребенка в системе межличностных отношений в группе педагог может воспользоваться известными социометрическими методиками "Секрет" и "Выбор в действии" (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина)

Для получения дополнительных сведений используется вербальная ситуация "Новый детский сад" (Т. И. Бабаева) или метод вербальных выводов (Е. О. Смирнова).

Для выявления особенностей представлений детей о взаимоотношениях в совместной деятельности предлагается включить детей в условные и практические ситуации Т. И. Бабаевой "Строим дом", "Настоящая помощь", Обида", "Объясни правильно".

Для выявления представлений детей о внешнем выражении эмоциональных состояний может быть использовано задание Т. И. Бабаевой "Кто в домике живет?"

Представление о доброжелательном и отзывчивом отношении детей к сверстникам педагог может получить, используя ситуации Т. И. Бабаевой "Порадуй друга", "Поможем малышам".

Умение старших дошкольников согласовывать свои действия, проявлять доброжелательность и достигать взаимопонимания, добиваться общего результата в совместных делах может быть выявлено в практической ситуации "Обложка для книги" (Т. И. Бабаева)

Для выявления, какими правилами и способами сотрудничества со сверстниками владеют дети, можно предложить им решить три условные ситуации сотрудничества Л. С. Римашевской "Праздничная открытка", "Листопад", "Строим мост" и понаблюдать за их поведением.

Необходимо понаблюдать за реальным взаимодействием детей между собой в совместной деятельности, а также это можно сделать в эксперементальной ситуации сотрудничества "Перчатки" (Л. С. Римашевская)

В целом характеристика достижений во взаимоотношениях старшего дошкольника со сверстниками включает следующее.

- Положительная направленность ребенка во взаимоотношениях со сверстниками (гуманистическая, дружеская).

- Устойчивость положительных проявлений во взаимоотношениях со сверстниками (доброжелательность, готовность к взаимодействию).

- Инициативность в контактах, дружелюбие.

- Выбор в отношениях справедливого, гуманистического и достойного поведения.

- Коммуникативная активность, нацеленность на диалог, умение слышать и понимать партнера.

- Чуткость, эмоциональная отзывчивость к сверстникам.

- Регулирование эмоциональных переживаний в процессе общения.

- Взаимодействие в процессе совместной деятельности, умение поддерживать дружеские отношения.

- Осознанность взаимоотношений, знание норм и правил, социально-нравственная оценка поступков, следование культурным нормам общения.

Использование предложенных диагностических методик позволит вам получить необходимые данные о социально-нравственном развитии старших дошкольников и определить эффективные пути и средства обогащения опыта дружеских взаимоотношений и сотрудничества детей со сверстниками в детском саду.

Публикации по теме:

Открытое занятие по арттерапии «Весна-Красна» для детей старшей группы Цель. • Формирование положительного эмоционального отношения к переменам весенней природы. • Самовыражение, проявление искренности, открытости.

Современные подходы к развитию сотрудничества детей со сверстниками в процессе обучения Под термином сотрудничество понимают «позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних.

Автор публикации:
Выявление особенностей взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников
Опубликовано: 20 октября 2013 в 22:37
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....