Выявление особенностей взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников

Юлия Былкова
Выявление особенностей взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников

В структуре взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками можно выделить четыре компонента:

- когнитивный (представление о сверстниках как партнерах общения, знание норм и правил положительных взаимоотношений, способов взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности, умение дать оценку поступкам);

- эмоциональный (переживание положительных чувств в общении, эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального состояния и настроения сверстника, эмоциональная поддержка);

- поведенческо-деятельностный (умение следовать в общении правилам и нормам, регулировать свои действия и эмоции, достигать взаимопонимания);

- коммуникативный (умение вести диалог, проявлять коммуникативную активность, соблюдать правила культуры речевого общения).

Педагогу важно иметь представления об особенностях освоения детьми всех компонентов структуры взаимоотношений.

Исследовать особенности взаимоотношений и сотрудничества невозможно в отрыве от изучения особенностей группы детского сада.

Педагогу необходимо знать, какое положение занимает старший дошкольник в системе межличностных отношений в группе, удовлетворена ли его потребность в общении, какого отношение сверстников к нему.

Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей педагог может выявить, какие дети пользуются популярностью у сверстников: их постоянно приглашают в общие игры и дела, проявляют к ним симпатию, выражают стремление к общению. Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные неинтересные роли, не прислушиваются к их мнению. Положение данных детей в системе межличностных взаимоотношений складывается неудовлетворительно для их социально личностного развития.

Для более точной оценки положения каждого ребенка в системе межличностных отношений в группе педагог может воспользоваться известными социометрическими методиками "Секрет" и "Выбор в действии" (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина)

Для получения дополнительных сведений используется вербальная ситуация "Новый детский сад" (Т. И. Бабаева) или метод вербальных выводов (Е. О. Смирнова).

Для выявления особенностей представлений детей о взаимоотношениях в совместной деятельности предлагается включить детей в условные и практические ситуации Т. И. Бабаевой "Строим дом", "Настоящая помощь", Обида", "Объясни правильно".

Для выявления представлений детей о внешнем выражении эмоциональных состояний может быть использовано задание Т. И. Бабаевой "Кто в домике живет?"

Представление о доброжелательном и отзывчивом отношении детей к сверстникам педагог может получить, используя ситуации Т. И. Бабаевой "Порадуй друга", "Поможем малышам".

Умение старших дошкольников согласовывать свои действия, проявлять доброжелательность и достигать взаимопонимания, добиваться общего результата в совместных делах может быть выявлено в практической ситуации "Обложка для книги" (Т. И. Бабаева)

Для выявления, какими правилами и способами сотрудничества со сверстниками владеют дети, можно предложить им решить три условные ситуации сотрудничества Л. С. Римашевской "Праздничная открытка", "Листопад", "Строим мост" и понаблюдать за их поведением.

Необходимо понаблюдать за реальным взаимодействием детей между собой в совместной деятельности, а также это можно сделать в эксперементальной ситуации сотрудничества "Перчатки" (Л. С. Римашевская)

В целом характеристика достижений во взаимоотношениях старшего дошкольника со сверстниками включает следующее.

- Положительная направленность ребенка во взаимоотношениях со сверстниками (гуманистическая, дружеская).

- Устойчивость положительных проявлений во взаимоотношениях со сверстниками (доброжелательность, готовность к взаимодействию).

- Инициативность в контактах, дружелюбие.

- Выбор в отношениях справедливого, гуманистического и достойного поведения.

- Коммуникативная активность, нацеленность на диалог, умение слышать и понимать партнера.

- Чуткость, эмоциональная отзывчивость к сверстникам.

- Регулирование эмоциональных переживаний в процессе общения.

- Взаимодействие в процессе совместной деятельности, умение поддерживать дружеские отношения.

- Осознанность взаимоотношений, знание норм и правил, социально-нравственная оценка поступков, следование культурным нормам общения.

Использование предложенных диагностических методик позволит вам получить необходимые данные о социально-нравственном развитии старших дошкольников и определить эффективные пути и средства обогащения опыта дружеских взаимоотношений и сотрудничества детей со сверстниками в детском саду.

Публикации по теме:

Открытое занятие по арттерапии «Весна-Красна» для детей старшей группы Цель. • Формирование положительного эмоционального отношения к переменам весенней природы. • Самовыражение, проявление искренности, открытости.

Современные подходы к развитию сотрудничества детей со сверстниками в процессе обучения Под термином сотрудничество понимают «позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних.

Автор публикации:
Выявление особенностей взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников
Опубликовано: 20 октября 2013 в 22:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....