МААМ-картинки

Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности

Ольга Кожевина
Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности

Развитие навыков общения со сверстниками по средствам коллективной трудовой деятельности

2.1 План опытно-поисковой работы по развитию навыков общения со сверстниками у детей старшей группы посредством коллективной трудовой деятельности

Публикация «Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности» размещена в разделах

Тема опытно-поисковой работы: «Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности».

Опытно-поисковая работа - это метод научного исследования, который позволит проверить теоретические результаты исследования и апробировать разработанные педагогические условия и подобранную систему занятий влияния коллективной трудовой деятельности как средства развития навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность опытно-поисковой работы обусловлена тем, что старшие дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной трудовой деятельностью.

С учетом требований ФГОС ДО от 17.10.2013 № 1155, где предполaгaется создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, самостоятельности и ответственности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми.

Работа проводилась в старшей группе с детьми 5-6 лет МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад "Родничок", находящимся в с. Туринская Слобода, Свердловской области. В группе 15 детей: 7девочек, 8 мальчиков. Детский сад работает по программе «От рождения до школы» (рук. проекта Веракса Н. Е., которая определяет трудовое воспитание как составную часть социально-коммуникативного воспитания старших дошкольников.

На основании анализа научных подходов к развитию навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности, была обозначена идея опытно-поисковой работы: как организовать работу по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в ДОО?

Идея воплощена через замысел: организовать занятия по коллективной трудовой деятельности в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности, занятия, которые будут способствовать развитию навыков общения со сверстниками у старших дошкольников.

Объект-процесс общения детей старшего школьного возраста.

Предмет–организация коллективной трудовой деятельности, которая будут способствовать развитию навыков общения со сверстниками детей в старшем дошкольном возрасте.

Цель опытно-поисковой работы: подобрать и реализовать содержание коллективной трудовой деятельности, способствующие развитию навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.

В ходе достижения цели будет проверяться гипотеза: развитие навыков общения со сверстниками у старших дошкольников по средством коллективной трудовой деятельности будет действенным при условиях:

- учет индивидуальных особенностей дошкольников, возможности объединять их в подгруппы не только по уровням сформированности навыков сотрудничества, но и по взаимным симпатиям и уровнем сформированности навыков общения;

- организации под руководством воспитателя планомерной, целенаправленной работы по развитию общения в ходе коллективной трудовой деятельности в процессе НОД и режимных моментах;

- будут использованы новые методы, приемы и способы развития навыков общения в рамках коллективной трудовой деятельности старших дошкольников;

- наполнение материально-технической базы старшей группы детского сада будет соответствовать решению этой проблемы.

Для проверки гипотезы исследования были сформулированы задачи:

Задачи:

1) Подбор и реализация занятий по коллективной трудовой деятельности с использованием средств направленных на развитие общение у старших дошкольников.

2) Подбор диагностического инструментария для выявления уровня сформированности навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста;

3) Выявление уровня развития навыков общения со сверстниками детей 5-6 лет.

4) Реализация занятий по коллективной трудовой деятельности способствующих развитию навыков общения старших дошкольников 5-6 лет;

5) Проведение повторного диагностического замера и определение действенности реализованных занятий по коллективной трудовой деятельности для развития навыков общения старших дошкольников 5-6 лет;

6) Описание результатов исследования и педагогических условий реализации занятий по коллективной трудовой деятельности способствующих развитию навыков общения старших дошкольников 5-6 лет;

В ходе опытно-поисковой работы решалась педагогическая цель: ознакомление детей со способами и приемами общения и взаимодействия в рамках коллективной трудовой деятельности.

Исполнитель: Кожевина Ольга Александровна, руководитель практики Суслова Д. В., старший воспитатель.

Участники опытно-поисковой работы – дети старшей группы 5-6 лет, МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад "Родничок"

Опытно-поисковая работа проходила в три этапа:

На первом (подготовительном) этапе - проанализировала имеющиеся программы по коллективной трудовой деятельности для старших дошкольников и подобрала занятия, которые позволяют реализовать эти условия гипотезы; подобрала диагностический инструментарий, определяющий уровень развития навыков общения детей 5-6 лет

На втором (деятельностном) этапе провела первичный замер уровня развития навыков общения детей 5-6 лет, реализовала 6 занятий по коллективной трудовой деятельности, провела повторный замер уровня развития навыков общения детей 5-6 лет.

На третьем (аналитическом) этапе на основе сопоставления результатов первичного и повторного замеров определила действенность подобранных занятий по коллективной трудовой деятельности для развития навыков общения со сверстниками детей 5-6 лет.

Сроки опытно-поисковой работы: период прохождения преддипломной практики с 2 апреля по 28 апреля всего 4 недели.

Проведение опытно-поисковой работы организовывалось по следующему алгоритму действий:

1) определение этапов опытно-поисковой работы;

2) подбор диагностического аппарата для оценки развития общения в ходе коллективной деятельности;

3) разработка оценочного материала;

4) определение педагогических условий развития для реализации занятий;

5) проведение занятий;

6) систематизация данных эксперимента и анализ деятельности;

7) оформление итогов деятельности в исследовательской работе.

Реализуя опытно поисковую работу на базе «Слободотуринского детского сада «Родничок» работающего по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.» можно проанализировать ее структуру:

Таблица 1

Полное название программы, авторский коллектив ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.

Целевые установки

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Ведущие цели программы:

Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

Формирование основ базовой культуры личности,

Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе,

Обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности

Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.

Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я посчитала целесообразным использовать в своей работе коллективную трудовую деятельность старших дошкольников для развития навыков общения. Мной был составлен комплексно - тематический план, где я отразила занятия, которые буду апробировать во время практики. [27]

Календарно тематическое планирование по коллективной трудовой деятельности рассчитано на 8 занятий (в среднем 2 раза в неделю, в первую неделю и последнюю неделю практики было проведено 1 занятие и проведение диагностического, во 2-3 неделю по 2 занятия. Итого было проведено 6 занятий. (Приложение 1)

Действенность подбора занятий по коллективной трудовой деятельности, реализованных занятий и спроектированных условий реализации оцениваеться по следующим критериям:

наличие положительной динамики в уровне развития навыков общения у старших дошкольников;

положительное заключение о возможности реализации и действенности занятий по коллективной трудовой деятельности от воспитателя ДОУ, где они были реализованы;

Отчет о реализации опытно-поисковой работы и ее результатах оформлен в виде результатов диагностического исследования и описания условий реализации подбора занятий по коллективной трудовой деятельности, которые представлены как параграф работы в дипломном исследовании.

Таким образом, представленные методологические характеристики опытно-поисковой работы позволяют спланировать и организовать исследовательскую деятельность, направленную на развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте по средствам коллективной трудовой деятельности.

2.2. Способы оценки процесса и результатов по развитию навыков общения со сверстниками у детей 5-6 лет посредством коллективной трудовой деятельности

Способы оценки процесса и результатов по развитию общения со сверстниками у детей 5-6 лет посредством коллективной трудовой деятельности возможны на основе применения диагностических методов и методик. Их выбор осуществляется в соответствии с целью дипломной работы, возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста, что позволяет изучить динамику развития общения со сверстниками у детей 5-6 лет посредством коллективной трудовой деятельности.

Методы и методики диагностического обследования отобраны в соответствии с темой опытно-поисковой работы, возрастными и индивидуальными особенностями, что позволяет выявить уровень сформировaнности навыков общения со сверстником у стaрших дошкольников.

Диагностика – это установление и изучение признаков характеризующих состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда : труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Современный подход к педагогической диагностике состоит в создании воспитателями условий для ее организации и проведения. Одним из основных моментов в организации педагогической диагностики детей является активизация их активности и самостоятельности.

Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, предусматривающим свободу выбора в соответствии с интересами ребенка. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание и способы выполнения диагностического задания.

По всем заданиям определены и описаны три уровня его выполнения: низкий, средний, высокий.

В данном исследовании методики проводятся дважды: выполняется первичный замер, после чего реализуются занятия по коллективной трудовой деятельности. После реализации занятий в течение месяца проводится повторный замер.

В опытной работе выявились и оценились уровни развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником в процессе эффективного коллективного труда, с помощью диагностик:

Методика изучение навыков культуры общения[37] (Приложение 2)

Автор: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина (1995). Публикации: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина

Цель диагностики: изучить сформированность навыков культуры общения.

Взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками : ровные доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Полученные данные соотносят с таблицей. Таблица 2 – «Уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего возраста» (Приложение 2)

Для достижения цели использовались метод наблюдения за детьми в естественных условиях;

За детьми наблюдала в естественных условиях; режимных моментах; на занятиях, прогулке, игровой деятельности, свободной деятельности.

Сформированность навыков культуры общения исследовала в двух направлениях: выявление уровня сформированности навыков культуры общения с взрослыми и со сверстниками;

Оценка уровня сформированности навыков культуры общения у старших дошкольников проводилась с учетом критериев:

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:

Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

Умение организовать общение :

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими :

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) — не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень –15 — 18 баллов

Средний уровень – 10 — 14 баллов

Низкий уровень – 6 — 9 баллов

В диагностическом обследовании принимали участие 15 детей 5-6 лет МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад "Родничок"

После проведенного исследования по определению уровня сформированности навыков культуры общения получила результаты, приведенные в Таблице 2. «Уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего возраста»

Публикации по теме:

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте «Удивительная соль» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте «Удивительная соль» Цель: Создание социальной ситуации.

Формирование предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Развитие речи Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения.

Развитие познавательной активности в старшем дошкольном возрасте. Календарь ожидания «Дед Мороз»Развитие познавательной активности в старшем дошкольном возрасте. Календарь ожидания «Дед Мороз» Ожидание новогодних праздинков всегда сопряжено со множеством хлопот. В прошлом году мы с ребятами решили эту проблему следующим образом.

Конспект занятия, направленный на развитие мелкой моторики, в старшем дошкольном возрасте «Зимняя прогулка в сказочном лесу» Тема: «Зимняя прогулка в сказочном лесу» Задачи: Образовательные 1. Активизировать словарь и расширить представления детей по лексической.

Консультация для воспитателей «Формы познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» В старшем дошкольном возрасте восприятие становится вспомогательным процессом в самостоятельной исследовательской деятельности ребенка.

Развитие детского творчества в старшем дошкольном возрасте средствами нетрадиционных техник рисования Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются.

Развитие и активизация строительно-конструктивной игры «Библиотека» в старшем дошкольном возрасте Развитие и активизация строительно-конструктивной игры «Библиотека» в старшем дошкольном возрасте. Задачи: Развитие сюжета; 1. Развивать.

Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте .

Развитие речи в процессе математических представлений с применением ИКТ в старшем дошкольном возрасте .

Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте Формирующаяся личность ребенка – это сложная система, в которой дифференцируются и интегрируются все психические явления, которые развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности
Опубликовано: 5 июня 2018 в 18:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД