МААМ-картинки

Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ по формированию представлений о социальной значимости труда

Елена Желтышева
Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ по формированию представлений о социальной значимости труда

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №2

г. Чехов, Московской области

ТЕМА:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ по формированию представлений о социальной значимости труда

Учитель- логопед : Желтышева Е. В.

Воспитатель логопедической группы : Свиридова Е. В.

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей?»

А. Камю

Публикация «Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ по формированию представлений о социальной значимости труда» размещена в разделах

Основная цель работы с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида прежде всего должна быть направлена на позитивную социализацию ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей по коррекции отклонений у детей с ТНР лежат следующие принципы:

• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

• Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.

• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

• Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

• Принцип «логопедизации» является основополагающим для всех направлений работы по коррекции ТНР у дошкольников.

Основные направления логопедической и коррекционной работы с детьми с ОВЗ :

• Стимулирование педагогами речевой активности детей с ТНР на специальных занятиях, которые проводятся в индивидуальной и групповой форме.

Формирование у детей с ТНР способности к усвоению элементарных языковых закономерностей.

• Совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности у детей с ТНР.

Данные направления работы соответствуют возрастным особенностям детей с ОВЗ. Так в своей работе учитель-логопед и воспитатель ставят перед собой следующие задачи:

Средний дошкольный возраст

Коррекционные задачи:

формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира;

• стимулирование, поддерживание, поощрение речевой активности детей, их желания общаться с помощью слова.

Социально-личностные задачи :

формирование у детей с ТНР навыков игровой деятельности, приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Старший дошкольный возраст

Коррекционные задачи:

• уточнение и совершенствование использования детьми с нарушением речи коммуникативных средств;

• создание образовательных ситуаций, направленных на стимулирование у детей потребности в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками во всех видах деятельности.

Социально-личностные задачи :

• совершенствование и обогащение навыков игровой деятельности детей с ТНР, формируя положительное взаимоотношение, организованность, выдержку, настойчивость, умение контролировать свои эмоции и подчинять их правилам группового взаимодействия в соответствии с общим игровым замыслом.

Наиболее целесообразно решать данные задачи на коррекционных занятиях не по типу лексического тренинга, а предусматривающих развитие предметно-игровой деятельности стимулирующей, прежде всего, речевую активность детей, в которой у них возникнет желание поделиться результатами своей работы – в игре.

Активное включение в образовательный процесс разнообразных игр во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ТНР на протяжении их пребывания в дошкольной организации стимулирует, прежде всего, речевую активность детей с нарушением речи.

Первостепенное значение приобретает сюжетно-ролевая игра, поскольку именно в ней активизируются языковые средства детей применительно к бытовым ситуациям. Взрослые, создавая интересную для детских игр предметно-развивающую среду, помогают им овладеть разнообразными сюжетами игр, подводят их к самостоятельному созданию игровых сюжетов и взаимодействию со сверстниками. Дошкольники выбирают себе роли (изображая людей различных профессий, упражняются в ведении и поддержании диалога на выбранную тему.

Возрастает роль игр с правилами, в т. ч. дидактических, т. к. они:

• способствуют формированию у детей умений действовать в коллективе в соответствии с правилами игры, выполняя простые игровые алгоритмы;

формируют у детей с ТНР умение объяснять сверстникам правила игры, принимать игровую задачу, замечать и называть неполное соответствие игровой задачи и результата;

• обогащают и расширяют словарь, автоматизируют и дифференцируют звуки, развивают связную речь детей и др. ;

• закрепляют образцы правильных словообразовательных моделей и словоформ, пополняют словарный запас детей за счет использования существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов и т. д.

С наибольшей отдачей протекает работа, по стимулированию, формированию, совершенствованию механизмов языкового уровня речевой деятельности у детей с ОВЗ при формировании представлений о социальной значимости труда, так как предоставляем возможность закрепить полученные навыки непосредственно, на прямую, взаимодействуя и сотрудничая со сверстниками.

Большую помощь при формировании представлений о социальной значимости труда у дошкольников с ТНР могут оказать специальные символы (картинки, пиктограммы, с которыми дети многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.

Знакомство детей с трудом взрослых.

При формировании представлений о социальной значимости труда детям не только рассказывают, но и показывают, как взрослые трудятся : сначала в ближайшем окружении в повседневной жизни, а затем знакомят с тем, как трудятся взрослые за пределами дошкольного учреждения.

При беседах о труде людей, при чтении художественной литературы на занятиях по развитию речи используется трудовая тематика. Здесь дети знакомятся с предметами труда, их действиями, признаками, с различными профессиями и трудовыми операциями. При этом каждый раз объясняют, какое значение для всех людей имеет труд каждого.

Наряду с формированием представлений о труде взрослых проводится организация трудовой деятельности самих детей.

Применить на правктике свои навыки и знания дети с ОВЗ могут в хозяйственно-бытовой труде через :

• подбор доступного детям речевого материала применительно к трудовым процессам, которые осваивает ребенок с нарушениями речи (педагог);

• использование детьми невербальных и вербальных средств общения в процессе хозяйственно-трудовых поручений;

• оречевление своих действий, демонстрация умений, обращение к сверстникам за помощью в случае возникновения трудностей, умение договариваться при работе в мини группах.

В таких видах деятельности, как дежурство по столовой, подготовка к занятиям, труд в природе, ручной труд у дошкольников с ТНР:

• развивается диалогическая речь;

• активизируется словарный запас по различным лексическим темам;

• осууществляется практическое употребление различных грамматических категорий;

• закрепляется умение ориентироваться в пространстве и на плоскости;

• развивается общая и мелкая моторика;

• совершенствуется умение работать в парах, договариваться о совместных действиях и разделении обязанностей.

Нашими ориентирами при работе с детьми с ОВЗ по формированию представлений о социальной значимости труда стали :

– расширение и уточнение словарного запаса детей на речевом материале, который используется в различных видах труда (хозяйственно-бытовом, в природе, ручном);

– совершенствование связной речь детей при обучении их различным видам труда и при формировании навыков самообслуживания;

– развитие планирующей и регулирующей функции речи в процессе изготовления различных поделок и хозяйственно-бытового труда;

– совершенствование зрительно-моторной координации;

– стимулирование и поощрение детей к самостоятельности;

воспитание доброжелательности;

воспитание у детей желания оказывать помощь взрослому и товарищам;

воспитание бережное отношение к результатам труда сверстников.

Итог: ОДНОВРЕМЕННО С РЕШЕНИЕМ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ МЫ ПРИОБЩАЕМ ИХ К ОБЩЕПРИНЯТЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ

Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его общаться с другими людьми, сотрудничать, взаимодействовать, быть доброжелательным, приветливым.

Прикреплённые файлы:

trudovaja-deja-t_150ks.pptx | 14937,25 Кб
 
Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Конспект НОД по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями Тема: Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых при ознакомлении с профессиями. Цель: 1. Уточнить и систематизировать.

Сказкотерапия в работе с родителями. Роль труда в воспитании подрастающего поколения или как убедить родителей в пользе труда Роль трудовых действий, труда в жизни неоценима – это двигатель прогресса. Сила, позволяющая быть ответственным, целеустремленным, действенным,.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Совместная деятельность воспитателя с детьми по формированию элементарных математических представлений в ДОУ Жизнь человека начинается с детства, а детство немыслимо без игры. Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия.

Взаимодействие инструктора по физкультуре и воспитателя по формированию у детей представлений о здоровом образе жизниВзаимодействие инструктора по физкультуре и воспитателя по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги, современная жизнь не стоит на месте, многое изменяется, появляются новые технологии. Вот и наша Российская система образования.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по профилактике речевого недоразвития у детей дошкольного возрастаВзаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по профилактике речевого недоразвития у детей дошкольного возраста В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений.

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя логопедической группы Тема: «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя». Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе воспитателя логопедических.

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию грамматического строя речи (из опыта работы) Успешное осуществление коррекционно - воспитательной работы в условиях специальной логопедической группы предлагает взаимосвязь в работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ по формированию представлений о социальной значимости труда
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 11:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД