Лучший педагог года

Экошкола — вектор успешного развития региона (3 фото)

Тамара Санникова
Экошкола — вектор успешного развития региона

Экошкола — вектор успешного развития региона

Экошкола — вектор успешного развития региона

IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-774717-1592911931.jpg[/IMG]

Экошкола – вектор успешного развития Яновичского региона

Санникова Тамара Владимировна,

заместитель директора по учебной работе,

высшая квалификационная категория,

государственное учреждение образования

«Яновичская средняя школа Витебского района»,

г. п. Яновичи,ул. Унишевского, д. 2а,

Публикация «Экошкола — вектор успешного развития региона» размещена в разделах

Витебский район, Витебская область,

тел. +37529 2499056

В брошюре представлен опыт работы учреждения образования по формированию нравственного отношения к природе на основе успешной деятельности школьного эколого-краеведческого исследовательского центра “Яновичане” в образовательном пространстве школы, региона, района. Рассматриваются целевые ориентации и эффективные формы работы по гражданско-патриотическому и экологическому воспитанию обучающихся.

Материал адресован заместителям директора, педагогам дополнительного образования, классным руководителям.

Ключевые слова: успешное развитие, миссия школы, эколого-краеведческий исследовательский центр, воспитание гражданина-патриота, сотрудничество, экологические знания, ландшафтные проекты, квест-экскурсии, образовательное пространство, флористический театр мод, экологический стиль мышления

Современная школа решает жизненно-важные задачи ценностных основ образования, одной из которых является гражданско-патриотическое и экологическое воспитание, которое призвано формировать веру и убеждения, преобразовывать теоретические положения в конкретные дела.

Формирование нравственного отношения к природе связано с воспитанием у подростков любви к своей малой родине - к дому, где родился, к посёлку, к школе. В конкретных действиях и поступках и проявляется мера ответственности, любовь к природе, понимание её роли в жизни общества и человека. Во время практической деятельности формируются убеждения, которыми потом руководствуется человек всю жизнь.

Такого результата можно достичь только в единой системе образовательного пространства школы (рис. 1).

Яновичская средняя школа Витебского района представляет собой образовательный и культурный центр, где созданы комфортные условия для творческой реализации каждого обучающегося и педагога на основе тесного сотрудничества с законными представителями учащихся. Основная миссия школы – воспитание гражданина-патриота, которое начинается с изучения своей малой родины, с ощущения, что их родная земля полнится талантами, рождает героев, что здесь создавалась история народа и страны, здесь их настоящее и будущее [1].

Одним из важных направлений успешного развития учреждения образования является деятельность созданного в 2017 году школьного эколого-краеведческого исследовательского центра «Яновичане», в котором представлены экспозиции:

историческая панорама «Люди. События. Время»;

выставочный зал «Природа родного края»; (рис. 2).

художественная галерея В. И. Кухарева и В. П. Тихонова.

Девиз центра: «Яновичи – наш дом! ЭКОлогической культуры регион

Обоснование целесообразности осуществления проекта

Необходимость проекта объясняется современными запросами общества в повышении статуса гражданина своей страны, настоящего хозяина на земле, закреплении специалистов на селе. Сегодня необходимо воспитание человека, который бы любил свой край, с честью и самоотверженно работал ради его процветания, чувствовал себя нужным на своей земле [1].

Работа эколого-краеведческого исследовательского центра “Яновичане” является частью воспитательной программы учреждения образования “Яновичане”на 2016-2020 годы (рис. 3).

Цель экошколы - создание целостной образовательной среды, способной обеспечить формирование социально-гражданских и экологических компетенций обучающихся через деятельность школьного эколого-краеведческого исследовательского центра “Яновичане” [2].

Задачи:

организация эффективной проектной и исследовательской деятельности обучающихся и педагогов;

популяризация деятельности центра через разработку и проведение квест-экскурсий, виртуальных путешествий, туристических маршрутов;

благоустройство историко-культурных, природных и социальных объектов в регионе;

совершенствование коммуникативной, художественной культуры через занятия по интересам “Юные экскурсоводы”, флористический театр мод “Наследие”.

Планируемый результат - высокий уровень сформированности компетенций:

выделять проблемы, ставить задачи и находить решения;

работать с информацией и использовать её для достижения целей личностного развития;

уметь работать в команде и индивидуально:

быть способным взять на себя ответственность;

осуществлять рефлексию своей деятельности.

Участники проекта: педагоги, руководство учреждения образования, ученики и их родители, выпускники школы, специалисты и представители организаций, сотрудничающих с учреждением образования, представители религиозных конфессий.

Диагностический инструментарий:

анкета для педагогов “Готовность участвовать в образовательном проекте “Экошкола – вектор успешного развития региона”;

анкета для законных представителей “Готовность участвовать в образовательном проекте “Экошкола – вектор успешного развития региона”;

анализ экологической ситуации в регионе;

результативность участия в разнообразных конкурсах, выставках, показах.

Принципы деятельности

Я – ясность целей и задач;

Н – новизна стремлений и действий;

О – организованность в работе;

В – верность начатому делу;

И – инициатива в поиске нова возможностей;

Ч –честность;

А – активность в решении поставленных задач:

Н – настойчивость в достижении цели;

Е – единство слова и дела.

Срок реализации проекта:с 2017 по 2020 год

Реализация задач проекта возможна при организации таких форм работы, как:

использование природного и краеведческого материала на учебных занятиях;

создание ландшафтных проектов;

участие в работе школьного научного общества “Яновичане”;

организацию объединений по интересам: ”Юные экскурсоводы“, “Сувениры”, театр мод “Наследие”;

разработку и проведение тематических образовательных экскурсий;

система тематических классных часов;

экологические экспедиции;

выставочные экспозиции.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Диагностико-аналитический.

Срок исполнения-ноябрь 2018 года.

Задача этапа: выявление проблемы и основных направлений работы, постановка целей, определение задач проекта.

Этап включает в себя:

изучение научно-методической литературы и опыта по теме проекта;

диагностику потребностей и интересов учащихся и родителей;

изучение возможностей ГУО "Яновичская СШ Витебского района" в организации деятельности;

определение рабочей группы проекта из числа педагогов, учеников, родителей.

2 этап. Реализационно-практический (таблица 1)

Срок выполнения-2017-2020 годы.

Задача этапа: создание единой образовательной среды в учреждении образования, включение необходимых изменений в содержание деятельности.

Этап включает мероприятия:

создание экспозиции “Природа Яновичского края”;

реконструкция первого этажа – расположение выставки фотографий;

создание "Красной тетради Яновичского региона”;

изготовление и размещение стендов "Эколого-краеведческий исследовательский центр “Яновичане” представляет", "Экологический вестник”;

организация деятельности флористического театра мод “Наследие”;

разработка и реализация ландшафтных проектов по благоустройству: “Гнездовье змееяда”, “Яновичское местечко”, “Квітней, Янавіччына!”;

изготовление и презентация коллекций одежды: “Бусліны спеў жыцця”, "Духовные жемчужины Витебского района", “Рапсодия васильковых тонов”;

подготовка и размещение на 1-м этаже экспозиции “Родные мотивы” на основе об’ёмных скульптур из мха, сена и льна (сенопластика);

разработка и реализация проекта “Яновичские аксессуары-мода на здоровье” в рамках республиканской выставки-конкурса “100 идей для Беларуси”;

оптимизация работы школьного научного общества - подготовка исследования “Теплый дом”;

разработка содержания и проведение краеведческо-туристической квест-игры “Краевед”.

заседание кафедры воспитательной работы “ Гражданско- патриотическое и экологическое воспитание: концептуально-содержательные аспекты”;

издание рекламных информационных буклетов и альбомов.

3 этап. Обобщающий. Срок выполнения-до декабря 2020 года

Задача этапа: соотнесение результатов и целей проекта

Этап включает в себя:

анализ выполнения проекта, достигнутых результатов;

опрос учащихся с целью выявления их отношения к деятельности в рамках проекта;

отчет, презентацию первых результатов реализации проекта;

коррекцию и доработку проекта с учётом его реализации;

коллективное обсуждение, самооценку, рефлексию;

оперативный обмен методической информацией с учреждениями образования района, области, Республики Беларусь, стран ближнего зарубежья.

Прогнозные показатели реализации проекта

повышение качества образования, ориентированного на становление гражданина-патриота, человека высокой экологической культуры;

повышение профессиональной компетентности педагогов;

повышение качества социализации учащихся, их готовности к деятельности в динамичных условиях развития человека и общества;

увеличение количественных и качественных показателей участия в разнообразных краеведческих, экологических, декоративно-прикладных, эстетических конкурсах;

эффективное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

Работа эколого-краеведческого исследовательского центра строится на основе сотрудничества с Витебским областным краеведческим музеем, художественным музеем, Свято-Успенским (Тадулинским) женским монастырем, Витебским государственным университетом им П. М. Машерова», Витебским зоологическим парком, Еврейской диаспорой.

Современный кабинет, отведенный под центр, подобно живой книге, раскрывает тайны природы, побуждает к изучению и охране окружающей среды (рис. 4). В центре созданы макеты природных достопримечательностей Яновичского края: озеро Яновичское, болото «Глоданский мох», лесной массив. При изготовлении каждого макета природного сообщества использовалось натуральное растительное сырье, чучела птиц и животных. Также в центре хранится набор для кольцевания птиц и коллекция яиц крупных птиц (беркут, скопа, змееяд, канюк, чёрный аист и др., подаренные доцентом кафедры общей биологии УО «ВГУ им. П. М. Машерова» Ивановским Владимиром Валентиновичем (рис. 5).

Сотрудниками УО «ВГУ им. П. М. Машерова» на территории болота «Глоданский мох» выявлено местообитание 19 видов птиц, 2 вида млекопитающих и 7 видов насекомых, занесённых в Красную книгу Республики Беларусь. Остро стоит вопрос об охране данного природного сообщества. Первым шагом к охране исчезающих видов животных, птиц, растений учащимися и педагогами школы издана «Красная книга Яновичского региона». Планируется совместно с сотрудниками УО «ВГУ им. П. М. Машерова» вести разработку проекта по созданию заказника «Глоданский мох» (рис. 6).

На счету бойцов экологического движения «Яновичане» много интересных и полезных дел: трудовые акции: «Школьная сосна», «Птицеград», ландшафтные проекты, квест-экскурсии, туристические слёты и походы по родному краю, исследовательские экспедиции, коллекция фитоаксессуаров «Яновичское разнотравье – мода на здоровье», мастер-классы по изготовлению объёмных скульптур из сена и мха, из железных прутьев «ЭкоУмелые ручки», тематические дефиле театра мод «Наследие» : «Бусліны спеў жыцця», «Рапсодия васильковых тонов», «Реквием васильковых тонов» - лауреат международного конкурса нетрадиционной моды в Латвии “Предмет. Вещь…”

Материалы центра востребованы на учебных занятиях по биологии, для проведения познавательных экскурсий, как для учащихся школы, так и для посетителей из других регионов нашей республики, а также ближнего и дальнего зарубежья (рис. 7).

Экологическое воспитание в учреждении образования осуществляется через весь образовательный процесс по направлениям:

формирование экологических знаний на учебных занятиях; (рис. 8).

формирование экологически правильного отношения к природным объектам через работу школьного эколого-краеведческого исследовательского центра “Яновичане”;

формирование умения сохранять и защищать уголок родной природы через природоохранную и трудовую деятельность;

формирование эстетического восприятия природы через школьный флористический театр мод “Наследие”.

Важную роль в формировании экологического сознания и творческих способностей играют объединения по интересам: “Сувениры”, флористический театр мод “Наследие” (руководитель Шикарёва Н. М.). Внеклассная воспитательная работа, проводимая в объединениях, предполагает использование различных видов деятельности и позволяет оптимально сочетать традиционные и инновационные формы и методы экологического, эстетического, трудового воспитания (рис. 9).

Работы членов объединения по интересам ”Сувениры“ стали победителями районного и областного этапов конкурса «Калядная зорка». Школьный театр мод успешно представил свои коллекции на областном фестивале ”Экология без границ “, районном смотре-конкурсе “Планета детства”, в городском празднике птиц, на областном фестивале «Дожинки - 2018».

Проводится системная работа по благоустройству территории учреждения образования, городского посёлка. На протяжении 3-х лет педагоги, учащиеся и работники учреждения образования разрабатывают и успешно воплощают в жизнь оригинальные ландшафтные проекты (рис. 10).

По итогам областного этапа республиканского конкурса «Украсим Беларусь цветами» ландшафтный проект «Яновичское местечко» (рис. 11). удостоен диплома III степени, ландшафтный проект «Гнездовье змееяда» - победитель(2-е место) Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации: «Оформление помещений, территории, участка» (рис. 12).

Проблемы экологического образования составляют органическую часть работы каждого участника: классного руководителя, учителя начальных классов, педагога-организатора, руководителя объединения по интересам, ученического самоуправления - и предусматривают систему связанных между собой мероприятий, формирующих экологическое мышление каждого человека (рис. 13). Именно формирование ценностного отношения к природе является важной воспитательной задачей по становлению экологической культуры учащихся [3]. Решению этой задачи способствует деятельность районного ресурсного центра по экологии (таблица 2).

Реализация проекта «Экошкола – вектор успешного развития региона» позволяет выработать экологический стиль мышления, экологическую культуру подрастающего поколения (рис. 14).

Литература

1. Захарова, С. Н. Гражданином быть обязан / С. Н. Захарова. - Мн. : УП «Пачатковая школа», 2003. – С. 170.

2. Прутченков, А. Музейная педагогика /А. Прутченков. -Воспитание школьников,2002.-№5.

3. Полонский, В. М. Инновации в образовании / В. М. Полонский. - Инновации в образовании, 2007. – №3

Фото №1 Экошкола вектор успешного развития региона Фото №2 Экошкола вектор успешного
Публикации по теме:

«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей «Условия успешного развития игры в детском саду» — круглый стол для воспитателейДетство - это не только беззаботная пора в жизни человека,.

Фотоотчет «Посткроссинг на городской методической конференции «Вектор успеха»Фотоотчет «Посткроссинг на городской методической конференции «Вектор успеха» Фотоотчет. Посткроссинг на городской методической конференции «Вектор успеха». Уважаемые гости, представляю вашему вниманию фотоотчет о.

Фотоотчёт об участии в городской методической конференции «Вектор успеха» в 2019 годуФотоотчёт об участии в городской методической конференции «Вектор успеха» в 2019 году Цель конференции: обмен опытом педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений дополнительного образования. В этом году многие.

Конспект познавательного занятия «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развитияКонспект познавательного занятия «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развития Конспект познавательного развития в группе раннего развития «Одеваем куклу Катю» Цель: Продолжать знакомить детей с одеждой и последовательностью.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути»Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., "ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а с другой стороны, речевое развитие - показатель.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Автор публикации:
Экошкола — вектор успешного развития региона
Опубликовано: 23 июня 2020 в 14:39
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД