Получи документы

Экспедиция по жизни и творчеству кузбасского поэта В. Д. Федорова для учащихся 6–7 классов

Ольга Еремеева
Экспедиция по жизни и творчеству кузбасского поэта В. Д. Федорова для учащихся 6–7 классов

Экспедиция

по жизни и творчеству В. Д. Федорова

Методическая разработка включает в себя мероприятие, посвященное людям Земли Кузнецкой.

Пояснительная записка

В век информационной революции, современных технологий и технического прогресса, очень трудно привлечь детей к чтению литературы. Уже не достаточно рассказать о том, как интересна книга, творчество её автора, необходимы новые формы и методы работы. Особенно важно ознакомить детей с творчеством писателей земляков, чьи произведения близки и понятны по духу, эмоциональным переживаниям, эстетическому восприятию. Поэтому свое мероприятие, я построила как экспедицию по жизни и творчеству кузбасского поэта В. Д. Федорова. Данная форма мероприятия позволяет не только знакомить с биографией поэта, но и учит школьников самостоятельно анализировать произведения, соотнося их с основными этапами жизни поэта. Мероприятие очень актуально на современном этапе жизни, так как помогает учащимся узнавать историю своего края, знакомиться с людьми, прославляющими свою Родину. Экспедиция по жизни и творчеству В. Д. Федорова входит в серию мероприятий, посвященных людям Земли Кузнецкой, что способствует воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции учащихся.

Публикация «Экспедиция по жизни и творчеству кузбасского поэта В, Д, Федорова для учащихся 6–7 классов» размещена в разделах

Цели:

формирование интереса к литературным произведениям писателей Кузнецкого края, через изучение жизни и творчества В. Д. Федорова.

Задачи:

расширять знания учащихся о творчестве В. Д. Федорова;

знакомить учащихся с биографией поэта;

работать над выразительностью чтения;

развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать в группе.

Оформление:

портрет В. Д. Федорова;

выставка произведений;

карта Кемеровской области;

календарь знаменательных дат из жизни В. Д. Федорова.

Оборудование:

аудиомагнитофон;

литературно-музыкальная композиция на стихи В. Д. Федорова «По главной сути»

Подготовительный этап:

За две недели до проведения мероприятия двум микрогруппам из 6 - 7 классов, в составе 3-5 учащихся дается задание :

Подробней познакомиться с жизнью и творчеством В. Д. Федорова;

Сделать подборку стихотворений к различным этапам жизни поэта.

Ход мероприятия:

Тишина, чуть слышно звучит музыка, и …

Ведущий:

Рожь тихонько качалась, и весь я

Замер, будто бы кто пригрозил,

В непонятном тогда равновесье

Молодых, неизведанных сил.

В непроглядную мглу пеленая,

Летний зной осенял деревца,

Вдруг явился, откуда – не знаю,

Тонкий облик родного лица.

Лоб сплетенные косы венчали,

А в глазах, где не видно ни зги,

Было столько суровой печали

И какой-то нездешней тоски.

Ведущий:

- Не правда ли прекрасное стихотворение, как картинка из сказки, таинственная и

волшебная, а написал его наш земляк – Василий Дмитриевич Федоров.

И сегодня мы с вами отправляемся в экспедицию по жизни и творчеству Василия

Федорова. А поможет нам в этом календарь знаменательных дат жизни поэта. И я

знаю, что вы тоже пришли не с пустыми руками, а хорошо подготовились к нашей

экспедиции.

педагог обращает внимание детей на календарь знаменательных дат

Ведущий:

- Год 1918…

Только что отгремела Октябрьская Социалистическая Революция. Тревожные, голодные годы, хаос, разруха…

В семье каменщика Дмитрия Федорова, рождается 9 ребенок Василий Дмитриевич Федоров.

Федоров родился в городе Кемерово, вырос в деревне Марьевка. Кемерово… Яйский район… Марьевка…

Педагог обращает внимание детей на карту Кемеровской области

Ведущий:

- В то тяжелое время почти ни чего не строили, как было каменщику, Д. Федорову прокормить свою многодетную семью? Надо перебираться в деревню к земле – кормилице, к родным…

- И так они переезжают в марьевку…

Медленно встает ученица …

- Марьевка стоит «на высоком берегу дневного русла. Под нею озеро, окаймленное зарослями черемухи и калины, за озером – заливные луга, устланные цветами, за лугами – быстрая пескаревая река с белесой гладью, с береговыми скулами выгибов, за рекой зеленый лес с темными пиками кедров и далекий туман…»

Ведущий:

- Ребята, ведь нам знакома – эта картина, красота природы нашего края. (Небольшая дискуссия о природе родного края)

Ведущий:

- Да, вы правы, все, что нас окружает, откладывает отпечаток на нашу жизнь.

Так и случилось с Василием Федоровым. Самые яркие впечатления, первые чувства – радостные и горькие. Чудо жизни. Красота. Все это открылось взору и душе ребенка здесь, в Марьевке, и определило его жизненное дело.

- Подумайте, какое Стихотворение подходит к этому периоду.

Ученица:

Как прекрасен

Над лесом

Зари окоем,

Как любезны в песках берега,

Как прекрасны

В наряде венчальном своём

По весне заливные луга.

И стою я

Притихший,

Смиряя свой нрав

Песнопением марьевских птиц,

И глядят на меня

Из некошеных трав

Голубые глаза медуниц.

Здравствуй, милый,

Кедрово – березовый край,

С этих лугов, где ноша легка.

Если есть в небесах

Хоть какой – нибудь рай,

В нем должны быть

Такие луга.

Ведущий:

- Хорошо, правильно…

Библиотекарь переворачивает календарь знаменательных дат.

Ведущий:

- Год 1923

- Какие события произошли в жизни Федоровых в этом году?

Ученик:

- Когда Васе было 5 лет, умер его отец. В последствии он сказал такие слова: «Отец… Хорошо помню… Лет пять уже было. да, лет пять. Отец идет рядом с лошадью, запряженной в телегу, - поднимается в гору… уходит от меня… больше я его никогда не видел.»

Ведущий:

- Да, для Федоровых наступили тяжелые времена, но семья выстояла. Дружно справлялись они со всеми проблемами, вместе работали и отдыхали. Мама, Ульяна Наумавна, хорошо знала народное творчество, песни, частушки. Она любила рассказывать свои сны, истолковывая их, предугадывая будущие события. Не здесь ли истоки «Снов поэта» - классически прекрасных новелл.

- Мы с вами готовы поговорить о сне «Хромовые сапожки», и так…

(Диалог о произведении, 2-3 минуты)

Ведущий:

- Молодцы, я с вами полностью согласна, в том что «сны поэта», воспринимаешь как реальнейшую реальность.

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Год 1933…

Ведущий:

- Василию Федорову 15 лет. А сколько всего уже было. Начинал он работать пастухом, был водовозом, пахарем, учетчиком фермы, младшим счетоводом, кассиром колхоза. А кем он стал в 15 лет?

- Правильно, помощником бригадира. А дальше, учеба в Новосибирском авиационном техникуме, а затем работа на Иркутском авиационном заводе.

И все это время В. Федоров писал стихи, в которых отражались его чувства, юношеская любовь, эпоха того времени.

Давайте подумаем, какое произведение больше всего подходит к этому периоду жизни поэта.

Ученица:

Люблю я день после дождя,

Слезами божьими умытый,

За кроткий взгляд, как у дитя,

И простодушный и открытый,

Люблю я день после дождя.

В такое время мир мне мил,

Как жизнь сама, как откровение,

Когда среди враждебных сил

Царит любовь и примирение.

В такое время мир мне мил.

Такое время длит мой срок,

Судьбой подаренной не слепо,

За что с пригорка свой цветок

Земля протягивает небу.

Такое время длит мой срок.

Люблю я день после дождя,

Поля, успевшие омыться,

Земля смеется, как дитя,

Когда ей сон о детстве снится.

Люблю я день после дождя.

Ведущий:

- Да, лирическое, замечательное произведение. Ведь молодость прекрасна.

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Год 1940…

Ведущий:

- Ребята, какое знаменательное событие произошло в жизни Федорова в этот год?

Ответы детей:…. (первая публикация стихотворения «К матери…»)

Ведущий:

Говорила о юность,

Вспоминала без радости

Свою юность отцветшую

Моя старая мать.

Говорил ей; не юность ли?

Повторял ей, не радость ли,

Если песню веселую

Можно вновь запевать.

Не уйдешь недолюбленной,

Не уйдешь недоласканной,

И о прожитом станешь ли

Горевать и рыдать?

Говорю ей, не радость ли?

Повторяю ей, не радость ли?

Если нам твои горести

Не пришлось повторять?

Скорби сердца не выбиться

Криком чайки подстреленной.

Счастью яркими перьями

В темноту не влететь.

Что ни, то красивое,

С каждым днем всё уверенней

По дороге намеченной

Мы идем молодеть.

Не вздыхай по ушедшему-

По истоптанной юности.

Радость в домик наш просится,

Принимай ее, мать!

Ведущий:

- Василий Федоров, становится знаменитым. Он к этому не стремился, ему помог друг. А как?

(Вспоминает биографию Федорова в этот период)

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Год 1941-1945…

Ведущий:

- Великая Отечественная война. Война, какое страшное слово. Сколько горя в этом слове. И эта беда наложила свой отпечаток на творчество В. Федорова.

Медленно встает ученица и под музыку произносит такие слова:

Цветы стыдливости полны,

Порой они лишь слабо брезжут,

В дни горя, бедствий и войны

Они нам на глаза не лезут.

Уйдет разлучница – беда,

Цветы приходят с доброй вестью

Есть торжество цветов, когда

Цветы и люди снова вместе.

Ведущий:

- Но все проходит, проходит и война, и наступает долгожданный мир. К этому событию есть замечательное стихотворение :

Мир

Как многозначно слово «Мир».

И небеса с их чудесами

И всё, что есть под небесами,

Мы называем словом «Мир».

Как многослойно слово «Мир»

У всех существ, у всех растений.

Их жизнь в любой её ступени

Мы называем словом «Мир»

Как многолико слово «Мир»

Все вещи, названные нами

Пленительными именами,

Мы называем словом «Мир»

Как разнятся его черты

В дистанции такой огромной:

Душевный мир и мир загробный,

Мир ужаса и красоты.

О, как желанно слово «Мир»!

Когда уже мильоны сгубят

И ужасы войны отступят,

Приходит долгожданный Мир.

Мир- мера чести и добру.

При неудаче и удаче

Стоять перед народом - значит

Стоять всё так же – на миру.

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Год 1947…

Ведущий:

- Ребята, какое знаменательное событие произошло в жизни Федорова в этот год?

Ведущий:

- Да, правильно, встреча с любимой женщиной.

(слушаем литературно – музыкальную композицию «Любовь»)

Ведущий:

- А какие события произошли на этом отрезке жизни Федорова.

(Обсуждение биографии)

Ведущий:

- Наиболее подходящие произведение, какое?

Читает ученик:

Три года живу я в столице,

Люблю я столицу… и вот,-

Когда она вся озарится,

То чем - то напомнит завод.

Припомнится город мне близкий,

И тут же представится мне:

Летят автогенные брызги,

Скользят по кирпичной стене.

И вдруг с ничего затоскую,

Да так, что сдержаться нет сил,

Я вспоминал тогда мастерскую

И цех, где я мастером был.

Представляю на миг лишь единый

Пролеты больших корпусов,

Бульдозеров гнутые спины

И вздохи чугунных прессов.

Рабочих - за именем имя

Проходят минутой такой,

И вот я представляю, что с ними

Работает мастер другой.

И может быть, так, между прочим,

Хорошую память храня,

Какой – нибудь старый рабочий

Ему говорит про меня:

- Москва, мол, кому не приснится,

И он- де, упрямый такой,

Уехал за песней в столицу,

А песня живет в мастерской.

И скажет еще, что теперь я

Решил поучиться и сам,

Охотно уйду в подмастерья

К московским большим мастером

Тогда неуемным желаньем

И верой наполнится грудь,

Что я свое прежнее званье

Сумею обратно вернуть.

Ведущий:

- Молодцы, хорошо знаете биографию поэта. Действительно, именно на этот период приходится творческий расцвет, жизнь поэта в Москве.

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Год 1970…

Ведущий:

- Но несмотря на успех, признание, поэт каждый год возвращается на свою малую Родину – Марьевку. У поэта – была особая вера в эту землю.

«Вот попью водицы из родника, поем черемши – и все болезни как рукой снимет.

А ведь вы же знаете, что Василий Федоров был болен. У него был тяжелое заболевание сердца.

(дискуссия с ребятами об этом периоде жизни Федорова)

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Год 1984…

Ведущий:

- «Я уже не с вами, я уже не тут, я в садах, где птицы райские поют»

А через три дня поэта не стало, не стало удивительного человека, который любил природу, свою Родину, который нес людям свет, доброту своими прекрасными произведениями.

- Сегодня звучало много стихов Василия Федорова, и у нас с вами получился

замечательный разговор о жизни и творчестве поэта. Пусть эти свечи горит в

память о великом поэте, художнике слова - Василии Дмитриевиче Федорове. А

для нас из глубины времени, прозвучит голос поэта со стихотворением «Прощай,

село, я сын твоих полей»

(Перед прослушиванием зажечь свечи).

Заканчивается экспедиция литературно – музыкальной композицией «По главной сути» в исполнении Марины Аристовой и Юрия Адаменко на стихи В. Д. Федорова

Спасибо!

Литература

1. Жил по совести поэт [текст] : научно – популярное издание/составитель Т. И. Малахова- Кемерово, 1990.- 148с.

2. Воспоминания о поэте Василии Федорове [текст] : сборник/ составитель Т. И. Малахова – Кемерово, 1987.- 288с.

3. Федоров, В. Д. Сны поэта [текст] : книга/ Советский писатель, 1988.- 272с.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Конспект НОД. Как написать?» 1. Для того, чтобы правильно написать конспект НОД по какой-либо деятельности, необходимо помнить о его структуре. Первое, с чего начинаем.

Методическая разработка «Битва под Москвой» Данная разработка представлена в рамках «Дня Воинской Славы» Цели: - Познакомить детей с соотечественниками, которые участвовали в обороне.

Методическая разработка «Предшкольная пора»Методическая разработка «Предшкольная пора» Предшкольная пора На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования. Преемственность.

Методическая разработка «Шкатулка рукоделия» .

Методическая разработка «Сюжетно-ролевые игры в жизни старших дошкольников»Методическая разработка «Сюжетно-ролевые игры в жизни старших дошкольников» Особое значение ДОУ придается предметно-игровой среде,т. к. основным видом деятельности ребенка является игра. Большое разнообразие игр детей.

Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки»Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки» Танец с веночками Кол-во детей: 6-8 девочек Возраст: 6, 7 лет. Атрибуты: веночки Музыка: «Улетай на крыльях ветра» А. П. Бородина в исп.

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр»Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр» .

Методическая разработка «Эмоции в жизни человека» В повседневной жизни человека разум всегда противопоставлялся чувствам, эмоциям. Первый - отождествлялся с гармонией, организацией, порядком;.

Методическая разработка «Ориентация в пространстве» Введение Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспедиция по жизни и творчеству кузбасского поэта В. Д. Федорова для учащихся 6–7 классов
Опубликовано: 16 июня 2016 в 15:49
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД