«Вода, свойства воды». Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе. Работа в научных лабораториях.

Татьяна Петухова
«Вода, свойства воды». Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе. Работа в научных лабораториях.

Тема: «Вода, свойства воды».

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

1. Углублять представления детей о свойствах и состояниях воды.

2. Подвести к пониманию того, что вода в зависимости от условий может быть жидкостью, твердым телом или газом.

3. Расширять представления о круговороте воды в природе, экологии воды.

4. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.

5. Формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

6. Воспитывать произвольное поведение.

7. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

8. Прививать бережное отношение к воде.

Обогатить словарный запас детей словами и словосочетаниями: макет (модель) планеты Земля, континент, суша, грунтовые воды.

Индивидуальная работа: оказать помощь в работе со схемами.

Оборудование: пластиковые стаканчики разной величины, две деревянные матрешки, воронка, кувшины, пластмассовые кубик и шарик небольшого размера, гуашь любого цвета, кисточка, соль, сахар, бутылочка аптечной мяты, стаканчики для пробы воды, широкий таз, салфетки, таблички с надписью «Лаборатория №…», бейджики.

Ход:

Загадка:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус).

Вопросы:

Что такое глобус? (Это макет, модель нашей планеты Земля).

Как вы понимаете словосочетание «макет (модель) Земли»? (Высказывания детей).

Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Что можно узнать о нашей планете Земля, посмотрев на ее модель, то есть на глобус? (Высказывания детей).

Верно. Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки.

Как вы думаете, почему на глобусе очень много синего цвета? (Высказывания детей)

Стихотворение:

Если на глобус нам посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть!

Но странный вопрос возникает тогда:

«Планета должна называться Вода

Вопросы:

Вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? Почему? (Оъяснения детей).

Что вы знаете о воде? Кому нужна вода и для чего? (Высказывания детей).

Звучит запись журчания ручья, ребенок читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде –

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране!

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит!

Рассказ воспитателя:

Да, для жизни человека вода имеет важное значение! Хотьна нашей планете очень много воды, не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. Нам нужна пресная вода! Какая это вода – пресная? Что вы о ней знаете? (Ответы детей).

Верно. Пресная вода – это вода без солей, а, как известно, в морях и океанах вода соленая, жить в такой воде и питаться могут только морские обитатели. Нашему организму такая вода вредна, поэтому люди берут воду из рек и подземных источников. Вначале вода поступает на специальные предприятия, где ее очищают от вредных примесей. Только после этого очищенная вода поступает по трубам в дома и квартиры. Питьевую воду нужно беречь, как вы думаете, почему? (Высказывания детей). А еще необходимо беречь питьевую воду потому, что запас пресной воды на нашей планете уменьшается из - за плохой экологической обстановки: иногда люди берут из водоемов воду для фабрик и заводов, а обратно выливают воду загрязненную, испорченную. А иногда, люди, отдыхая возле водоемов, моют в них машины, выбрасывают в реку или озеро остатки пищи, бумагу, осколки стекла, банки из – под консервов, пластиковые бутылки. Все это сильно вредит водоемам, они начинают болеть и вода в них становится грязной, отравленной. Даже купаться в такой воде нельзя! Так люди вредят сами себе. Поэтому нам особенно надо ценить и беречь чистую воду и всегда выполнять правила поведения во время отдыха у водоемов!

Как вода поступает в реку? (Ответы детей).

Кто может объяснить понятие «круговорот воды в природе»? (Высказывания детей).

Рассказ ребенка о круговороте воды в природе с использованием методического плаката.

Физкультурная пауза:

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре – (хлопки в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем, как дельфин. (извилистые движения двумя руками вперед)

Вышли на берег крутой и отправились домой. (шагаем на месте)

О чем сегодня мы ведем разговор? (ответы детей).

Чтобы уточнить и понять некоторые свойства воды, я приглашаю вас поиграть и посетить наши лаборатории. Что вы знаете о лаборатории, что там происходит и кто там работает? (ответы детей). Сейчас все превращаются в ученых для проведения опытов и экспериментов с водой. (пристегиваем «бейджики» с именем, можно шапочки «магистров»).

Предлагаю детям самим выбрать лабораторию, в которой они хотят провести экспериментирование с водой.

Инструкция:Вначале нужно провести эксперимент, затем подобрать его схематическую модель и выставить на мольберт.

Лаборатория №1. «Какой формы вода.

На столе маленькие кубик и шарик, большой стакан, узкая и широкая емкости, кувшин с водой.

Какой формы эти предметы? Изменят ли они форму, если их переложить в стакан? Почему? А если воду из кувшина перелить в другой сосуд (емкость, что с ней случится? Почему вода каждый раз меняет форму?

Что мы хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что получилось?

Вывод: вода – жидкость, она принимает форму того сосуда, в котором находится.

Выбираем схематическую модель эксперимента.

Лаборатория №2. «Какого цвета вода.

На столе один стакан с молоком, два стакана с водой, две игрушки, гуашь любого цвета, кисточка.

Как вы думаете, какого цвета вода? Как доказать, что вода не имеет цвета, она прозрачна?

Ставим игрушки сзади стаканов с водой и молоком.

Что получилось?

Вывод: через воду игрушка видна, через молоко – нет, значит, вода – прозрачная жидкость, она не имеет цвета.

Что хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что стало?

А можно ли прозрачную воду сделать непрозрачной? Какими способами?

Используем один из способов – добавим краску.

Что получилось?

Что хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что стало?

Вывод: вода – прозрачная жидкость, но ее можно сделать не прозрачной, если растворить в ней разные вещества.

Выбираем схематическую модель эксперимента.

Лаборатория №3. «Есть ли у воды вкус.

На столе кувшин с водой, два больших стакана, стаканчики, сахар комочком, соль, две ложки.

Предлагаем попробовать воду. Что можно сказать о вкусе воды?

Каким способом можно придать вкус воде?

Растворяем сахар, соль.

Пробуем. Что теперь можно сказать о вкусе воды?

Что хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что стало?

Вывод: вода не имеет своего вкуса; она получает вкус от веществ, которые растворяет.

Выбираем схематическую модель эксперимента.

Лаборатория №4. «Вода не имеет собственного запаха».

На столе стакан с водой, бутылочка аптечной мяты.

Предложить понюхать воду.

Есть ли у воды запах?

Добавляем капли аптечной мяты.

Предлагаем понюхать.

Что хотели узнать? Что для этого сделали? Что было и что стало?

Вывод: вода не имеет собственного запаха.

Выбираем схематическую модель эксперимента.

Лаборатория № 5. «Вода способна отражать предметы».

На полу таз с водой.

Что случится, если заглянуть в таз с водой?

Все заглядывают в него.

Что увидели в воде?

Где еще можно увидеть свое отражение?

Что делали? Что узнали?

Вывод: вода отражает все, как зеркало.

Выбираем схематическую модель эксперимента.

Рефлексия: Расскажите свои впечатления, когда работали «учеными» в лабораториях. Предлагаю продолжить изучение свойств воды на улице во время прогулки.

Стихотворение:

Наша планета – Земля

Очень щедра и богата!

Горы, леса и моря –

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Так сохраним же, друзья, родную планету - Земля!

Публикации по теме:

Методическая разработка. Проект «Волшебница вода» Проект «Волшебница вода». Рвачева Любовь Александровна. Вид проекта: информационно-исследовательский. По характеру: ребенок и природа.

Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников в старшей разновозрастной группе Тема: «Волшебница - вода» Основная идея, обоснование выбора: 1. Закрепление у детей знаний о разных состояниях воды в окружающей среде,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Вода, свойства воды». Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе. Работа в научных лабораториях.
Опубликовано: 20 марта 2013 в 11:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....