Светлана Андронова
Экспериментирование в работе с детьми раннего возраста
Экспериментирование в работе с детьми раннего возраста
Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества (Большая Советская Энциклопедия).
Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком.
В процессе эксперимента обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Публикация «Экспериментирование в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома является такие материалы как песок и вода.
Вода
Игры с водой - одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и возможностям ребят. К тому же они способствуют оздоровлению закаливанию детей. Ребята знакомятся с водой, учатся действовать с ней. В итоги у них развиваются творческие, исследовательские способности, эстетический вкус. Игры с водой особенно полезны для детей с заболеваниями органов дыхания и с неврозами. Вода оказывает релаксационное действие, снимает излишнюю тревожность, агрессивность, ощущение эмоционального неблагополучия.
Ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр – занятий под наблюдением воспитателя. Вода возбуждает ребёнка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают ладошки в воду, шевелят пальчиками. Воспитатель контролирует: вода прозрачная, ласковая, теплая (t +18, +20; 5-8 минут).
Для организации игр детей с водой в группах раннего и младшего дошкольного возраста используются надувные бассейны (тазики). Устанавливаются так, чтобы ребенок имел возможность играть с водой стоя. Детей раннего возраста учат ловить сачками рыбок, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать ее в ситечки и наблюдать, как она течет в отверстие.
Значение таких игр подчеркивали Е. И. Тихеева, Л. И. Гулицкая, Е. А. Флерина.
Следует уделять большое внимание руководству данной игрой, заложены большие возможности для развития у детей умственных способностей.
Обращать внимание на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной. Интерес детей к играм с водой можно объяснить стремлением к познанию их свойств.
С. Л. Рубинштейн (1989) и А. М. Леушина показали, что совершенство связанных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. Поэтому поводу Р. К. Аралбаева и Н. К. Кочутенко (1990) пишут «…положение требует, чтобы развитие словаря ребенка - дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятий мышления: следовательно, без пополнения знаний, развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут явиться причиной травм детей. Необходимо соблюдение правил безопасности. Опыты лучше проводить индивидуально или небольшими группами.
В связи с играми детей я увидела, что особенностью детского экспериментирования является :
1. свобода;
2. продолжительность опыта не регламентируется, так как ребенок может играть как 5 минут, так и час;
3. беседа с детьми во время экспериментирования.
В моей группе есть центр «Песка и воды». Я свою работу начала с воды. В утренний отрезок времени пускали с детьми кораблики, наблюдали, как он плавает, через определенное время кораблик тонул. Почему? Бумага намокла. Так в процессе появилась игра «Тонет - не тонет». Когда у детей стал пропадать интерес к корабликам, стали опускать различные предметы, где у детей появился интерес к предметам, которые тонут, а какие нет. Появился вопрос, например, «Колесо, будет плавать?». Предлагала попробовать, где дети сами устанавливали причинно – следственные связи и делали вывод.
Также в процессе игры я обучала детей не только аккуратно налить воды, не пролив мимо, но и чтобы опять поддержать интерес, воду постоянно окрашивала в разные цвета: желтый, красный (сок, морс). Дальше я обыгрывала эту игру с куклами (брала 2 – 3 куклы по количеству кружки). Предложила детям попробовать самостоятельно налить воду в кружки куклам. Вода стала проливаться на стол, в результате игры появилась новая игра «Есть лужа - нет лужи». Перед детьми ставился вопрос : «Что нужно сделать, чтобы не было лужи?» Был вопрос «Чем можно вытереть?». Детям было предложено несколько вариантов (губка, тряпка, бумага, салфетка и т. д.). Делали вывод: что тряпкой и губкой можно вытирать - они впитывают воду. Также предлагала вытереть салфеткой, ватой, бумагой. Дети видели, что они не впитывают воду. Тем самым дети сами приходили к выводу о свойствах и качествах материалов.
Через короткий промежуток времени, когда детьми был накоплен определенный опыт игр с водой, предлагались более сложные игры. В процессе, которых провоцировала детей задавать вопросы, по возможности самостоятельно находить ответы на заданные вопросы.
На закрепление цвета с детьми играли в «Разноцветную воду» - в баночку с водой добавляли несколько капель краски и наблюдали, как меняется цвет, брала основные цвета - красный, синий, желтый. В результате этого появилась новая игра «Видно – не видно», где учила детей видеть и называть, что вода бывает прозрачной и не прозрачной. В процессе игр нужно постоянно поддерживать интерес. Благодаря этим играм развивается активный словарь детей, интерес к экспериментированию.
Также игры с водой можно организовать на воздухе. Детское творчество здесь неиссякаемо – легко решаются самые смелые замыслы: проходят лодки, купаются игрушки, вертятся мельницы. Игры эти полезны тем, что дети знакомятся со свойствами материалов. С удовольствием играют с водой - выливая и наливая в ведерки, делая волны.
Играть с водой можно и в естественных и искусственных водоемах: у таза или в бассейне, но время, условия и игрушки везде разные и по-разному развертывается игра.
Игрушки для игр с водой разнообразны по возможностям использования, по формам и материалу. Это игрушки из резины, целлулоида, поролона, дерева, металла. Прежде всего, флот – лодки, корабли, катера. Малышей занимает просто плавание игрушек в воде. Маленьким детям можно давать резиновые фигурки людей и животных. Среди резиновых игрушек есть водоплавающие птицы – утки, гуси, есть рыбки.
Для детей всех возрастов вода всегда притягательна благодаря ее подвижности и доступности силам ребенка.
Песок
Вторым материалом, позволяющим лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства универсального строительного материала является песок. Любому ребенку игры с песком доставляет большое удовольствие.
Песок это идеальный материал для проведения экспериментов. Малышей может удовлетворять пересыпание и ссыпание песка в машины, ведерки, выкладыванием пирожков.
Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять психологические зажимы у пассивных детей, снимают тревожность, насыщает радостью.
С маленькими детьми мое участие в играх необходимо. В процессе игры я называю, уточняю, а иногда изменяю, состояние материалов, их свойства, показываю последовательность игровых действий.
Например: Я предлагаю полить песок, напоминаю, когда он сырой, с ним хорошо играть. «Что из влажного песка можно сделать?» Во время поливки песка задаю вопросы «Почему не видно в песке воды? Куда она делась?». Дети вместе со мной приходят к выводу, что песок сырой.
Обращаю внимание ребенка на то, что песок может быть сухим и влажным. Сухой песок рассыпается – из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Показываю, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже с бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку. На песке можно оставлять следы, отыскать в песке спрятанную игрушку, рисовать палочкой, пальцем. Из песка можно строить дороги, башни. Обыгрывать их.
Игры с песком относятся к любимым играм детей. Только на прогулке в тёплое время года дети имеют возможность полностью удовлетворить своё желание действовать с этим природным материалом. Дети могут подолгу играть с песком, исследовать его свойства.
Без руководства взрослого дети приобретают некоторый опыт по цвету и на ощупь различают качества песка (сухой или мокрый). Сухой песок дети оставляют без внимания, а из мокрого делают постройки, формируют куличики.
Детям было интересно играть с окрашенным песком. Я окрашивала песок краской для тканей в разные цвета, и мы работали с ним. Окрашенный песок мы использовали сухим.
С цветным песком мы играли в игры: «Радуга», «Цветные дорожки», «Цветной дождь»
Я считаю, что песочные игры очень актуальны в настоящее время и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а так же происходит развитие мыслительных операций, синтеза, сравнения и пр., обязательно речевое развитие, игры положительно влияют на эмоциональный настрой ребенка (тем более во время адаптации).
Вывод
Таким образом, у детей стала более развита мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, речь стала более активной, выразительной. В речи детей стали появляться такие слова как мокрый, сухой, сыпать, рыхлый, тяжелый, липкий, полная, песочная и др. В адаптационный период игра с песком благоприятно воздействовала на вновь поступивших детей. В этот период дети при игре с песком меньше скучают по родителям, игра вызывает у них положительные эмоции, дети могут длительное время перебирать пальцами песок. При игре с песком с легковозбудимыми детьми по моим наблюдениям было замечено, что дети во время игры более спокойные, пассивные дети становятся раскрепощенными. Эти игры насыщают ребенка радостью. В играх у детей стали более ярко выражены умственные и творческие способности, что заметно на занятиях и в повседневной жизни. Дети обыгрывают свои постройки, пытаются сами создать домик. Дети добавляют в свои постройки природный материал (шишки, камешки) без помощи взрослого.