Папки-передвижки

Эмоционально-экспрессивные игры как средства развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Оксана Самарина
Эмоционально-экспрессивные игры как средства развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Эмоционально-экспрессивные игры как средства развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Актуальность:

В настоящее время остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах ребенка.

В специализированные учреждения чаще поступают дети:

- уже давно лишенные родительского внимания;

- имеющие неблагополучную наследственность;

- имеющие множество заболеваний.

Публикация «Эмоционально-экспрессивные игры как средства развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в условиях дома ребенка» размещена в разделах

Следовательно, наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство[5, c.14]. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость)

Не случайно многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, К. Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что эмоциональная сфера относится к базовым основам личности, к ее «центральному звену», к первичной структуре, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности, ориентацию в окружающем мире[3, c.14].

Период раннего детства – наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия, и возможности ребенка этого возраста очень велики. Более раннее начало коррекционной работы и создание адекватной коррекционно – развивающей среды в условиях дома ребенка, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития ребенка.

Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важнейших источников его чувств. Ребенок непосредственно зависит от старшего. Уже с младенчества он настойчиво добивается положительных эмоциональных реакций. На фоне этой зависимости в условиях преимущественно положительных отношений и происходит первичное усвоение норм поведения. В повседневной жизни взрослые предъявляют к ребенку определенные требования, и чтобы быть признанным взрослым, ребенок стремится выполнить эти требования. Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развития[1, c.14].

Таким образом, изучение развития эмоциональной сферы детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах ребенка является актуальным.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей раннего возраста находящихся в доме ребенка.

Предмет: особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в доме ребенка.

Цель: развития эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством эмоционально – экспрессивных игр

Задачи:

• познакомить детей с основными эмоциями : интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;

• дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;

• обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

• научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.

• учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике

развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;

• формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции

развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния.

Гипотеза:

? развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста будет происходить успешно, если проводить эмоционально-экспрессивных игр и упражнения, направленные на дифференциацию и выражение эмоций, а также на осознание и принятие практических ситуаций во время режимных моментов.

Для достижения поставленной цели мы в своей работе используем: эмоционально-экспрессивные игры («Эмоциональные зверята», «Веселые – грустные», «Найди пару», «Облака») и упражнения, для научения детей распознавать чувства и эмоции по мимике лица взрослого и видеть изменения выражения своего лица в зеркало («Встретили знакомого взрослого» (улыбаются, «Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот, «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза и т. д.) [6, c.21].

Позитивное влияние этих игр на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено их особыми эмоциогенными свойствами : наличием воображаемых ситуаций, ролевых воплощений и игрового азарта, возможностью инсценировки движений, характерных для эмоционального состояния героя.

При проведении эмоционально-экспрессивных игр необходимо учитывать:

- специфику моторного выражения каждой эмоции, побуждать детей демонстрировать различные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление и т. д.);

- последовательность в усложнении игр, способов их организации: от игр, предполагающих повторение действий по образцу, к играм, предполагающим завершение начатых взрослым действий и к играм, побуждающим самостоятельные импровизации с реальными и воображаемыми предметами;

- последовательность во введении отдельных составляющих экспрессивного выражения эмоций : сначала игры с включением экспрессивных элементов, которые наиболее подвластны управлению и самоконтролю (жесты, мимика, затем – игровой материал, предполагающий принятие детьми различных поз, демонстрация голосовых импровизаций[4, c.8].

Руководящая роль педагога состоит в следующем:

- в непосредственном участии в игре, побуждающем детей к подражательным действиям, повтору действий за педагогом.

- в эмоционально – насыщенных комментариях, которые используются: перед проведением игры; в конце игры с целью выведения детей из воображаемой ситуации.

- в последовательном усложнении способов организации игр.

Вывод:

Таким образом, мы считаем, что эмоциональная сфера относится к базовым основам личности, к ее «центральному звену» (Л. С. Выготский, к первичной структуре, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности, ориентацию в окружающем мире. Эмоции, оказывая влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процессы познания и отражения действительности[2, c.23].

Следует отметить, что чем младше ребенок и больше его беспомощность, тем сильнее он зависит от условий, в которых живет. Благополучие ребенка в период раннего детства тесно связано с особенностями окружающей его среды. Именно в эти первые годы жизни развитие ребенка в огромной степени определяется теми условиями и впечатлениями, которые он получает для своего развития.

Период раннего детства – наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия, и возможности ребенка этого возраста очень велики. Более раннее начало коррекционной работы и создание адекватной коррекционно – развивающей среды в условиях дома ребенка, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития ребенка [7, c.72].

ЛИТЕРАТУРА

1. Варфоломеева С. В. Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста [Электронный ресурс] // ВАЛЕОЦЕНТР. - Режим доступа: https://www.valeocentre.ru/buklet_2.html

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоционально-экспрессивные игры как средства развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в условиях дома ребенка
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 19:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД