МААМ-картинки

Эмоционально-экспрессивные игры как средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста

Гульфия Садыкова
Эмоционально-экспрессивные игры как средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста

Актуальность

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности.

Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка, в котором возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения и ребенок сам начинает определять свою собственную деятельность. Возникновение произвольного поведения является предпосылкой социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Основы социально - коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его поведение, отношение к миру, самочувствие среди людей. Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного [1].

Публикация «Эмоционально-экспрессивные игры как средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с недоразвитой эмоциональной сферой. К типичным проявлениям этого состояния у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, бедность эмоциональной экспрессии, эмоционального выражения и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких состояний легко возникают трудности связанные с межличностным взаимодействием, который приводит к нежелательным последствиям в виде разобщенности, изолированности ребенка от сверстников, доминирования собственных интересов, неумения не только учитывать содержательную линию поведения сверстника как игрового или делового партнера, но и снижению стремления понимать его намерения. Также вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии и взаимодействия с другими людьми [2].

Не зря одной из задач социально-коммуникативного направления в соответствии с ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Для решения этой задачи социально-коммуникативного направления, я использую комплекс эмоционально-экспрессивных игр. Позитивное влияние этих игр на эмоциональную сферу дошкольников обеспечивают их особые эмоциогенные свойства : возможность инсценировать движения, характерные для эмоционального состояния героя; наличие воображаемых ситуаций и ролевых воплощений; возможность моделировать эмоциональные проявления, благодаря чему весьма продолжительное время поддерживается высокая мотивированность детей.

Эмоционально экспрессивные игры направлены на развитие умения у детей воплощать различные ситуации из жизни животных (имитация повадок, способов передвижения, звукоизвлечений) и передавать эмоциональные состояния литературных героев путем персонификации и т. д. В эти игры преднамеренно закладывается материал, побуждающий дошкольников проявлять собственные эмоциональные переживания в ходе совершаемых действий. Эмоционально игровой контекст в этих играх учитывает возрастные особенности детей пятого года жизни и носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Содержательную основу этих игр составляют не только произведения детской художественной литературы, но и загадки со стихотворным текстом, рассказы педагога.

Побуждая детей к эмоциональному самовыражению, эти игры создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости, гибкости телодвижений и т. д. Само содержание и последовательность выполнения игровых действий в них предполагают преднамеренное расширение способов экспрессивного выражения эмоций и совершенствование таких форм эмоционального реагирования, как эмоциональная дифференциация, идентификация и обособление.

Основными педагогическими задачами по развитию эмоциональной экспрессии у детей среднего дошкольного возраста являются следующие :

1. Развивать эмоциональную экспрессию, ее моторные механизмы: невербальные (мимические, пантомимические, жестикуляционные) и вербальные (слова, звуки, фразы);

2. Развивать основы выразительности внешних эмоциональных проявлений, интерес к имитационным действиям;

3. Поощрять интерес детей к созданию выразительных образов, самостоятельность в проявлении радости, страха, печали, злости, удивления.

В среднем дошкольном возрасте содержание эмоционально экспрессивных игр направлено на развитие всех компонентов, составляющих эмоциональную экспрессию : жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации. Кроме образной передачи движениями состояний радости, грусти, злости, страха, вводится состояние удивления. В эмоционально экспрессивных играх весь путь от зарождения экспрессивных проявлений до их демонстрирования контролируется «культурным контекстом» игры, сюжетом, игровой ролью.

Рассмотрим на примере следующие эмоционально-экспрессивные игры.

В магазине игрушек

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни – игрушки, другие – покупатели. «Игрушки» занимают место на полках (садятся на стулья, становятся на скамейки). При этом каждая «игрушка» должна придумать движения, которые она будет демонстрировать перед «покупателем». Затем педагог, исполняющий роль «продавца», открывает «магазин», произнося слова:

Где живут игрушки?

В специальном магазине.

Там куклы и машины

Стоят в цветной витрине.

Пойдем мы с вами вместе

В красивый дом большой,

Там мячики и трости,

Грибочки под сосной.

Давайте поиграем

В любимые игрушки:

«А ну ка, отгадайте,

Какие здесь зверюшки?»

«Покупатели» делают свой выбор. «Продавец» заводит по очереди каждую выбранную игрушку. «Игрушка» продается в том случае, если «покупатель» угадывает ее название.

При повторении игры дети меняются ролями: «покупатели» становятся «игрушками», а «игрушки»«покупателями».

Бабушкины загадки

Педагог, переодевшись в костюм бабушки загадушки, приглашает детей пообщаться с ней. Далее педагог предлагает отгадать загадки и изобразить характерные повадки, способы передвижения различных животных. Варианты загадок такие.

1. Все жужжит она, жужжит,

Над цветком она кружит.

Села. Сок с цветка взяла,

Мед готовит нам… (пчела).

2. И в лесу мы, и в болоте.

Нас всегда везде найдете –

На полянке, на опушке.

Мы – зеленые… (лягушки).

3. Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок.

Голос мой визглив и звонок.

Я веселый… (поросенок).

4. Он всю зиму в шубе спал,

Свою лапу все сосал.

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной… (медведь).

5. Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле. (Белка.)

6. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (Заяц.)

Старушка веселушка

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог, читая текст, предлагает детям изобразить различные эмоциональные состояния старушки веселушки:

Я, старушка веселушка,

Люблю петь и танцевать…

А еще люблю кривляться.

Давайте вместе повторять.

Улыбнусь, потом нахмурюсь,

Удивлюсь и разозлюсь,

Испугаюсь, вновь нахмурюсь

И опять всем улыбнусь.

Эмоционально –экспрессивные игры проводятся в рамках реализации рабочей программы воспитателя по театрализованной деятельности в средней группе «Волшебный мир театра».

Таким образом, развивая эмоциональную экспрессию детей мы сами принимаем ролевое участие в игре, развиваем у детей умение входить в образ, умение передавать собственные переживания в ходе совершаемых игровых действий, а также поддерживаем инициативу и самостоятельность детей в оформлении экспрессивных проявлений. Эмоционально-экспрессивные игры способствуют развитию основ выразительности внешних эмоциональных проявлений, развивают интерес детей к созданию выразительных образов.

Итак, выше сказанное позволяет нам сделать выводы о том, что эмоциональная сфера выступает важной составляющей в развитии личности дошкольников, поскольку никакое общение и взаимодействие не будет результативным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями. Все это обусловливает успешность общения ребенка со сверстниками и взрослыми, определяет адекватность реакций на жизненные события, влияет на адаптацию к новым условиям жизнедеятельности [3].

На этом наша работа не заканчивается, так как эмоциональное развитие детей предполагает педагогическую работу в 4 основных направлениях:

I. Развитие опыта эмоционального реагирования.

II. Развитие эмоциональной экспрессии.

III. Развитие представлений об эмоциях.

IV. Овладение словесными обозначениями эмоций. Активизация словаря эмоциональной лексики.

Развитие эмоциональной экспрессии детей мы с вами и рассмотрели на примере эмоционально-экспрессивных игр.

Список использованной литературы

1. Гаврилушкина, О. П., Малова, А. А., Панкратова, М. В. Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 2. С. 5–16. URL : https://psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/52248.shtml ( дата обращения: 27.03.2016)

2. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-метододическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Часть 1. / Н. С. Ежкова. М. : ВЛАДОС, 2010 г. 91 с.

3. Скоркина, Е. С. Развитие эмоциональности у дошкольников в детском образовательном учреждении // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 105–109.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста – предметный,.

Сотрудничество с кукольным театром как фактор социально-коммуникативного развития детейСотрудничество с кукольным театром как фактор социально-коммуникативного развития детей Социально-коммуникативное развитие детей предполагает решение задач, направленных на овладение ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе,.

Декоративная аппликация как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста В сложившейся ситуации в экономике остро стоит проблема импортозамещения. В этой связи техническое образование в России выходит на лидирующие.

Дидактические игры и задания для развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста Работа по исправлению недостатков звукопроизношения состоит из трех основных этапов: подготовительные упражнения; постановка (вызывание).

Настольные игры с правилами как средство коммуникативного взаимодействия и познавательного развития детей Сегодняшнее методическое объединение посвящено определению условий для развития коммуникативных взаимодействий и познавательной активности.

Работа в диадах как средство социально-коммуникативного развития дошкольников Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях.

Традиции как средство социально-нравственного развития детей дошкольного возраста Филина М. В., Макарова Т. К. Ломейер О. Л., Ералинова С. М. БДОУ г. Омска "Детский сад № 219 общеразвивающего вида г. Омска" Традиции как средство.

Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. ВидеоТанец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоционально-экспрессивные игры как средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 сентября 2016 в 14:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД