Татьяна Веретнова
Занятие по гендерному воспитанию в подготовительной группе «Легенда о двух половинках»
Подготовила ВЕРЕТНОВА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА, воспитатель ВКК МБДОУ «Детский сад №8» города Усолье-Сибирское Иркутской области
Цель: Создавать условия для развития гендерной принадлежности старших дошкольников.
Задачи:
• Продолжать учить детей идентифицировать свою половую
принадлежность, связанную с физическими возможностями
девочки/мальчика, мужчины/женщины.
• Формировать стремление утвердиться в половой принадлежности, учить придерживаться социальных требований в общении с окружающими.
Публикация «Занятие по гендерному воспитанию в подготовительной группе „Легенда о двух половинках“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
• Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе, толерантное отношение к увлечениям и понимание равных прав на выбор мальчиков и девочек.
Ход занятия:
1. Звучит музыка «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши ….». Дети парами входят в группу, мальчики с девочками за руку. Встают в круг.
2. Введение в тему.
-Посмотрите, что у меня есть - это газета. Как вы думаете про кого?
Давайте вспомним, чем отличаются мальчики от девочек, а девочки от мальчиков, а помогут нам в этом «Веселые фанты». Дети парами идут за мной к доске, на которой висит газета «Веселые фанты». На фантах написаны загадки – обманки – слушайте внимательно и отвечайте, кто это мальчик или девочка? У меня есть волшебная палочка, на кого она покажет, тот снимает фант (загадка) :
Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только…
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только…
Болтали час без передышки в цветастых платьицах…
При встречи всех помериться силенкой, конечно, любят лишь…
У кого на курточке пять карманов или шесть.
Носовой платок – не знаю, а рогатка точно есть.
Авторучка, батарейки, ремешки от телогрейки,
Кто же это: робот, мальчик или девочка?
«Что будет, если… (на Земле не будет мужчин, мам, останутся одни дети и т. п.)» - развивать творческое воображение, учить предвидеть результат, делать самостоятельные выводы
3. Игра «Интервью».
Сейчас мы поиграем в игру «Интервью», вы будете по – очереди брать микрофон, и давать интервью, т. е. рассказывать, как вас зовут и кто вы? мальчик или девочка и чем вы любите заниматься?
Начнем с меня: меня зовут Татьяна Петровна– я женщина, я люблю детей и поэтому я работаю в детском саду (дети представляются).
-Теперь мы узнали друг о друге больше – о вас мальчиках и девочках. Вы, как будто две половинки одного целого. А ведь по одной легенде так и было.
4.«Легенда о двух половинках».
Хотите узнать эту легенду о двух половинках. Садитесь по удобнее и приготовьтесь слушать и смотреть.
(Рассказываю легенду в сопровождении с показом слайдов)
ЛЕГЕНДА
1. Это было давным-давно. Людей тогда не было и в помине…
2. В те стародавние времена Землю населяли странные существа – добрые и могучие. Назывались они андрогены. И не было им равных на Земле по силе и уму.
У них было две головы, четыре ноги и четыре руки. Но самое главное их отличие заключалось в том, что все они жили счастливо.
3. Позавидовал их счастью Злой Дух. Раздосадовал.
Стал думать, как украсть счастье? И придумал.
4. Разрубил он эти замечательные существа на две половинки.
Одну половинку назвал «мужчиной», а другую – «женщиной».
5. А чтобы не соединились они вновь, перемешал половинки и разбросал по всей земле, как семена. И стали называться эти семена – человечеством.
С тех пор несчастные половинки бродят по свиту, маются, ищут друг друга.
Ни покоя, ни силы былой, ни счастья в их жизни не стало.
6-7. Но если двум половинкам все-таки удается найти друг друга, рушатся заклятие Злого Духа, соединяются они в одно существо, как в стародавние времена и обретают вновь и счастье и силу.
8. Имя той силы – ЛЮБОВЬ.
Вы послушали древнюю легенду, и посмотрели, а теперь скажите, в чем заключается счастье людей? (Ответы детей) .
Какая сила помогает людям быть счастливыми?
В легенде так и говорится : «Имя той силы – ЛЮБОВЬ».
А теперь давайте вместе разберемся, в чем заключается ваше счастье и счастье всех детей Земли?
Помните, с чего начались несчастья андрогенов?
С разделения и потери друг друга.
А знаете ли вы, чьей половинкой являетесь?
А потеряли ли вы свою половинку? (У каждого есть мама и папа)
Какая сила связывает вас с вашими мамами? (ЛЮБОВЬ)
Вот и выходит, что вы – счастливые.
Создалась семья, а кем были и кем будете в семье?
5. Поиграем в п/и «Угадай кто вы»
Звучит бубен. Дети присаживаются на корточки, произвольно располагаясь по группе, воспитатель называет слова, относящиеся к определённому полу, а дети этого пола подпрыгивают, говоря: «Это мы». Например, девочка, девушка, женщина, бабушка; мальчик, парень, мужчина, дедушка.
6. «Предмет — мужчина, предмет — женщина».
Но даже предметы, которые нас окружают имеют черты женственности и мужественности.
Педагог предлагает рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш и др.) и представить, каким бы он был, если бы был человеком (мужчиной или женщиной). Дети обыгрывают эти предметы, изображая их взаимодействие, посредством жестов или речью.
7.«Кто живет в твоем сердце».
Кто бы ни был ты – мальчик или девочка, мужчина или женщина, давайте узнаем, что живет в твоем сердце.
Дети рассматривают карточки символы: солнышко — доброта, травинка — чуткость, нотка — нежность, рука — самостоятельность и т. д., отбирают те, которые, на их взгляд, обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки.
8. Проводится физкультминутка.
Девочки и мальчики
Разомнем-ка пальчики.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Умеют наши ручки
Лепить и рисовать,
А маленькие ножки
Бегать и играть.
9. - С мальчиками и девочками могут произойти разные ситуации.
Представьте свои действия в предлагаемой неприятной действительности. Прежде, чем что-то сделать, следует остановиться, подумать: кто ты, мальчик или девочка? как должен повести себя мальчик (девочка, чтобы избежать неприятностей?
Примеры ситуаций:
1. Алеша и Дима, играя, не поделили машину. Что может произойти, если никто из них не хочет уступить? Как решить конфликт по-мужски?
2. Мама просит Свету убрать игрушки за собой и положить их на место. Что будет, если Света выполнит мамину просьбу? А если откажется?
Модель поведения для мальчиков
1. Ты едешь в трамвае, сидишь у окна. Входит женщина. Ты уступаешь ей место? Продолжаешь сидеть и смотреть в окно? Взбираешься на колени мамы?
2. Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Что ты делаешь в такой ситуации? Зовешь старшего брата или маму? Сам заступаешься за девочку?
Модель поведения для девочек
1. Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуто пальто. Шапка съехала набок. Ты помогаешь Алеше привести себя в порядок? Жалуешься воспитателю на небрежный вид мальчика? Не замечаешь непорядок в одежде Алеши?
2. Мама заболела. Ты будешь заботиться о ней? Или продолжишь играть как ни в чем не бывало? Станешь капризничать?
Ребенок моделирует ситуацию не только словесно. С помощью графических средств или демонстрационного материала он должен продумать и обозначить свои связи, отношения и действия с теми людьми, кто находится с ним в одной ситуации.
10. «Секретные совещания»
Задание. Собраться мальчикам на «совещание» и решить, что приятного, доброго, полезного они могут сделать для девочек и наоборот- девочки для мальчиков.
11. Игра «Подарок»
Ход игры. Дети, чередуясь (мальчик-девочка, образуют круг. По предложению водящего (воспитатель) преподносят соседу воображаемый подарок: руками изображают, что дарят, говоря при этом что-то приятное. Водящий дает установку: «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу (соседке)». По окончании
игры спрашивает, что подарили. Предлагает сопоставить, насколько верно сосед (соседка) понял преподносимый дар. Дети, в свою очередь, делятся впечатлениями о том, какие они испытали чувства, получая или преподнося подарок.
12. -Молодцы! А сейчас садитесь, закройте глаза. … Представьте, что возник цветной экран, как экран телевизора. На экране вы видите все наше занятие от начала до конца. Вы видите игры, в которые мы играли, вы слышите слова, которые мы произносили. Вспомните, хотя бы одно из этих слов … откройте глаза.
Давайте с вами построим «пирамиду любви» из этих слов (воспитатель называет слово любовь и протягивает руку вперед, затем каждый ребенок называет слово любовь и кладет руку сверху).
13.«Игра пирамида любви»
Какая высокая получилась пирамида! Вы чувствуете тепло рук? Пусть в ваших семьях всегда будет тепло и уютно, а здоровье ваше будет таким же крепким, как наша пирамида.
Вам понравилось наше занятие сегодня? Что понравилось больше всего!