Занятия художественно-эстетического цикла «Петушок да курочка» по лепке и росписи дымковских игрушек в старшей группе

Марина Артемкина
Занятия художественно-эстетического цикла «Петушок да курочка» по лепке и росписи дымковских игрушек в старшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 72 Лазаревского района г. Сочи

Воспитатель: Артемкина Марина Павловна апрель 2016г.

Занятие 1. Забавные птицы.

Лепка дымковской игрушки — петушка и курочки.

К моменту проведения этого занятия дети уже знакомы с дымковской игрушкой, основными приемами ее лепки. Воспитатель с детьми входит в «светелку». Их встречает Матрена (другой воспитатель) в русском сарафане, и фартуке, украшенном дымковским узором.

Матрена. Милости просим, гости дорогие в мою светелку!

Воспитатель. Посмотрите, в каком нарядном, красивом фартуке нас встречает хозяйка светелки Матрена. Из каких элементов состоит узор на ее фартуке? Дети отвечают.

Матрена. А я не одна здесь такая красивая. У меня есть вот такие игрушки: петух да курица! Как называются эти игрушки? В чем особенность дымковской игрушки? (они из красной глины лепятся). Почему они получили такое название – дымковские? Чтобы игрушки стали прочными и не ломались, их закаляли на углях в печи. Обжиг проводили в зимнее время года, когда топились печи, дым шел из труб в каждом доме – избе, поэтому деревню, где делали эти игрушки назвали – Дымково, а игрушки - дымковскими.

Деревенька-невидимка – до того она мала –

Утонула в сизой дымке, притаилась, залегла.

Избы, избочки, избушки. Тает Дымково в дымах.

В избах делают игрушки: куры, барыни в санях.

Ярки, красочны, нарядны, позолота, ободок.

И оборочка. отрадно: был бы – глины лишь комок!

Матрена. Рассмотрите моих дымковских птиц — петуха да курицу.

Петушок, петушок.

Золотой гребешок,

Ты подай голосок

Через темный лесок,

Через лес, через реку,

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку».

Квохчет курица наседка:

- Червяка нашла я деткам!

К дому мчится во весь дух:

- Похвали меня, петух!

У петуха богатое оперение, волнообразное, как меха у гармошки.

Но курица и петух отличаются друг от друга по внешнему оформлению. Какие отличия вы заметили? Дети отвечают.

Матрена. Да, хвост у петуха богаче, на нем больше волнообразных перьев, а гребешок, как корона.

Давайте, ребята, слепим такую птичку. А с чего ее начинать лепить?

Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается головка с шеей и хвост, а потом прикрепляются гребешок и крылья.

Матрена. Сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусочек глины, раскатываю, а затем немного сплющиваю. Полученную пластину делю пополам, чтобы получилось два крыла. Затем к туловищу птицы прикрепляю крыло. Тщательно примазываю его. Потом прищипываю края крыла так, чтобы оно получилось волнообразным. А кто скажет, как лепить корону-гребешок?

Сначала надо слепить пластину, затем прилепить ее к голове петушка, соединить края и прищипнуть их.

Матрена. А для чего нужна вода, тряпочки? Чтобы сделать поверхность игрушки гладкой.

Матрена. Приступайте к работе.

Матрена и воспитатель проверяют, правильно ли дети используют приемы лепки. Помогают ребятам советом, ведут индивидуальную работу.

В конце занятия Матрена оценивает работу детей. Дети рассказывают о понравившихся им игрушках. Матрена предлагает детям просушить игрушки, для будущей росписи.

Занятие 2. Роспись вылепленных птиц по типу дымковской.

Сказочные птицы.

Матрешка. Утро доброе! Проходите в «светелку-рукодельницу»! Ваши птицы просохли, я их в печи обожгла. Сейчас мы с вами будем художниками. Сначала забелим птиц, используя меловую белую краску покроем формы игрушек, а затем будем украшать наших птиц так, чтобы они получились как настоящие дымковские.

Давайте обратим внимание на особенности дымковской росписи. Уточнение элементов росписи и их цветовое решение с использованием пособия. Чем вас привлекает дымковская игрушка? Дети отвечают.

Матрена задает детям вопросы:

• Из каких элементов может состоять дымковский орнамент? (линии прямые и волнистые, широкие и узкие, точки, кольца, круги, капельки, дуги)

• Какие цвета чаще всего используют художники (красный, зеленый, синий, желтый (золотой)

• Как правильно пользоваться красками?

Дети отвечают.

Матрена. Сначала надо одним цветом нарисовать крупные элементы кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первый слой краски высох. А теперь подумайте, какими узорами вы распишете свои игрушки и приступайте к работе.

Матрена рассматривает детские работы. Предлагает оформить выставку.

Матрена. Как только птицы попали на эти полки, они ожили, заговорили, стали похваляться друг перед другом своими нарядами. Давайте послушаем, что они говорят!

Воспитатель (говорит за петуха). Какой красивый у меня гребешок, как корона! Мой мастер очень хорошо трудился, красивые цвета подобрал.

Затем воспитатель говорит за курицу:

— А мой наряд еще лучше: здесь и кольца оранжевые, и горошины зеленые.

Матрена. Вот как разговорились птицы! Ребята, а что ваши птицы про себя могут рассказать? Дети говорят от имени своих игрушек.

Матрена. Вот так игрушки хвастаются друг перед другом яркими узорами своих нарядов.

Звучит русская народная мелодия. Дети рассматривают птиц.

Публикации по теме:

Развитие художественно-эстетического творчества на занятиях по рисованию и лепке в ДОУ Цель: создать условия для совершенствования работы по художественно-эстетическому творчеству,учить рисованию и изготовлению поделок и аппликаций.

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись дымковских игрушек» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народным творчеством, закрепить представление о характере и особенностях дымковской.

Конспект НОД по развитию художественно-эстетического вкуса в старшей группе «Сказка о цветочной стране»Конспект НОД по развитию художественно-эстетического вкуса в старшей группе «Сказка о цветочной стране» Катунина Любовь Сергеевна, воспитатель МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области. Конспект открытой НОД по развитию.

Конспект НОД «Роспись дымковских игрушек» в старшей группе Программное содержание: • Закрепить знания о дымковских игрушках; приобщать детей к русскому народному творчеству; (Познание) • Закрепить.

Конспект занятия художественно-эстетического цикла в первой младшей группе «Пешеходный переход»Конспект занятия художественно-эстетического цикла в первой младшей группе «Пешеходный переход» Конспект занятия художественно-эстетического цикла в первой младшей группе «Пешеходный переход». Составила и провела воспитатель первой.

Конспект занятия познавательного цикла в группе раннего возраста «Петушок и его семья» МБДОУ №40 "Снегурочка" Конспект занятия познавательного цикла в группе раннего возраста Тема ’’Петушок и его семья” Воспитатель - Кашина.

Конспект занятия по лепке» по мотивам дымковских игрушек «Олешек (старшая группа) …» Цель: Учить детей создавать изображение по мотивам народных дымковских игрушек. Учить скульптурному способу.

Мастер класс по изготовлению дымковских и филимоновских игрушек из теста.Мастер класс по изготовлению дымковских и филимоновских игрушек из теста. В рамках тематики недели "Русская народная игрушка" в нашем детском доме была открыта выставка народной игрушки, все дети приняли активное.

Эссе «Возможности формирования базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла» Эссе на тему: «Возможности формирования базовых национальных ценностей на занятиях художественно – эстетического цикла». «Воспитатель.

Знакомство с Дымковской росписью. Роспись дымковских игрушек цель занятия: 1. продолжать знакомство детей с народными дымковскими игрушками. 2. развивать эстетический вкус 3. познакомить детей с народными.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Занятия художественно-эстетического цикла «Петушок да курочка» по лепке и росписи дымковских игрушек в старшей группе
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 01:59
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»
«Это моё! », «Отдай мне! », "Нет, не бери, это моё! " На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за то, что он не...
Консультация для родителей «Не делайте всю работу за детей»
Дети могут стать независимыми, если на пути не будет родительская спешка и занятость. Все это может сыграть плохую шутку. Родители не дают ребенку понять,...
Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками
Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы с детьми. В...
Оформляем паспорт группы (заключительная часть)
10. УГОЛОК ТРУДА. 1. Уголок дежурства с кармашками; картинки. 2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 3. Инвентарь для...
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей...
Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год ( на основе комплексной образовательной программы...