Лучший педагог года

Развлечение для старшего дошкольного возраста «Жилища наших предков в старину. Традиции русского народа»

Красюкова Галина Михайловна
Развлечение для старшего дошкольного возраста «Жилища наших предков в старину. Традиции русского народа»

Жилища наших предков в старину. Традиции русского народа.

Развлечение для старшего дошкольного возраста.

Образовательная деятельность организована в соответствии с содержанием образовательной области «Социализация» примерной основной общеобразовательной программы «Детство» ( авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова) и технологий организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста Н. А. Коротковой.

Публикация «Развлечение для старшего дошкольного возраста „Жилища наших предков в старину, Традиции русского народа“» размещена в разделах

Форма организации образовательной деятельности: музыкально литературная гостиная.

Время в режиме дня – образовательная деятельность в режимных моментах второй половины дня.

Форма организации детей: групповая

Цель: продолжение знакомства старших дошкольников с традициями русского народа, укладе жизни православных христиан.

Задачи:

1. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста любовь к родному поселку, стране, своей семье;

2. Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, начальные социально ценностные ориентации.

3. Формировать представления о некоторых фактах истории и культуры русского народа.

4. Формировать начала гражданственности.

Предварительная работа : беседы на тему: «Красота рукотворная и нерукотворная», «Храм – дом Божий» «Быт и занятия русских людей», «Русская изба», экскурсия в краеведческий музей поселка Ракитное, в Свято-Никольский храм посёлка Ракитное, разучивание пословиц и поговорок о труде и хоровода «Акулинка», индивидуальная работа по заучиванию стихотворений, слушание русских народных песен.

Методические приемы: вопросы к детям, рассматривание картинок и иллюстраций, игровая физкультминутка, наклеивание картинок на пособии «река времени», просмотр слайдов презентации к мероприятию, отгадывание загадок, называние пословиц, чтение стихотворений, вождение хоровода.

Оборудование: музыкальный зал оформлен в стиле «Русской избы», компьютер, экран, пособие «река времени»

Ход мероприятия

Дети старшей разновозрастной группы входят в музыкальный зал, оформленный в стиле горницы старинной избы.

Воспитатель: Дети сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Дети: (кланяются гостям, прижав руки к сердцу, говорят хором) Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте, детушки милые!

Милости просим в нашу горницу!

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Каждый день люди говорят друг другу «здравствуйте» и дети тоже здороваются, когда приходят в гости, в детский сад, в магазин. Как вы думаете, что означает слово «здравствуйте»?

Дети: значит, будьте здоровы.

Воспитатель: Правильно, когда мы здороваемся с кем-то, то желаем ему быть здоровым, не болеть.

Воспитатель: А еще я сказала вам «милости прошу». Это значит, что я прошу вас быть… милыми. Что значит быть милыми?

Дети: Добрыми, честными, справедливыми, терпеливыми, отзывчивыми, доброжелательными.

Воспитатель: Да, таким должен быть человек и по отношению к другим людям, и к окружающему миру, и к своей Родине.

Воспитатель: А что такое Родина?

Дети: Это место где человек родился.

Воспитатель: Да, это место где человек родился, и где его дом. Еще это место называется малой родиной. Наша малая родина называется поселок Ракитное, Ракитянский край.

Ребенок: Мой край с лирическим названием,

Как и родная наша Русь,

И я с любовью, пониманием

К нему сыновним отношусь.

Ракиты, милые ракиты!

От вас названье повелось.

Край соловьями не забытый.

Край ясных зорь и мирных грез (М. Тверитинов).

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие по «реке времени» в прошлое нашей малой родины. На «реке времени» это остановка «старина»

Гой, вы славные наши гостюшки!

Мы расскажем вам о Слободе Ракитной.

О далеких временах, нам неведомых…

Жили - были тогда добры молодцы,

Раскрасавицы красны девицы,

У них были добры матушки,

Бородатые мудры батюшки.

Умели они пахать да косить.

Дома, терема рубить,

Шить, варить и рисовать,

Чисто петь и танцевать.

Воспитатель: Напомню, умели и дома строить. Интересно, а в каких домах жили наши дети и прадеды?

Дети: В деревянных домах.

Воспитатель: Правильно, они жили в деревянных избах. Посмотрите на иллюстрацию (слайд 1). (В течение мероприятия все картинки слайдов дети прикрепляют на «реку времени»)

На ней вы видите избу. Еще такой дом называли срубом. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что её рубили.

Воспитатель: Правильно, потому что её срубили, сделали топором из дерева. А теперь посмотрите (слайд 2) и скажите, какие еще предметы в избе сделаны из дерева?

Дети: Стены, потолок, стол, стулья, лавки, сундук, посуда.

Воспитатель: Сколько народных умельцев было на Ракитянской земле! Из обыкновенного полена могли вырезать столько замечательных вещей! Посмотрите на эту иллюстрацию. Какая красивая мебель (слайд 3, посуда (слайд 4! Русский народ всегда славился своим трудолюбием. Не зря в народе говорят : «Труд человека кормит, а лень портит». А вы знаете пословицы о труде?

Дети: Скучен день до вечера, коль делать нечего.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Кто не работает, тот не ест.

Без труда, не вынешь и рыбку из пруда.

Воспитатель: Русский народ очень много трудился, и мы с вами сейчас потрудимся в мастерской. Динамическая пауза «В мастерской». Дети произносят слова и выполняют движения (повторяют 2 раза).

Посмотрите, как у нас в мастерской,

Там работники трудятся день-деньской (ходьба на месте).

Как начнут они топорикам рубить (имитационные движения,

Но гвоздочкам молоточком колотить (имитационные движения).

А пилами-то пилят, пилят (имитационные движения,

Во все стороны опилочки летят (размахивают руками с поворотом туловища вправо, влево).

Время плотничкам работушку кончать (стряхивают «опилки» с кистей рук,

И пойдут они вприсядочку плясать (приседание).

Воспитатель: Продолжим наше путешествие в прошлое. Посмотрите сколько старинных предметов на картинке (слайд 5! А вот все ли знают их название и предназначение? Давайте проверим. Я буду загадывать загадки, а вы называть отгадку, и называть, под каким номером она нарисована на картинке слайда.

Загадки:

Летом спит,

Зимой горит,

Пасть открывает,

Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра (коромысло).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит… (чугунок).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник (самовар).

Эту обувь не забыли.

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати

У печи оставят (лапти) (дети отгадывают загадки называя номера картинок на слайде.

Воспитатель: Печь в избе была основным предметом, она кормила, поила, она согревала. Поэтому в народе говорили : «Дом без печки – нежилой дом». И от жарко натопленной печи в доме даже в самую лютую стужу было тепло и уютно. В избе вечером в рабочие дни собирались соседи, друзья на «посиделки». Здесь они шили, вышивали, пряжу пряли, разговаривали, пели песни, ведь не телевизоров, ни радио, ни тем более компьютеров тогда еще не было. Вот и мы посидим рядком, да поговорим ладком. А поговорим мы об очень важной части избы, которая называлась «красный кут» или «красивый угол». Вот он (слайд 6) посмотрите! Это самая красивая часть русской избы. Здесь горит лампадка, висят красивые полотенца. А самое главное - висят иконы. Перед ними всегда молились русские люди. Все: и богатые, и бедные, и старые, и молодые просили, молили Бога о счастье, удаче и здоровье для себя и своих близких (слайд 7).

Ребенок: Глаза икон и свечи плачут…

Дрожащий голос в тишине

«Пошли нам, боженька, удачи,

Любовь и счастье на земле…» (Н. Алдохина)

Воспитатель: Но наши предки умели не только хорошо трудиться, но и весело и радостно отдыхать. Они «играли» песни, водили хороводы, танцевали.

Ребенок:

Коли народ невесел,

Низко голову повесил,

Знаю я, нужна игра:

Распотешится пора.

Становитесь в хоровод.

Воспитатель: А хоровод называется «Акулинка». Это русский народный хоровод Белгородской области.

«Акулинка»

1. Акулинка на улицу пошла,

За собой карагод повела.

2. Акулинка-то Сидоровна

В карагоде-то попрыгивала.

3. А другая завидовала

В карагоде не попрыгивала.

4. Если б я была Сидоровна

Ещё лучше бы попрыгивала.

5. Мы девчата молоденькие

Чем же мы не хорошенькие.

Воспитатель: Ну, вот и закончилось сегодняшнее путешествие «по реке времени». Мы говорили о жилищах наших предков, которые жили в старину. А следующее путешествие «по реке времени» будет в время, которое мы называем «древность» (по Н. А. Коротковой). Мы познакомимся с жилищами древних людей.

Использованная литература:

1. https://festival.1september.ru/articles/586094/ - описание хоровода «Акулинка».

2. rus-izba.narod.ru›utvar.htm – загадки об утвари русской избы.

3. tevronina.ru/taq/stixi – стихотворение об иконе

4. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : метод. пособие/ Н. В. Алёшина - М. : ЦГЛ, 2004.- 156.

5. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Мизайлова З. А. и др. – СПб. : ОО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528.

6. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М. : ЛАНКА-ПРЕСС, 2007. – 208.

7. Куломзина С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. - М. : ОБРАЗ, 2008. – 192.

8. Лопин Р. А. Традиционная культура семьи России. Учебное пособие. – Белгород: Константа, 2012. – 240.

9. Пересыпкина А. В. Социализация дошкольников средствами духовно-нравственной культуры. Учебно-методическое пособие. - Белгород: ООО «ГиК», 2011. -346.

10. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаика - Синтез. 2008.

11. Шишова Т. Л. Как воспитать в ребенке ответственность? М. : - Лоза, 2006. – 24.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Игровое пособие по краеведению «Быт и традиции Сибирского народа» для детей старшего дошкольного возрастаИгровое пособие по краеведению «Быт и традиции Сибирского народа» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №491 «Лучики» Изготовила: воспитатель Кузнецова.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект ООД в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое наших предков»Конспект ООД в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое наших предков» Конспект ООД в мини - музеи "Русская изба" для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое наших предков» Цель: расширять.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развлечение для старшего дошкольного возраста «Жилища наших предков в старину. Традиции русского народа»
Опубликовано: 23 декабря 2022 в 19:10
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД